zapogi.ru 1


Формирование продуктивных видов деятельности

в условиях «Лекотеки»


Рисование, аппликация и лепка служат мощными и эффективными средствами формирования тонких дифференцированных движений пальцев, развития зрительно-пространственного восприятия. Целенаправленные занятия изобразительной деятельностью представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями, в связи с их социальной изоляцией, бедностью представлений об окружающем мире.

Следует помнить о быстрой утомляемости таких детей. Поэтому занятия не должны быть продолжительными, а задания следует подбирать так, чтобы ребёнок мог выполнить их в течение одного занятия и увидеть результат своей деятельности.

Для решения коррекционных задач используются следующие виды деятельности: аппликация, лепка, рисование.

Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий в специализированной «Лекотеке», так как способствует развитию конструктивных возможностей и формирует представление о форме и цвете.

Этот вид деятельности доступен детям, имеющим низкий уровень графических возможностей.

Особый интерес и хороший результат дают занятия композиционной аппликацией. Неудачи огорчают ребёнка, тормозят его дальнейшую деятельность. Переживание неуспеха способствует закреплению неуверенности в себе, поэтому на первых занятиях психолог предлагает уже готовые вырезанные формы для аппликации.

«Маринование овощей». Ребятам выдаются фигуры из белого картона, похожие на трёхлитровые банки. Вырезаны следующие фигуры: красные кружки – помидоры, зелёные овалы – огурчики.

Важно, чтобы дети имели право выбора – они обсуждают, кто любит больше огурчики, кто – помидоры. Обязательное проговаривание: «Я больше люблю, например, огурчики, поэтому я их больше буду класть в банку».


Задание: все овощи вклеить «внутрь банок». Нанести клей на эти просветы и посыпать соль.

На другой день мамы приносят маринованные овощи, и ребята пробуют их на вкус. Проводятся игры на вкусовую дифференциацию помидора и огурца, маринованных и сырых овощей.

«Вкусная тарелочка». Дети пришли в гости к Винни-Пуху. Он накрыл для них стол – коричневые кружки – колбаса, квадраты из гофрированного картона – хлебцы, жёлтые треугольники (дыроколом сделаны дырочки) – сыр, прямоугольники из гофрированного картона – вафли, конфеты ребята предварительно делают сами – из папиросной бумаги сворачивают кончики.

Психолог: Винни-Пух очень старался вас угостить. Выбирайте угощение и приклеивайте их на тарелочки.

Детей с особыми образовательными потребностями необходимо научить пользоваться ножницами. Наша задача состоит в том, чтобы ребёнок не боялся, что у него не получится, и полюбил это трудное, но очень полезное действие. Так, например дети могут вырезать из рекламных каталогов товары из супермаркетов, и не бояться нарушить силуэт вырезанных предметов, потому что всё равно получается интересно.

Оборудование: рекламные каталоги товаров из магазинов, ножницы, клей.

«Магазин». Предварительно дети играют в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет». Затем всем выдаётся вырезанные из цветного картона «сумочки». Ребята выбирают из каталога товары (их всегда можно найти в супермаркетах), вырезают и приклеивают на сумочку. Вербализуются все действия – что выбирается, что – себе, что – папе, что – маме, что будет сегодня на ужин в семье.

«Праздничный стол на 8 марта». Оборудование: рекламные проспекты из магазинов, ножницы, клей. Психолог: представьте себе, что уже наступило 8 марта, мы просыпаемся рано утром и накрываем для мамы праздничный стол – ребята выбирают из каталогов, то, что обрадует мам, спрашиваем каждого ребёнка, что любит его мама. Ребёнок выбирает, вырезает и сервирует (приклеивает). Если же мама любит цветы, то прекрасным подарком будет аппликация «веточка мимозы».


Фантазия безгранична, мы дифференцируем молочные, мясные и мучные продукты, вырезая и приклеивая их на разные листы картона.

Игры с пластичными материалами. Мы обучаем детей некоторым навыкам работы с ними: мнем и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики и раскатываем колбаски, режем на кусочки, а потом их превращаем в различные предметы (яблоко, мяч, ягодки, конфетки, витаминки, спагетти, улитка, морковка и т.п.).





Очень нравится нашим деткам коллективные работы. Темы этих занятий могут быть разнообразны. Дети с большим удовольствием совместно со взрослыми участвуют в создании сюжетных картин с использованием различного материала: природный, бросовый материал, шерсть, ткань и др.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Использование нетрадиционных техник изображения (мы рисуем пальчиками, ладошками, ватными палочками, клеем, свечкой, восковыми мелками) способствует как развитию познавательной деятельности и творческой активности, так и коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника в целом. Неудачи огорчают ребёнка, тормозят его дальнейшую деятельность, переживание неуспеха способствует закреплению неуверенности в себе. Достижение успеха, похвала являются стимулом к дальнейшим продуктивным занятиям. Необходимо применять различные формы поощрения детей с особыми образовательными потребностями, которым особенно трудно выполнить задания: выставки работ, их обсуждение, похвала.