zapogi.ru 1

Урок по теме «Средства связи».


Учитель Верезуб Г.Я.


Тема урока: «Составление текстов телеграмм, заполнение телеграфных бланков».

Цели урока:


  1. Познакомить с правилами составления текстов телеграмм и правильного заполнения телеграфных бланков, стоимостью телеграфных услуг;

  2. коррекция письменной речи, мышления; формировать умение составлять тексты телеграмм разного содержания, заполнять телеграфные бланки, подсчитывать стоимость телеграммы;

  3. воспитание чувства товарищества и взаимопомощи при работе в бригаде.

Оборудование урока:

1.Таблички:Средства связи, вид связи, почта, телеграф, телефон, письма, открытки, посылки, денежные переводы, телеграммы, переговоры.

2. Конверты с заданиями

конверт 1. Какие виды писем вы знаете?

Конверт 2. Какая почта была раньше? А теперь?

Конверт 4. Что не нужно отправлять письмом?

Конверт 3. Почему не дошло до дедушки письмо Ваньки Жукова?

3. Книжка-раскладушка, на которой изображены: ямщик, везущий почту, почтовый голубь, воздушный шар, бутылка в море, почтовый вагон, почтовый самолет;

4. Макет конверта крупного размера;

5. Презентация к уроку.

6. Макет телеграммы укрупненного размера;

7. Бланки телеграмм для индивидуальной работы;

8. 4 карточки с заданиями для бригад (моделирование реальных ситуаций);

9. Тетради и ручки.


Ход урока:

I. Организация учащихся:

1. Психологическая установка на доброжелательную работу.

- Посмотрим, ребята, друг на друга.

- Улыбнитесь друг другу.

- Скажите, какое у вас сейчас настроение?

- Я бы хотела, чтобы такое настроение у вас было до конца урока.

2. Запись числа.


- Ребята, кто мне скажет, какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Какое время года?

- Запишите число в тетради, а я на доске.


II.Повторение теоретических сведений:


А) У каждого ученика на парте табличка со словами, обозначающими средства связи или почтового отправления.

- Вспомните, какие средства связи вы знаете.

-Тем учащимся, у кого есть на парте таблички с этими словами, выйти к доске и прикрепить их под табличкой, размещенной на доске «Средства связи».

Ученики под табличкой «Средства связи» размещают слова «Почта, телеграф, телефон».

Другие ученики, по просьбе учителя , по очереди выходят к доске. И каждый прикрепляет имеющуюся у него карточку под названием соответствующего вида связи. В результате на доске выстраивается схема средств связи:

Средства связи------------------------вид связи



Почта-----------------------------------------------письма, открытки, бандероли,

посылки

Телеграф------------------------------------------денежные переводы.

Телеграммы

Телефон------------------------------------------ переговоры


Б). Игра «Что, где, когда» . Цель – повторение пройденного.


Бригадиры 4-х бригад (деление по обучаемости: В.В.Воронкова) разыгрывают конверты, и каждая бригада получает задание:

Конверт 1. Какие виды писем вы знаете?

Конверт 2. Какая почта была раньше? А теперь?

Конверт 4. Что не нужно отправлять письмом?

Конверт 3. Почему не дошло до дедушки письмо Ваньки Жукова?

Для ответа на 2 вопрос используется книжка-раскладушка, на которой изображены: ямщик, везущий почту, почтовый голубь, воздушный шар, бутылка в море, почтовый вагон, почтовый самолет.

В). По макету конверта повторяются требования к написанию адреса, разбирается назначение индекса.


