zapogi.ru 1

МОУ Озеро-Карачинская средняя общеобразовательная школа


Открытый урок по химии

Тема: «Атомы химических элементов»

Учитель высшей квалификационной категории

Бубнова Екатерина Валентиновна


Урок №19

Тема: Атомы химических элементов.

Цель: применять полученные знания и умения о строении атомов химических элементов, на основании положения их в периодической системе химических элементов, на практике.

Задачи: проконтролировать степень усвоения основных знаний и умений по строению атомов химических элементов, положение элементов в ПСХЭ, определение металлов и неметаллов, простых и сложных веществ, типов химической связи, умение вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю элементов;

содействовать формированию причинно-следственных связей между строением и свойствами, элементов и типами химических связей, познаваемости мира и природы;

развитие у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и классифицировать, обобщать.

Тип урока: урок применения знаний и умений. (УПЗУ)

УМК: Габриелян О.С. Химия 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2007.

Габриелян О.С. Рабочая тетрадь, таблица ПСХЭ, портрет Д.И.Менделеева, тест «Строение электронных оболочек»- методика преподавания химии в школе 8 класс. Видеозапись авторы Качалова Г.С., Алейникова О.А. «Практические занятия», ОБлЦИТ

Структура урока:


  • Сообщение цели урока;

  • Воспроизведение учащимися знаний и умений;

  • Выполнение различных заданий, задач, упражнений, тестов;

  • Проверка выполненных работ;

  • Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • Задание на дом.

Вначале урока сообщаю цель и задачи урока.


В этом году две знаменательных даты: 175 лет со дня рождения Д.И.Менделеева (8 февраля 1834 г.) и 140 лет с открытия периодического закона (март 1869г.). Этот закон важен и сегодня (Я зачитываю строки стр.25 «Химия в школе» №6 2008 г.)

Я верю в то, что это так, И вы поверьте мне, Что это нравственный закон, Важнейший на земле.

Через завесу групп восьми Периодов семья. В закон, как в зеркало, смотрюсь, Спешу познать себя.

У элемента номер свой. Спрошу и у себя: После кого и перед кем На свет явился я?

Вопрос о ценности добра Закон помог познать: Что у кого могу я взять И чем смогу отдать?

В нём так, как в жизни, - Неспроста закон во всём един – Сегодня ты упал с коня, А завтра – господин.

Периодичность этих свойств Пусть не пугает. Ты В ладу с природою своей Живи, люби, твори. Работа с понятиями: фронтально повторяем основные понятия необходимые для работы на данном уроке. Раскрыть понятия по содержанию: атом, протон, электрон, нейтрон, электронное облако (орбиталь), электронный слой, период, группа, подгруппа, металлы, неметаллы, доля, относительная молекулярная масса, массовая доля.

Фронтальная работа с ПСХЭ:

1. Назвать количество групп и периодов в ПСХЭ.

2. Назвать элементы IА и IVА группы и количество электронов на внешнем слое.

3. Назвать элементы начинающие и заканчивающие 2 период, 3 период.

Выполнить тест: индивидуальная работа/15мин./

Строение электронных оболочек атомов



Тестовые задания типа А.

1. Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:



а) 2 8 3     б) 2 8 1        в) 2 8 7     г) 2 8 4

2. Укажите электронную формулу атома азота:


a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) ...2s22p3; г) Is22s22p1.

3. Какая из приведенных схем распределения электронов по орбиталям соответствует атому бора:



4. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:

а)1; 6)3; в) 4; г) 5?

5. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:

а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.

6. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:

а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.

7. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:

a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1

8. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:

а) 2; 6)3; в) 5; г) 7

9. Какой порядковый номер в ПСХЭ соответствует электронной формуле ...Зр3:

а) 7; 6)15; в) 5; г) 13?

10. Укажите заряд ядра атома с электронной формулой ...2s22p2

а)+14; б) +6; в)+4; г)+2.

2; б)3; в) 5; г) 7.

Тестовые задания тип Б.

1. В одном периоде расположены элементы:

а) с одинаковым числом валентных электронов;

б) с одинаковым числом электронных орбиталей;

в) с одинаковым радиусом атомов;

г) заряд ядра атомов, которых последовательно возрастает на единицу.

2. В одной группе расположены элементы:

а) с подобными химическими свойствами простых веществ;


б) с одинаковой формулой высшего оксида;

в) с одинаковой формулой водородного соединения;

г) с одинаковым числом валентных электронов.

3. С увеличением массы атомов элементов периодически изменяется:

а) заряд ядра;

б) радиус атомов;

в) число валентных электронов;

г) число нейтронов в ядре.

4. Что соответствует порядковому номеру элемента в ПСХЭ:

а) заряд ядра;

б) число электронов;

в) число протонов;

г) число нейтронов?

5. Назовите элемент, которому соответствует описание - проявляет постоянную валентность, равную II, металлические свойства ярко выражены, имеет электронную конфигурацию ...4s2:

а) магний; б) кальций; в) натрий; г) литий. 6. Назовите элемент, расположенный во втором периоде, имеющий на внешнем энергетическом уровне в атоме 6 электронов:

а) углерод; б) бериллий; в) кислород; г) фтор.

7. Элемент имеет один неспаренный электрон на внешнем энергетическом уровне, ярко выраженные неметаллические свойства. Расположен элемент во втором периоде, в VII группе. Этот элемент:

а) углерод; б) азот; в) кислород; г) фтор.

8. Какие схемы распределения электронов по энергетическим уровням характерны для одной подгруппы:

а) 1; 2, 1; 2, 8, 1;

б) 2; 2, 8; 2, 8, 8;

в) 2, 4; 2, 8, 4; 2, 8, 18,4;

г) 2, 5; 2, 6; 2, 7?

Работа у доски (остальные самостоятельно на месте): 1.составить схемы возможных видов химической связи для следующих элементов: 1s2; 1s22s22p5; 1s22s1 .

Н(:)Н; Н (:)CI; H → CI ; CI(:)CI ; Li0 -1e-→Li+ CI0+1e- →CI1- Li0 + CI0 → Li+ CI-


2.Составить формулу вещества и решить задачу: Вещество состоит из кислорода и железа (III)

Mr (Fe2O3) =56*2+16*3=160

w= A (э) /Mr (в-ва) w (Fe) = 56*2/160*100% =70%; w (O) = 16*3/160*100% =30% Ответ: w (Fe) = 70%; w (O) = 30%.

3. Решить задачу: Найти формулу вещества, если известны массовые доли элементов, входящих в данное вещество, массовая доля калия 83%, кислорода17% (задача дана для тех, кто решит предыдущую быстро и правильно).

Дано: Решение:

W (К) =83% 83/39: 17/16 =2,13 : 1,06 = 2 : 1 Ar(K)=39 Ar(О)=16

W (O) =17% К2О

Найти: ( КхОу) =? Ответ: К2О

Фронтальная работа:

1. Определить основание деления и найти лишнее:

1) Cu; N2; Fe; Na; K. 2) Na2S; CuCI2; HCI. 3) Fe; F2; O2; N2; P. 4) HCI; NH3; Br2; HBr.

2. Сравнить свойства элементов: а) Be и Ca; б) Li и Na; в) Na и Mg.

Итог урока.

Домашнее задание: подготовка к устному обобщающему уроку (анкета), письменному обобщающему уроку, контрольной работе.