zapogi.ru 1 2 ... 6 7




Управление образования администрации Купинского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Купинский Дом детского творчества


« Утверждаю»

Директор ДДТ

_________Г. Р. .Моллекер


Программа

Художественно-эстетической направленности

«Русские народные ремесла»


Срок реализации – 5 лет,

возраст обучающихся – 8-15 лет


Педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Траутвейн В.А.


Программа рассмотрена

на педагогическом совете

протокол №___ от_______ 200 г.


Новосибирская область, г. Купино




Содержание



  1. Пояснительная записка……………………………….




  1. Учебный план…………………………………………




  1. Учебно-тематический план по годам обучения…….




  1. Содержание изучаемого курса……………………….




  1. Технология реализации программы………………….




  1. Литература……………………………………………..



Пояснительная записка

Учреждения дополнительного образования детей совместно с общеобразовательными учреждениями призваны осуществлять задачи всестороннего воспитания подрастающего поколения, улучшение художественного образования и эстетического воспитания, что позволит детям приобрести частично специальные знания и умения, а так же обеспечит им интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально – экономическим условиям.


Ребенок имеет право на творчество, право на знакомство с различными видами искусства, которые развивают личность. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности в видах деятельности.

Творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого.

Программа художественно – эстетического направления «Русские народные ремесла» разработана в соответствии с профессиональными возможностями педагога и материально – техническим обеспечением учебного процесса.

В данной программе запланировано несколько вариантов декоративно – прикладного творчества: вязание крючком и на спицах, плетение макраме, изготовление мягких игрушек, лоскутная техника, изготовление тряпичной куклы и одежды для нее.

Вариативность программы позволяет учесть интересы детей сегодняшнего дня, показать им не только красоту декоративно – прикладного творчества, но и его значимость в современной жизни, дает возможность украсить нашу одежду, жилище, своими руками изготовить сувениры в подарок друзьям и близким людям.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она позволяет закрепить и пополнить знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии в общеобразовательной школе; дает возможность познакомить детей с различными видами народных ремесел и способствует приобретению профессиональных навыков, что позволит им легко адаптироваться в современном обществе.

Большое воспитательное значение имеет связь старших членов объединения с младшими группами, что позволяет поддерживать дружеские отношения между детьми, развивает навыки коммуникативного общения, самостоятельность, ответственность и другие личностные качества.

Обучающиеся формируют свои умения и навыки, развивая познавательный интерес к самостоятельной творческой деятельности, что, может быть, поможет им самоопределиться в жизни в нынешних экономических условиях.


В педагогике всегда результат прогнозируемый, отсроченный во времени. Организация свободного досуга ребенка, формирование разносторонних качеств – это результат в воспитании и становлении ребенка как личности.

Вязание – одно из интересных и полезных видов рукоделия. Техника его прошла через века, а в наше время получила большое развитие и стала одним из любимейших занятий рукодельниц.

Установить точно, когда зародилось ручное вязание, трудно, ведь трикотаж не камень, не легко его сохранить тысячелетиями. Однако древнейшие, дошедшие до нас вязаные предметы – сравнительно сложны по технологии. Ученые относят их к 3 веку до новой эры. Все древнейшие находки свидетельствуют о развитой культуре одежды и высоком уровне владения техникой вязания, составления узоров, выборе цвета.

Первоначально вязали просто на пальцах, позднее стали использовать спицы.

В конце 15-16 веков вязание завоевало всю Европу. Широкое распространение получили вязанные чулки, которые пользовались большим успехом, главным образом, среди знати. Ручное изготовление вязаных чулок значительно определило остальные производства и вскоре было организовано в цеха. Интересно, что вязание вначале было исключительно мужским ремеслом, и лишь позднее, когда широко распространилось, им стали заниматься женщины.

В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки, варежки из овечьей шерсти. Обычно эти изделия были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами, узорами, которые имели народные названия. Вязание варежек было очень распространенно в Прибалтийских странах. Они делились не только с целью защиты от холода, но имели значение в старинных обрядах сватовства, свадьбах, похоронах.

С конца 19 - начала 20 веков в России стало распространяться вязание сапожек, украшенных цветными орнаментами. В сочетании оригинальных узоров и цветных комбинации, применяемых в вязании, проявляется богатая творческая фантазия русского народа.


В наше время вязание остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые модные узоры и модели. Можно сказать, что сегодня трикотаж – фаворит моды. Трудно представить наш гардероб без трикотажных вещей. Благодаря своим прекрасным качествам их можно носить с утра до вечера, в будни и в праздники.

