zapogi.ru 1

Урок технологии


Свойства черных и цветных металлов,

сплавов.


Цель
: 1) ознакомить учащихся со свойствами металлов,

значением свойств при изготовлении изделий;

2) дать характеристику черных, цветных металлов и сплавов;

3) формировать бережное, рациональное отношение к использованию

металлов и сплавов.


Оборудование: доска, набор металлов и сплавов, тетрадь, инструменты.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1.Вопросы и задания для повторения:

1) Какую профессию мы будем осваивать в этой четверти?

2) Назовите инструменты, которым пользуется слесарь.

3) Как можно различить напильники?

4) Как они называются? Для чего предназначены напильники?

5) Рассказать о технике безопасности при работе со слесарным

инструментом.

6) Какой измерительный инструмент слесаря мы узнали? Для чего он

предназначен.

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Вводная беседа.

Слово учителя.

Мы с вами познакомились с рабочим инструментом слесаря,

практические навыки мы с вами будем приобретать в ходе

работы. А сейчас мы познакомимся со свойствами черных и

цветных металлов, сплавов, узнаем о необходимости знания их

при изготовления изделия. Познакомимся с видами черных,

цветных металлов и сплавов.

Термин металл происходит от греческого слова « металлом»,

которое родилось от латинского слова « металлум», что

означает шахта, рудник, руда.

В глубокой древности люди познакомились с железом, которое

содержалось в метеоритах – египтяне называли их небесными,


греки – звездными. Метеоритное железо вначале ценилось

дороже золота. Железные украшения носили самые богатые,

знатные люди. Любая современная страна должна иметь много

хорошего металла, т.к. это не только вилки, ложки, а прежде

всего техника, танки и т.д.

Но прежде чем приступить к изготовлению какого-либо

изделия, нужно правильно выбрать подходящий для него

материал. Металлы в технике применяются не в чистом виде,

а в виде сплавов, которые получаются путем смешивания в

расплавленном состоянии двух или нескольких металлов

в точно определенном соотношении. Правильный выбор

подходящего для изделия металла или сплава можно сделать,

зная его свойства. (Например, броня, подводная лодка).


2. Запись в тетрадях.


Свойства черных и цветных металлов и сплавов.



Механические свойства

Технологические свойства

 

 

1)Прочность – выдерживает

1). Ковкость – новая форма под

нагрузки. (Ушко)

действием удара.

2). Твердость – сопротивление

2). Жидкотекучесть – заполнять

внедрению (опыт).

литейную форму. (Тиски).

3). Упругость – способность


3). Обрабатывается резанием

восстанавливать форму.

различным инструментом.

(Линейка. Опыт).

(Опиливание напильником).

4). Пластичность – изменяем

4). Сворачиваемость металлов

форму без разрушения.

низкая.

(Опыт)

5). Коррозийная стойкость

 

(ведро, банка консервов).


Таким образом, зная свойства металлов и сплавов, мы можем

использовать их по назначению.

Вопрос учащимся: Какие же металлы и сплавы существуют?



  1. Запись в тетрадях.



Виды металлов и сплавов.

(Их демонстрация)


1. Черные.
Железо.
а) сталь – до 2%
( болты, инструменты);
б) чугун – 2 -4 %
(радиаторы отопления).

2. Цветные – все остальные Медь – красная (провода) Алюминий – серебристый ( в авиации, электротехнике); Сплавы Латунь – медь + цинк (клеммы)
Бронза – медь + свинец + олово
(желто-красная) (краны, скульптуры)
Дюроалюминий – алюминий + медь, магний, цинк
(в авиации, машиностроении)
Сплавы не ржавеют, легко обрабатываются.


III. Практическая работа.

1)Из какого металла лучше сделать водопроводный кран и почему?

2)Растяни пружину из меди и стали.

3)Зажми заготовку из стали и алюминия, опили напильником.

Какой металл лучше обрабатывается?

4)Что такое сплав?

5)Назови механические свойства металлов и сплавов.

6)Чем отличается сталь от чугуна?

IV. Итог урока.

Мы узнали свойства и некоторые виды черных, цветных металлов и сплавов, узнали о применении их в народном хозяйстве. Металл очень тяжело добывается, поэтому его нужно экономно расходовать.