В ходе небольшого диалога учитель выясняет, куда следует обратиться, если требуется быстро передать сведения в другой населенный пункт


III. Сообщение темы и задач урока.

IV. Сообщение теоретических сведений. Презентация «телеграмма» 9 слайдов. В ходе презентации учитель знакомит учащихся с правилами написания текста телеграммы в сравнении с письмом. На одной стороне слайда написан текст письма, на другой – этот же текст для телеграммы. Учитель привлекает внимание детей к тому, что сокращено. Сообщает сколько стоит 1 слово телеграммы. Вместе считают стоимость получившейся телеграммы. Предлагает внимательно прочесть текст телеграммы и найти слова, которые можно исключить из текста с целью удешевления стоимости, но не теряя смысла телеграммы. На основании проделанной работы учитель подводит учащихся к формулировке требований к составлению текста телеграммы, после чего эти правила высвечивает на слайде презентации:

текст телеграммы пишется кратко, с пропуском предлогов и знаков препинания.


V.Запись правила в тетрадях.

VI.упражнения в составлении текста телеграмм.

На 8 слайде презентации в беспорядке размещены слова и цифры (нас встречайте 7 10 вагон поезд Витя)

Учащимся дается задание составить текст , исключая лишние слова. С помощью вопросов учителя на доске составляется текст: « встречайте 10 числа поезд78 вагон 7 Витя»

Слайд 9: Текст телеграммы с адресом;

Задание учителя: посчитать стоимость данной телеграммы.

VII. Ознакомление с объектом работы.

Учитель сообщает, что на телеграфе телеграфист предложит текст телеграммы написать самостоятельно.

Учитель предлагает макет телеграммы, раздает телеграфные бланки каждому ученику.

В ходе беседы выясняют, какие графы имеет телеграмма, что в них пишется, особенности их заполнения. Учитель обращает внимание на индекс, объясняет, почему необходимо написать правильно почтовое отделение, почему требуется правильно и полностью написать обратный адрес, объясняет, что слова обратного адреса не оплачиваются.


VIII. Составление плана заполнения телеграммных бланков.

Учащимся предлагается рассмотреть лежащий у них на столе незаполненный бланк телеграммы и рассказать, что и в какой последовательности они будут писать.

IХ. Практическая работа.

Учащиеся 4 групп должны заполнить бланки составленной ранее вместе телеграммой с адресами адресата и обратным адресом (своим, принесенным заранее –д.з.). Учитель контролирует их работу.

Учащиеся 3 группы – самостоятельно составить текст телеграммы о приезде; Учитель напоминает правила написания телеграмм, предлагает в случае затруднения обращаться к ней за помощью.


Учащиеся 1-2 групп записывают самостоятельно составленные тексты телеграмм: 1 группа – поздравление с днем рождения, 2 группы _ текст-приглашение на юбилей. В случае затруднения учитель предлагает им обращаться к макету телеграммы.


Х. Оценка качества выполненной работы.

ХI. Сообщение дополнительных сведений об оплате простой и срочной телеграммы.

Слайд 10 – различные бланки с указанием стоимости услуг.

Учащиеся данные записывают в тетради.

ХII. Подсчет стоимости своих телеграмм:

3-4 группы – простой с телеграфным сбором;

2 группы –срочной с телеграфным сбором;

1 группы – на художественном с телеграфным сбором.

С помощью учителя учащиеся выясняют, почему у некоторых учащихся телеграммы дороже, решают. Нельзя ли было сократить текст или адрес телеграммы.

ХIII. Моделирование реальных ситуаций.

Каждая бригада получает карточку с заданием послать телеграмму:

1 бригада – новоселье;

2 бригада – рождение сына;

3 бригада – сообщение о болезни родственника;

4 бригада – поздравление с Новым годом.

Учащиеся садятся за столы, на которых лежат бланки и ручки. Это телеграф Учащиеся обсуждают тексты, заполняют бланки

Учитель – оператор телеграфа. К нему выстраивается очередь из представителей каждой бригады. Учитель принимает телеграммы, если есть ошибки, возвращает, просит подумать, например, над текстом, проверить правильность написания адресов. Называет стоимость каждой телеграммы и объясняет, за счет чего она могла бы быть меньшей.

Оценивает работу учащихся каждой бригады.

ХIV. Подведение итогов. Домашнее задание: подсчитать стоимость телеграммы папы Чука и Гека (А.Гайдар «Чук и Гек»)