Вязание крючком можно назвать ювелирной работой, особенно если посмотреть на изделия, сохранившиеся в музеях и частных коллекциях. Они восхищают красотой и изяществом. Связанные крючком вещи могут быть большие: одежда для взрослых и детей (свитера, платья, шарфы, шапки), покрывала, скатерти; могут быть маленькими, где руки хозяйки связали абажур и салфетки на табуретки, где кухня украшена прихватками, а на диване – подушки с вязаными наволочками.

Вязание крючком доступно каждому, оно не требует больших материальных расходов. Этот вид рукоделия способствует развитию усидчивости, внимания, аккуратности, терпения.

Каждое рукоделие по-своему уникально: неповторимой историей зарождения, самобытным развитием. Некоторые из рукоделий не всегда забыты, жизнь других еще теплится, многие виды дожили до наших дней. Но нет среди них более древнего, таинственного и удивительного, чем узелковое плетение! На протяжении тысячелетий оно использовалось людьми для создания одежды, добывания пищи и даже помогло придумать узелковую письменность. Позже мореплаватели довели до совершенства это ремесло, а женщины средневековья сумели придать ему изысканность, подняв его до уровня прикладного искусства. Таким мы и получили это наследство с коротким названием «макраме». Современные умельцы, овладев узелковым плетением, продолжают развивать и совершенствовать это искусство. Казалось бы, серые унылые веревки, бумажный безликий шпагат, плоская тесьма, бельевая веревка – и вдруг весь этот будничный материал оживает под руками мастера и удивляет изысканной игрой светотени, своеобразной фактурой и совершенством форм.


Большой интерес к рукоделию проявляют дети от младшего до старшего школьного возраста. «Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества». Осуществляется оно через образование. В воспитании взаимно действуют личность, семья.

Вкус – это эстетическая способность человека к различию, формирование и развитие вкуса – задачи эстетического воспитания.

Художественный вкус - это вкус, относящийся к искусству, к деятельности в области искусства.

Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше.

Да, чудодейственная сила искусства в том, что она влияет на чувства, через них прокладывает путь к разуму, пониманию, выводам. Надо воспитывать чувства, развивать данную человеку природой драгоценную способность воспринимать «прекрасное».

Бесспорно, учиться создавать «прекрасное» – отличная форма приобщения детей к искусству, эта школа воспитания художественных вкусов.

Образцов С.В. рассказывал: «Знаете, почему родилось искусство? Потому, что человек не может воспринимать мир одним лишь умом, ему необходимо воспринимать его сердцем, чувствами»

Понимать художественную деятельность нужно достаточно широко – она включает в себя: занятия детей каким-либо видом искусства и познание произведений художников; и созерцание красоты природы; и эстетическую оценку человеческих отношений. Все эти способы познания эстетического в школьном возрасте взаимосвязаны, переплетены.

Можно с уверенностью сказать, что те знания и переживания, которые ребенок «пропустил» через активное действие закрепляются в его сознании намного надежнее и глубже, чем те, которые он получил чисто умозрительно, в виде словесных формулировок, требующих лишь запоминания.

В большей или меньшей степени каждый ребенок способен к творчеству, которое является постоянным, естественным спутником формирования личности.

Необходимо постоянно учитывать два главных условия. Одно из них – то, что существуют развитые в традициях искусства средства и способы художественной деятельности. Другое – то, что ребенок обладает индивидуальным опытом переживаний. Только при естественном слиянии этих двух условий и возможно полноценное эстетическое воспитание.


В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Могучий стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постоянного перехода от предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению.

Младший школьник всюду ищет опору на личный, чувственный опыт, собственные впечатления, знания близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы проводить мысль ребенка к постижению закономерных связей, вещей и явлений.

Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще легко отвлекаются от неинтересной для него работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенном непосредственной эмоциональной привлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в тоже время все обучения строить на одном интересе, на переживании приятного. Устойчивость внимания, способность к регулированию у детей своих действий в учебной деятельности придут к ним тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение – это труд, требующий серьезного волевого напряжения.

Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании с недостаточным умением управлять своим поведением нередко порождает импульсивность. Нельзя просто запретить ребенку отвлекаться. Надо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход.

Младший школьник не имеет сколько-нибудь значительного опыта коллективной работы. Отсюда жалобы, жадность, неумение подчинять свои желания общему делу. Совместный труд, совместные игры, развлечения, занятия постепенно формируют у детей навыки общественного поведения.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка всех познавательных процессов, приобретаются качества свойственные взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным. Свои наиболее совершенные черты внимания у детей обнаруживаются лишь тогда, когда предмет или явление, особенно интересны для ребенка.

Память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей и это в первую очередь касается механической памяти.

Основные виды деятельности, способствующие развитию познавательных процессов, являются учение, игра, труд и общение.

Учение здесь только начинается и совершенствуется в течение долгих лет жизни. Основные составляющие этой деятельности: контроль и само регуляция.

Трудовая деятельность способствует закреплению теоретических знаний, воспитанию трудолюбия.

Общение с окружающими людьми, особенно со взрослыми, которые служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний, имеют большое значение для развития младшего школьника.

Игры в этом возрасте приобретают более совершенные формы, становятся развивающими и существенно влияют на развитие детей.

Важным мотивом в развитии личности младшего школьника является сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-то своими руками.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых. Необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.


Самая характерная особенность подросткового возраста – превращение ребенка во взрослого, переход от детства к взрослости.

Подросток, подобно ребенку, жадно впитывает в себя все впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, черпает в нем силу и отвагу, но еще не знает меры своих сил. Подросток становится в значительно большей степени участником жизни взрослых. Меняется отношение к подростку и со стороны окружающих. Взрослые не считают его маленьким. Но духовные и физические силы его недостаточно крепки, чтобы быть взрослым, чтобы осуществлять свои планы. В этом внутренняя противоречивость подросткового возраста.

Осознание своего физического развития вызывает у подростка желание подчеркнуть собственное достоинство, стремление к самостоятельности. Подросток хочет что-то знать. Все это повышает его активность, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, поднимает ответственность и чувство долга.

Названные особенности делают подростковый возраст особенно благоприятным для формирования социальной позиции школьника.

У подростков отмечается грубость. Повышенная раздражительность. Стремление к одиночеству, упрямство и негативизм, снижение успеваемости.

У подростков происходит переоценка ценностей. Критикуя других, он, однако, еще не всегда способен дать самому себе объективную оценку.

Ему свойственны беспричинные срывы, колебания от застенчивости к бахвальству, от энтузиазма к апатии. На ровное отношение к противоположному полу.

Успеха в работе с подростками достигают те педагоги, которые умеют проникнуть в его внутренний мир. Выявить его актуальные проблемы, потребности и способы их удовлетворения.

Самым глубоким источником активности подростков выступает их потребность в самоутверждении.

Надо помнить, что подросток любит романтику. Загадочность, дух соперничества и соревнования.

В детском коллективе подросток может и должен найти применение своим силам. Удовлетворить растущие интересы. Получить первоначальный опыт трудового служения обществу.


Большое место в жизни подростка занимает межличностное общение, в процессе которого воздаются отношения сотрудничества, товарищества и дружбы.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигаются все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненного необходимых личных и деловых качеств человека.

Формируются и развиваются общие и специальные способности, а том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находятся у взрослых людей.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Подростковый возраст – это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и труде.

Подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства.

Развитие самосознания подростков находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач.


Цель программы: создание условий для развития творческих способностей средствами народных ремесел декоративно – прикладного направления, самореализация личности.

Данные целевые образовательные установки дают возможность реализовать следующие задачи:

  1. формирование умений и навыков по изготовлению изделий декоративно – прикладного направления;


  2. ориентация в выборе возможных профессий, связанных с различными видами народных ремесел;

  3. выявление и развитие заложенных в ребенке творческих способностей;

  4. формирование и укрепление качеств личности: терпения, трудолюбия, целеустремленности, стремления к совершенству, творческому росту;

  5. формирование высокой коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;

  6. приобщение детей к общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры;

  7. формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию.


Программа рассчитана для обучения детей 8-15 летнего возраста. Срок реализации программы – 3 года.

Объем учебных часов в год составляет:

1 год обучения - 144 часа;

2 год обучения - 216 часов;

3 год обучения - 324 часа;

4 год обучения – 324 часа;

5 год обучения – 288 часов в год.


Характеристика программы:

  • по виду деятельности (декоративно-прикладному творчеству, вязание на спицах, крючком и макраме);

  • по образовательным областям (искусство);

  • по уровню содержания (ознакомительный);

  • по форме реализации (индивидуальные, групповые);

  • по способу реализации (эвристическая);

  • по форме составления (примерная);

  • по широте охвата содержания деятельности (многопрофильная);

  • по функциональному назначению (образовательная);



следующая страница >>