zapogi.ru 1


МОУ Озеро-Карачинская средняя общеобразовательная школа


Открытый урок по обществознанию

6 класс

«Труд – основа жизни»

Учитель I квалификационной категории

Иванова Татьяна Александровна


Тема урока: Труд - основа жизни.

Цель урока: Раскрыть роль и значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.

Новые понятия: труд, услуга, благотворительность, меценат, богатство.

Оборудование: тетради, учебники, репродукции картин из Третьяковской галереи.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(записать домашнее задание, написать мини-сочинение).

II. В начале урока ставится вопрос: что мы сегодня должны узнать на уроке?

Какие профессии вы знаете? (На доске записан эпиграф: «Человек славен трудом»).


  1. Рассказ учителя (грузинская сказка «Научись ремеслу» - приложение 1).

Беседа по вопросам: Почему девушка не вышла замуж за царевича?

Как царь сохранил свою жизнь? Приведите примеры, когда труд спас человеку или другому существу жизнь.

Вспомнить пословицы и поговорки о труде.

2. Что же такое труд? Записать в тетрадях определение: Труд - целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных благ. Труд - работа, занятие, усилие, направленное на достижение чего- либо

3. Что даёт человеку труд? (учащиеся отвечают письменно в тетрадях). Труд дает услуги (иллюстрация на стр.126). Услуги - бытовые удобства, предоставляемые кому-либо (запись в тетрадях).

Каким бывает труд?

Работа с текстом учебника стр. 124.

Работа с иллюстрацией на стр. 125 (Т.Н.Яблонская (1917- 2005).Хлеб.1949г.)


4. Как оценивается труд?

Прочитать басню «Старик и яблони» и ответить на вопросы стр. 127.

Богатство и бедность.

5. Что такое богатство? Богатство- это все, что ценят люди (запись в тетрадях).

Кого называют богатым? Основное правило русских купцов: « Богатство обязывает!»

Запись в тетрадях: меценат - покровитель; благотворительность - оказание материальной помощи нуждающемуся. Спонсор - Физическое и юридическое лицо, оказывающее финансовую поддержку кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности, продукции. В учебниках прочитать статью «Богатство обязывает», подробнее остановиться на деятельности братьев Третьяковых (выставка картин Третьяковской галереи).

III. Закрепление нового материала: прочитать рассказ В.Сухомлинского « Чёрные руки». О чём хотел сказать автор? (Приложение 2)

Анализ пословиц и поговорок по теме (Приложение 3).

IV. Задание на дом: параграф 12, написать мини-сочинение, взяв за основу понравившуюся поговорку.


Приложение 1.

Грузинская сказка

Было или не было - жил на свете один Царь. У него был единственный сын.

ЦАРЬ (1): Состарился я, сынок. Пора бы тебе жениться, внуками меня на старости лет порадовать.

ЦАРЕВИЧ: Позволь мне, отец, обойти наше царство - сам выберу себе невесту! ЦАРЬ (1): Ну что ж, иди, ищи!

Отправился Царевич. Ходит он по всем городам и селениям, смотрит, ищет - никак не найдет невесты. Только в одном бедном селении, на самой его окраине, в самом бедном доме, увидел он Девушку невиданной под солнцем красоты и с первого же взгляда влюбился в нее без памяти.

ЦАРЕВИЧ: Будь моей женой!

ДЕВУШКА (опустив голову): Скажи мне, какое ремесло ты знаешь?

ЦАРЕВИЧ: Никакого не знаю, я - Царевич.

ДЕВУШКА: Не знаешь - твоя беда! А быть Царевичем это еще не ремесло! Сегодня ты царь, а завтра - нет, тогда как хлеб добывать будешь? Пойди, научись какому-нибудь ремеслу - выйду за тебя.


Загрустил Царевич, не знает, какому ремеслу можно научиться поскорее. Пришёл к отцу, рассказал, что с ним случилось. Помоги мне, говорит, изучить хоть какое-нибудь ремесло. Вызвал Царь всех ремесленников. Пришли ремесленники: столяры,

сапожники, портные, каменщики, печники.

ЦАРЬ (1) обращается к Столяру: Ты в какой срок можешь научить Царевича твоему ремеслу?

СТОЛЯР: В пять лет, ваше величество.

ЦАРЕВИЧ (разочарованно): О! за пять лет моя невеста выйдет замуж, не дождется меня.

ЦАРЬ (1): Кто может научить Царевича своему ремеслу скорее

САПОЖНИК: Научу за четыре.

КАМЕНЩИК: За три года!

ПЕЧНИК: За два года мастером станет!

БУРОЧНИК: Я валяю войлок и мастерю бурки. За три дня обучу Царевича своему ремеслу!

ЦАРЕВИЧ: Вот это мне подходит!

Обрадовался Царевич, пошел к Барочнику и за три дня научился валять войлок и мастерить бурки: и длинные, ворсистые - для всадников, и короткие, гладкие, без швов - для пешеходов. После того отправился он к девушке. "Зачем опять пришел?" ­спрашивает девушка. - "Тебя сватать". - "А ремесло изучил?" - "Изучил: бурки валять умею". - "Ну, и это ремесло пригодится! - говорит Девушка.- Пойду теперь за тебя замуж!» поженились они и зажили счастливо.

Вскоре старый Царь умер. Стал царствовать наш Царевич. Захотелось ему однажды посмотреть свое царство: кто как живет, кто чему радуется, кто о чем горюет, что о нем самом говорят. Нарядился он в одежду бедняка и пошел. Шел, шел и пришел в какой-то

Город, и захотелось ему есть. Разыскал он духан, вошел в него, поздоровался и говорит:

"Накормите меня, добрые люди!"

Встретили его хозяева ласково, не отказали - накормили ... А это были Разбойники-­людоеды. Подвели они Царя к погребу, открыли дверь. "А что у вас в этом погребе?" - ­спрашивает Царь. "А вот посмотри сам!" - сказали Разбойники, да и столкнули его в погреб, а там уже три пленника сидело.


ЦАРЬ (2): Почему вы сидите здесь? Что с вами сделают?

ПЛЕННИКИ (вместе): Убьют нас эти людоеды-Разбойники и съедят. Да и тебе того же не миновать.

Испугался Царь, не знает, что делать… Убили Разбойники тех троих Пленников. Пришел

черед Царя. Сказал Царь Разбойникам… Не убивайте меня! Я вам такую бурку сваляю,

что тысячу туманов ... (Туман это такая крупная золотая монета.) ... да, Вам за нее тысячу туманов дадут! Несите ее прямо к молодой Царице - она, не торгуясь, купит. Обрадовались Разбойники, дали ему шерсть. Стал Царь мастерить бурку. Смастерил, украсил все такими узорами, что глаз не оторвешь. А между узорами вышил слова: «Сижу в плену у Разбойников-людоедов в таком-то городе, в таком-то доме, в погребе. Не придете через два дня на помощь - убьют меня".

Взял один Разбойник бурку, взвалил на голову и понес в город.

Принес во дворец Царице, стал продавать. Рассмотрела Царица бурку, прочитала слова, что среди узоров были вышиты. Отдала за бурку тысячу туманов и отпустила Разбойника. Потом кликнула Воинов и пошла за тем Разбойником вслед - выручать мужа.

Разбойник идет, ничего не подозревает, а Царица с Воинами - за ним. Пришли, окружили разбойничий дом. Никому из него не выскочить!

Бросились ВОИНЫ в дом, схватили всех Разбойников и перебили. Спустились в погреб, освободили Царя и привели к жене.

ЦАРИЦА: Видишь! Не знай ТЫ ремесла - и не помогло бы тебе, что ты Царь: закололи бы тебя, как барана, и съели.

ЦАРЬ (2): Правда твоя. Не быть бы мне в живых! Выручило меня только мое ремесло!


Приложение 2.

Черные руки

Бабушка месила тесто. Тесто было пышным, мягким, белым.

Испеки мне голубя, попросил Юра.

Бабушкины руки стали лепить голубя. Вот появились крылья, тонкие, нежные, каждое перышко видно. А руки у бабушки черные, сморщенные, с высохшими тонкими пальцами.


Не может внук оторвать глаз от них словно впервые увидел бабушкины руки. Достала бабушка голубя из печи, поставила перед внуком. А его и есть жалко: белый, пышный, будто вот-вот взлетит.

- Бабушка, - спрашивает Юра, - почему руки у вас черные-черные, а голубь белый-белый?

- Если бы у меня были руки белые, не было бы ни теста, ни голубя, - тихо сказала бабушка.

Юра загляделся на голубя. Потом сказал:

- Дайте мне лопату, бабушка.

- Зачем? •

- Пойду в сад копать землю.

- Зачем же ее сейчас копать?

- Чтоб руки почернели.

- Бери, Юра, лопату.


В. Сухомлинский

1. Каким бывает труд человека?

2. Почему труд по-разному оценивается?

3. Чем богатый человек отличается от бедного?

4. Какие правила помогают успешно трудиться.


Приложение 3.

Пословицы и поговорки.

• Без труда нет добра.

• Человек славен трудом.

• Дерево узнают по плодам, а человека по делам (по трудам).

• Терпенье и труд всё перетрут.

• Счастье и труд рядом живут.

• Для кого труд радость, для того жизнь счастье.

• Человек живет век, а его дела ­два.

• Сидя на печи, генералом не станешь.

• Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

• Трудовой хлеб - сладок.

• Трудовой грош и перед Бо­гом хорош.

• Трудовая денежка всегда крепка.