zapogi.ru 1


УРОК - ПРОЕКТ

  • ЯЗЫК – ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬН0- ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ


ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

  • «СМИ – КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ»



ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

  • ПОЧЕМУ СМИ НАЗЫВАЮТ «ЧЕТВЁРТОЙ ВЛАСТЬЮ» ?



УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

  • РУССКИЙ ЯЗЫК

  • ИНФОРМАТИКА



АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

  • Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества.

  • Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления стандартизованности и экспрессивности;

  • учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие коммуникации.



Информационные ресурсы:

  • литературные (книги, газетные публикации и т.п.);

  • словари, справочники, CD-ROM «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007»

  • (3 CD), www. researcher.ru. Интернет – портал по исследовательской работе школьников;

  • дидактические материалы;

  • критерии оценивания


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • критического мышления;

  • приобретение навыков работы в группе и самостоятельной работы с большим объёмом информации;

  • умение увидеть проблему и наметить пути её решения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • расширить представление о средствах массовой информации, о классификации изданий на качественную и массовую;

  • совершенствовать основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;

  • показать языковые особенности средств массовой информации;

  • рассмотреть массовую коммуникацию как тип дискурса (особый тип коммуникации)



ГИПОТЕЗА

  • Влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально-политических акций. СМИ отводится чрезвычайное место «четвёртой власти».

  • На газетном материале публицистического стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий.



«Мозговой штурм» (формирование тем исследований учащихся) – первый урок;

  • «Мозговой штурм» (формирование тем исследований учащихся) – первый урок;

  • формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – первый урок;

  • выбор творческого названия проекта – первый урок;



  • обсуждение плана работы – второй урок;

  • обсуждение возможных источников информации – второй урок;


  • самостоятельная работа – третий урок;

  • творческая защита полученных результатов – четвёртый урок


СИЛУ СЛОВА СРАВНИВАЮТ С ОРУЖИЕМ

  • Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский)

  • Перо могущественнее, чем меч. (Гуманисты XYI – XYII веков)

  • Средства массовой информации сильнее атомной бомбы. (Зарубежные социологи)



СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:

  • телевидение;

  • радио;

  • печатные

  • (газеты, журналы) издания;

  • электронные

  • (Интернет) издания



ВИДЫ СМИ :

  • визуальные

  • (периодическая печать);

  • аудиальные

  • (радио);

  • аудиовизуальные

  • (телевидение)



ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ :

  • информационная;

  • комментарийно-оценочная;

  • познавательно-просветительская;

  • функция воздействия;

  • развлекательная



ВЫВОДЫ:

  • Актуальность данного исследования заключается в определении качества изданий.

  • Предметом исследования является публицистический стиль, отражённый в газетных статьях.


Изучение практического материала

  • СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства.

  • СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать её достоянием гласности.


ГРУППА № 1

  • ИНФОРМАЦИЯ.

  • КОММУНИКАЦИЯ.

  • ГАЗЕТА.

  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР: «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»



ВЫВОДЫ:

  • Большое внимание к языку газеты обусловлено важной ролью средств массовой информации в современном обществе.

  • СМИ воздействуют на развитие экономики, науки, культуры, на всю общественную жизнь.



ГРУППА № 4

  • « СРЕДСТВА МАССОВОЙ

  • ИНФОРМАЦИИ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

  • / ВИДЕО-РОЛИК /



ГРУППА № 3

  • КАК ВЛИЯЮТ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НАСЕЛЕНИЕ?

  • / ПРЕЗЕНТАЦИЯ /



ГРУППА № 2

  • ЧТО ЖЕ ЧИТАЮТ ВАШИ СВЕРСТНИКИ?

  • / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ /



ГРУППА № 2

  • СРЕДСТВА

  • МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

  • ГРАЖДАН

  • / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

  • ОПРОС /


ГРУППА № 3

  • « ВЫБОРЫ – 2007»

  • / АНОНС /


ГРУППА № 4

  • ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ

  • ИЗ ЖИЗНИ ШКОЛЫ

  • /ИНФОРМАЦИОННАЯ

  • ЗАМЕТКА /



ВЫВОДЫ:

  • Современная публицистическая речь наиболее полно реализует себя на страницах газет.

  • Она является первым письменным источником, который отражает общеязыковые тенденции.



ЖАНРОВЫЕ ГРУППЫ ПУБЛИЦИСТИКИ :

  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ;

  • ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ;

  • ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ;

  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ;

  • РЕКЛАМНЫЕ;

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ;

  • РАЗГОВОРНЫЕ;

  • ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ;

  • РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ



ГРУППА № 1

  • Я З Ы К Г А З Е Т Ы

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОЙ ГАЗЕТНОЙ СТАТЬИ

  • («РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»,

  • № 268 за 29 ноября по 05 декабря 2007 года,

  • с. 2 )

  • / АНАЛИТИЧЕСКАЯ

  • СПРАВКА /




ВЫВОДЫ:

  • язык газеты относится к публицистическому стилю, главными отличительными признаками которого являются «чередования экспрессии и стандарта»;

  • газеты на своих полосах отражают политическое содержание, политическую окраску и выбор языковых средств;

  • социальная оценочность – важнейший принцип языка публицистики, коммуникативная значимость газетно-публицистического стиля.


ГРУППА № 2

  • ФУНКЦИЯ СМИ –

  • ФУНКЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ

  • «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

  • ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

  • / РЕКЛАМА /



ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС :

  • ПОЧЕМУ СМИ НАЗЫВАЮТ

  • «ЧЕТВЁРТОЙ ВЛАСТЬЮ»?



ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально-политических акций;

  • СМИ отводится чрезвычайное место «четвёртой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх официальных властей (исполнительной, законодательной, судебной);



ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • все позитивные и негативные процессы, происходящие в обществе, находят прямое отражение в средствах массовой информации через язык газет;

  • на газетном материале публицистиче-

  • ского стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий;


ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • через сферу СМИ происходит обновление языка социума;

  • оценочность – главная отличительная черта газет публицистического стиля;

  • язык газет – неисчерпаемый источник идей, к которым будет прикован взгляд исследователя.



СОЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ТРИУМФ»

  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • – ЭТО КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА