zapogi.ru 1 ... 3 4 5 6 7

Знания:


  1. Общие сведения из истории создания русского национального костюма.

  2. классификация текстильных волокон, швейных материалов и их назначение, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных и химических волокон, зависимость свойства тканей от переплетения.

  3. технические характеристики, назначение основных узлов и деталей универсальной швейной машины, правила подготовки швейной машины к работе, правила безопасной работы на швейной машине, инструментами и приспособлениями.

  4. общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа, их условные обозначения.

  5. понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования, правила подготовки выкройки к раскрою.

  6. эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, назначение и технология выполнения следующих швов: сточного, наклонного, вподгибку с открытым и закрытым срезом, построчного, расстрочного и других швов.

  7. правила подготовки ткани к раскрою, технологию раскроя, технологическую последовательность обработки швейных изделий, способы раскладки выкройки на ткань, приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия.

  8. содержание и характер труда специалистов швейной промышленности.


Умения и навыки:

  1. определять волокнистый состав, нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону, дефекты в ткани, подбирать ткань и отделку для изготовления швейного изделия.

  2. подготавливать рабочее место, соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы, уметь пользоваться инструментами и приспособлениями.
  3. включать и выключать швейную машину, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, выполнять машинные строчки, регулировать длину стежка, регулировать качество строчки, устанавливать машинную иглу, чистить и смазывать швейную машину.


  4. выполнять на универсальной швейной машине швы: сточной, накладной, настрочной, расстрочной, краевой, вподбивку с закрытым и открытым срезом и другие швы.

  5. работать с журналами мод, подбирать ткань и отделку для изготовления швейных изделий, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, моделировать выбранные швейные изделия, подготавливать выкройку к раскрою.

  6. готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать швейные изделия, подготавливать детали кроя к обработке, проводить примерку, обрабатывать детали кроя, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и проводить влажно-тепловую обработку деталей, определять качество готового изделия.


Содержание программы четвертого года обучения

  1. Введение в образовательную программу

Знакомство с программой четвертого года обучения. Повторение правил внутреннего распорядка. Организационные вопросы. Вводный инструктаж.

  1. Материаловедение

Классификация швейных материалов, их свойства и назначение. Краткая характеристика тканей. Свойства натуральных и химических тканей: гигиенические, физико-механические, технологические, эксплуатационные. Нити основы и утка, лицевая, изнаночная стороны. Зависимость свойств тканей от вида переплетения нитей. Ассортимент тканей используемый для изготовления одежды.

  1. Машиноведение

Классификация швейных машин. Основные детали швейной машины. Приемы работы на швейной машине. Простейшие неполадки в работе машины и способы их устранения. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине. Технический уход за швейной машиной. Правила и места ее смазки. Освоение различных видов машинных швов.
  1. Конструирование и моделирование женской и детской легкой одежды


Измерение фигуры. Расчет конструкции по формулам. Правила снятия мерок, необходимые для построения чертежа, их условные обозначения. Прибавки на свободу облегания учитываемые при построении чертежа. Формулы, необходимые для расчета конструкции.

Последовательность построения основы чертежа в масштабе 1:4. Построение рукава, воротника. Изготовление чертежа в натуральную величину.

Основы художественного оформления одежды.

Виды детского и женского платья. Краткие сведения об ассортименте, тканях и отделках, применяемых для их изготовления.

Понятие «отделка». Виды современных отделок: орнамент, вышивка, рюши, волан, оборка, банты, бахрома, кисти, сборка, защипы, буфы, кружева, плетение, цветы, аппликация, пэчворк (лоскутное шитье), фурнитура, кожа, трикотаж, мех, тесьма, шнур, ленты, украшения (бусы, бисер, брелоки, броши, цепи и др.). Осторожность в применении отделок: согласованность с композицией костюма.

Композиция костюма.

Понятие «композиции». Композиция в одежде – организация всех элементов ее формы. Цель композиции – создание функциональной, технически и технологически совершенной формы с приданием ей художественных качеств: красоты, гармонии, соразмерности частей и целого, образности, стилистической связи с другими предметами.

Форма и содержание одежды

Форма и силуэт. Линии контуров одежды, ее частей, деталей: конструктивные и декоративные.

Цветовое сочетание. Учет ассортимента и свойств материалов при создании костюма. Пропорции фигуры. Симметрия и асимметрия. Понятие художественной системы в моделировании: отдельные модели одежды, гарнитур, комплект, ансамбль, коллекция.

Классификация ассортимента современной одежды. Понятия «Стиль», «Образ», «Имидж», «Мода».

Виды моделирования. Способы и приемы.

Виды моделирования: техническое, конструктивное, художественное.

Моделирование с учетом возраста, характера, телосложения.

Профессии: конструктор-модельер, художник-модельер.

Техническая разработка чертежа модели с рисунка

Работа с журналами мод.

Техника переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы.

Понятие «модель одежды». Моделирование с помощью переноса нагрудной вытачки в пройму, горловину, в линию низа, бокового шва, изменение формы деталей выкройки.

Изготовление выкройки.

Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.


  1. Технологическая последовательность обработки плечевого изделия

Раскрой изделия.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткань. Технология раскроя.

Подготовка деталей кроя к обработке.

Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка деталей кроя. Подготовка изделия к I примерке.

Скалывание и сметывание выточек, деталей кроя.

Порядок проведения примерки. Выявление и исправление дефектов в изделии после примерки.

Технология обработки выточек, кокеток, плечевых и боковых швов.

Раскрой и обработка обточных деталей (манжет, пояса и т.д.). Способы обработки.

Соединение подборта с изделием.

Обработка прямого выточного рукава. Вметывание рукава в пройму. Приемы соединения рукава с изделием.

Проведение II примерки. Проверяют правильность вметывания рукава в пройму. Вытягивание рукава в пройму на швейной машине. Обработка среза от осыпания зигзагообразной строчкой.

Оформление застежки. Разметка и изготовление петель. Пришивание пуговиц. Окончательная отделка изделия.

Чистка. Влажно-тепловая обработка изделия.

Контроль качества готового изделия.

Требования предъявляемые к качеству готовых изделий.
  1. Технология изготовления швейных изделий сложных конструкций


Этапы работы: выбор модели из журналов мод, фасон, мерки, чертежи, моделирование на основе выкройки, раскрой, примерка, уточение, изготовление изделия, окончательная отделка, контроль качества изделия.

Краткие сведения о профессиях швейного производства.

  1. Работа над проектом

Проект изготовления швейного изделия…

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством педагога.

Во время выполнения проекта обучающийся продолжает пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов.

Этапы работы над проектом:

  1. Выбор темы;

  2. Обоснование выбранной темы (оценка интеллектуальных, материальных и финансовых вложений);

  3. Сбор и обработка необходимой информации;

  4. Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;

  5. Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна, моды, текущий контроль, оценка качества выполненной работы, защита

  1. Защита проекта

Экономический расчет. Вывод.


Учебно–тематический план пятого года обучения

Задачи:

1.Дать представление о традиционных видах рукоделия декоративно-

прикладного творчества и народных промыслов России, их значение в жизни

человека.

2. Создать условия для приобретения качественных знаний, умений и навыков,

для сохранения здоровья детей.

3. Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных,

творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

4. Помочь овладеть общетрудовыми и специальными умениями для

самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и


профессиональных планов.

5.Способствовать нравственному воспитанию, формируя личностные качества

ребенка.



№ п/п

Содержание базовых тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу

4





















































2.

Классификация материалов, их свойства и назначение.

2

2

















































3.

Оборудование, инструменты и приспособления.

2

2















































4.

Сувениры из ткани.


























































«Матрешка».

2

8


















































«Лошадка».

2

8




















































«Олимпийский мишка».







2

8














































«Козлик».







2

8















































«Веселые клоуны».







2

10











































5.

Объемные игрушки-сувениры из ткани и меха.
























































«Лев».













4

12








































«Заяц».













4

12






































«Дед Мороз».



















4

12


































«Снегурочка».



















4

12


































«Щенок».























4

12




























«Чебурашка».

























4

12




























«Мартышка».































4

12




















«Олененок».































4

12






















«Кот в сапогах».





































8

24
















«Кукла».









































8

24







6.

Самостоятельная итоговая работа «Изготовление игрушки-сувенира».

















































4

20

7.

Подготовка и проведение итоговой выставки.















































1

3

8.

Контрольное занятие.




















































4




Итого:

12

20

6

26

8

24

8

24

8

24

8

24

8

24

8

24

5

27




Всего:

32

32


32

32

32

32

32

32

32

Прогнозируемый результат


Обучающиеся должны

Знать:


  • традиции швейной игрушки в народном творчестве;

  • материалы, применяемые для изготовления изделий из лоскутков и их свойства;

  • технологию изготовления мягкой игрушки;

  • технику выполнения стежков, соединительных и краевых швов.

Уметь:

  • подбирать материал для изготовления швейной игрушки из лоскутков;

  • выполнять соединительные и краевые швы.


Приобрести навык:

  • подготовки рабочего места к работе;

  • окончательной отделки изделия;

  • выполнения эскизов моделей в альбоме.



Содержание программы пятого года обучения.


1. Введение в образовательную программу.

Повторение правил внутреннего распорядка. Вводный инструктаж по охране труда. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с программой пятого года обучения.

2. Классификация материалов, их свойства и назначения.

Классификация швейных материалов, их свойства и назначение. Краткая характеристика тканей. Свойства натуральных и химических тканей: гигиенические, физико-механические, технологические, эксплуатационные. Нити основы и утка, лицевая, изнаночная стороны. Зависимость свойств тканей от вида переплетения нитей. Ассортимент тканей используемый для изготовления одежды.

Материалы: драп, сукно, велюр, бархат, искусственный мех, вата, поролон, кожа, дерматин, трикотаж, фланель, ленты, тесьма, кружево и другие материалы. Дополнительные материалы: мел, карандаши, фломастеры, краски, кисти, проволока для каркаса, пуговицы для глаз.


Просмотр коллекции материалов (ткани, кожи и меха) необходимых для изготовления швейных игрушек. Подбор материалов для изготовления игрушек.

3. Оборудование инструменты и приспособления.

Классификация швейных машин. Основные детали швейной машины. Приемы работы на швейной машине. Простейшие неполадки в работе машины и способы их устранения. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине. Технический уход за швейной машиной. Правила и места ее смазки. Освоение различных видов машинных швов. Инструменты, материалы, приспособления. Инструменты необходимые для работы: ножницы, иголки, булавки, наперстки, кусачки для проволоки и др.

4. Сувениры из ткани.

Ассортимент игрушек – сувениров: «Матрешка», «Лошадка», «Олимпийский мишка», «Козлик», «Веселые клоуны».

Заготовка шаблонов и выкроек для изготовления швейной игрушки.

Зарисовка игрушек в альбом. Выполнение выкроек – лекал в тетради. Правила увеличения выкроек. Заготовка шаблонов - выкроек для изготовления игрушек.

Подготовка материала к работе.

Выбор материала, ниток для работы. Предварительная влажная обработка ткани. Свойства материалов, применяемых для изготовления швейных игрушек из ткани, кожи и меха. Правила раскроя.

Технология соединения деталей швейной игрушки.

Техника выполнения основных швов, необходимых в работе.


  • Выполнение отдельных технологических операций: веревочные крепления конечностей; проволочный каркас; фигуры с проволочным каркасом; оформление глаз, носа, ушей.

Беседа об истории народной игрушки. Создание сувенира и его назначение.

5. Объемные игрушки сувениры из меха.

Ассортимент игрушек из меха: «Лев», «Заяц», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Щенок», «Чебурашка», «Мартышка», «Олененок», «Кот в сапогах», «Кукла».

План изготовления швейных игрушек.


Игрушки изготавливаются по плану в такой последовательности:


  • зарисовка игрушки в альбом;

  • изготовление выкройки – лекал;

  • последовательность изготовления игрушки (раскладка выкройки на ткань или мех, обмеловка деталей, раскрой деталей мягкой игрушки; заготовка отдельных деталей, монтаж изделия; окончательная отделка изделия, оформление мордочки игрушки).

  • самоконтроль: проверка качества выполненной работы.

Изготовление лоскутной куклы.

1.швейные материалы необходимые для изготовления лоскутной куклы.

2.технологическая последовательность изготовления куклы:

3.зарисовка куклы в альбом.

4.изготовление выкройки.

5.раскрой куклы.

6.технология изготовления куклы.

7.окончательная отделка (оформление).

Самоконтроль: проверить качество выполненной работы.

Изготовление куклы с использованием технологической карты №1.

1.Организация рабочего места. Инструктаж безопасных приемов работы.

2. Изготовление одежды для куклы.

Изготовление одежды для куклы из лоскутков.

В комплект одежды входят: блузка, сарафан, платье, юбка, рубашка, трусики,

башмачки.

Изготовление одежды для куклы по плану с использованием технологических карт №2, №3 и №4.

Организация рабочего места. Показ трудовых приемов обработки одежды для куклы. Инструктаж безопасных приемов работы.

Технологическая последовательность изготовления одежды для куклы.

1.Зарисовка моделей в альбом.

2.Изготовление выкроек.

3.Раскрой одежды.

4.Технология изготовления платья, блузки.

5.Технология изготовления юбки, сарафана.

6.Технология изготовления белья.

7.Технология изготовления башмачков.

Самоконтроль: проверка качества выполненной работы.

Подведение итогов работы. Демонстрация лучших работ.

6. Самостоятельная итоговая работа «Изготовление игрушки- сувенира».

Примерный перечень изделий для самостоятельного исполнения

7.Подготовка и проведение итоговой выставки.

Подготовка и оформление выставочных изделий. Подбор и изготовление изделий на выставку. Примерный перечень изделий для самостоятельного исполнения.

Проведение итоговой отчетной выставки в объединении, в ДДТ, на

родительском собрании. Вынесение благодарности детям и родителям

8.Контрольное занятие.

Самостоятельная практическая работа после изучения раздела программы.

Технология реализации программы


Приоритетными принципами педагога дополнительного образования декоративно-прикладного направления являются содержательные принципы. При реализации программы используются принципы:


  1. Принципы фундаментальности прикладной направленности – принцип связи теории и практики. На каждом занятии все теоретические знания закрепляются во время практической работы. Практическая работа – это главный метод в деятельности педагога дополнительного образования декоративно-прикладного направления. На неё отводится основная часть времени (до 60 %).
  2. Принцип воспитывающего характера. Воспитательная сила изливается только из живого источника (только характером можно воспитать характер). Авторитет педагога устанавливается перед детьми уровнем его мастерства. Важное значение имеют нравственные и другие качества педагога как личности: ведь он является для воспитанников примером человека, работника, гражданина. Труд – необходимое условие гармоничного развития человека. При реализации программы своей задачей считаю не только внушить детям уважение и любовь к труду, но и сформировать привычку трудиться.


  3. Организационно-методические принципы. Принцип золотого правила – принцип наглядности обучения. Для реализации программы имеется наглядный материал, изготовленный педагогом вместе с детьми: альбомы с образцами тканей, швов, образцы вязания крючком и на спицах, плетения макраме, лекала-шаблоны, схемы, технологические карты. Изготовлена картотека лекал мягкой игрушки (более 50 наименований), разработаны методические пособия по изготовлению игрушек-сувениров, тряпичной куклы и одежды для неё.

  4. Принцип доступности и посильности в обучении – принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Особое внимание в программе уделяется дифференцированному методу обучения. При планировании занятий задания распределяются с чётом способностей ребёнка, а именно: сильным – повышенной сложности, детям с низкими способностями предлагается задание по упрощённой технологии. В результате все справляются с заданиям и получают удовлетворение от выполненной работы. В старших группах для способных одарённых детей планируются дополнительные задания: изготовление образцов, учебных технологических карт с целью пополнения методического фонда кабинета. Вариативность программы даёт возможность дифференцированно подходить к каждому ребёнку. Работа по интересам - так называемые «деревенские посиделки», когда дети занимаются своим любимым видом рукоделия, тихо поют песни или слушают музыку, во время отдыха заваривают и пьют чай.

Для организации учебно-воспитательного процесса при реализации программы использую следующие методы:

- объяснительно-иллюстративные (в форме беседы, рассказа с просмотром журналов, альбомов, картин, плакатов, схем и таблиц);

  • репродуктивные (учебная демонстрация приёмов работы изготовления отдельных узлов и деталей изделий).

Таким образом, приоритетом обучения становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. Благодаря этому повышается мотивация личности к познанию и творчеству.


Форма обучения - индивидуальная, групповая. С целью профессиональной ориентации в программе запланированы экскурсии в швейное, трикотажное ателье, в музей города.

Организация и проведение учебно- воспитательного процесса строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, что предполагает своевременную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самореализации.

Результаты образовательной деятельности коллектива объединения отслеживаются на отчетной выставке в конце года, на районных, областных фестивалях детского декоративно – прикладного творчества.

Проводятся периодические выставки в течение года в школе, на родительских собраниях, для детей других объединений ДДТ.

Имеет место сотрудничество с детским садом: ремонт старых и изготовление новых игрушек, изготовление одежды для кукол.

формлены стенды «Снежинкино царство», «Искорки творчества» в Детском доме

творчества. Все это тоже является показателем работы коллектива объединения.

Дефицит системной организации графических движений побудил меня к созданию серии упражнений для развития мелкой мускулатуры руки и зрительно – двигательной координации. Данный комплекс включает разнообразную пальчиковую зарядку, игровые графические упражнения и др.


К сотрудничеству широко привлекаются родители. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учу их адекватно оценивать развитие ребенка; не игнорировать специальные возрастные нормы; учу видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребенка; сотрудничать с педагогом, осваивать методы систематической помощи ребенку в развитии.

В прошедшие три учебных года я активно отрабатывала оценочно – диагностический инструментарий, стремилась создавать такую базу педагогических измерений, которая бы максимально объективно фиксировала все более или менее выраженные тенденции развития ребенка. В качестве ведущего метода педагогических измерений применяю метод включенного наблюдения за процессом развития ребенка в самых разных ситуациях: в ситуации спонтанной игры; в ситуации взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми; в ситуации разнообразных учебных занятий и в других.


Для повышения объективности и сопоставимости данных, полученных в ходе наблюдения, применяла специально созданные зачетные книжки. По полученным данным составлялась характеристика динамики произошедших в ходе обучения изменений. К оценочно - диагностическим процедурам в качеств экспертов привлекались также и другие педагоги, работающие с данными детьми. Экспертиза осуществлялась ими независимо друг от друга.

На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей развивающе – обучающей работы с детьми, показал следующее:


  • ПОЯВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА КОМПОНЕНТОВ ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать и классифицировать, умение планировать простейшую деятельность, адекватное отношение к неудачам, стремление преодолевать трудности, расширение кругозора;

  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ проявляются в умении детей выполнять задания все более возрастающей трудности в процессе занятий вязания крючком, спицами, макраме;

  • ПОВЫШЕНИЕ АДЕКВАТНОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ- так, если в начале работы большинство детей реагируют только на персональное обращение и, зачастую, не с первого раза, то в последствии дети хорошо понимают обращение ко всей группе, что, несомненно, важно для успешного начала обучения в школе;

  • РАЗВИТИЕ, ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ выражается в устойчивом росте увлеченности детей, которую они демонстрируют в ходе индивидуальных и групповых занятий;

  • НАЛИЧИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, что является одновременно и результатом работы и необходимым условием для позитивного развития ребенка; особенно показательным для меня является здесь положительное, доверительное отношение детей к взрослым, которые находятся рядом, дружественные отношения детей друг к другу.


ПРИЕМЫ РАБОТЫ: Усиление эмоциональной окрашенности учебного материала.




  1. Создание атмосферы вдохновения в процессе изготовления отдельных предметов и композиций.

  2. Поощрение раскрепощенности учеников во время занятий.

  3. Поощрение коллективного творчества.

  4. Создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества.

  5. Поощрение учеников за результаты их труда.

  6. Создание атмосферы любви к ребенку и его уважение со стороны педагога.

  7. Достижение результата для ребенка, ощущение его успешности.

Для реализации программы использую методы:


  1. Практические методы (конструирование, моделирование, самостоятельные работы).

  2. Коммуникативные методы (беседы, детские игры, сюжетно – ролевые игры).

  3. Комбинированные методы (экскурсии, выставки, самостоятельные работы).



РАБОТА СТРОИТСЯ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ:

  1. Беседы на выбранную тему, которые позволяют детям точнее построить композицию, колорит заданной темы, выразить ее через самостоятельное понимание, проявляя творческую выдумку и фантазию.

  2. Показ, анализ и обсуждение возможных вариантов работы. Показ образца стимулирует процесс творческого воображения, активизирует развитие пространственного мышления.

  3. Составление плана работы. Планирование позволяет правильно организовать работу, способствует развитию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

  4. Самостоятельная, практическая работа. При самостоятельной работе важен контроль педагога, вовремя сделанное замечание, внесенная поправка. Все это позволяет создать ситуацию успеха, способствует достижению результата у ребенка.
  5. Обсуждение годовых работ. На этом этапе обучающиеся умеют анализировать, сравнивать, находить достоинства и недостатки. Учатся видеть причины неудач и адекватно на них реагировать, находить пути исправления ошибок. Выявляют лучшие работы.





<< предыдущая страница   следующая страница >>