zapogi.ru 1

.



Цели:


  • способствовать обогащению словарного запаса;

  • развивать речевую структуру языка, память, мышление;

  • учить строить предложения, составлять простой рассказ-описание;

  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование: буквы на магнитной основе, индивидуальные доски, мягкая игрушка собаки, образец написания сочинения, карточки-помощники, картинки (пограничная собака, собака спасатель, ездовые собаки, цирковые собаки, собака – пастух, охотничьи) серия картинок “Как выбирали щенка”

Ход урока

I. Орг.момент.


Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Будем вместе мы опять
Думать, строить, сочинять.

II. Постановка темы и цели.

Художники пишут красками, а мы будем – словами. Это значит мы должны составить текст, написать сочинение-описание.

У. А что значит написать сочинение?

(Составить текст, в котором предложения связаны по смыслу)

У. Что значит сочинение-описание?

(Будем описывать что-то или кого-то.)

У. Назовите признаки описания.

(Какая? Какой? Какие? глаза, нос, голова, уши, хвост)

У.А о каком животном будем писать – отгадайте.

“Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи.

У. Кто это?

(Собака)

III. Работа на магнитной доске.

У. Составь слово-отгадку.

(На магнитной доске выставлены буквы а а с б о к) (собака)

У. К какой группе животных относится собака?

(Домашние животные)

У.

“Вот первую дали собаке работу
Жильё охранять и ходить на охоту.”

IV. Словарная работа.

У. Каково значение этого слова?


Послушайте его толкование по словарю: “Домашнее животное из семейства псовых, родственное волку, используемое для охраны, на охоте, в упряжке и т.д.

У. А каково его переносное значение?

(Злой, как собака – так говорят о злом, грубом человеке.)

У. Своё название собака получила от древнего корня –соб- существо, собственность.

- Прочитайте по слогам.

- Поставьте ударение.

- Какой гласный безударный?

- Запомнить О.

- Прочитайте однокоренные слова.

собачата

собачий

собачка

собачник

собачонка

собаковод

- Прочитайте пословицы:

“Собака – верный друг человека.”

“И собака помнит, кто её кормит.”

- Прочитайте предложение.

Собачьи следы всегда к жилью выводят.

- Запишите это слово в словарик, поставьте ударение.

V. Физминутка.

Учитель называет слова, учащиеся хлопают в ладоши, услышав слово собака, деля его на слоги с проговариванием.

(Кошка, собака, котёнок, лошадь, собака, корова, собака, коза, пёс, собака.)

VI. Работа по иллюстрации.

У. Кто это?

(щенок – сынок)

- А кто мама?

(Собака)

- А как папу зовут?

(Пёс)

- Повторите эти слова. (табличка на доске)

собака

пёс

щенок

- Назовите самые отличительные признаки собаки.

(Шерсть – густая, шелковистая, чёрная, рыжая;

хвост – длинный, пушистый, короткий;

морда – вытянутая;


глаза – добрые, злые, чёрные;

ушки - торчат на макушке, висят;

лапки – короткие, в башмачках, в чулочках;)

- Про что можно сказать:

Он мой – (пёс, хвост, нос)

Они мои – (лапки, глазки, ушки)

Она моя –(спина, голова, лапка)

- Найди ошибку и исправь.

Чёрный щенки. (Чёрные щенки)

Лохматая пёс. (Лохматый пёс)

Короткая хвост. Короткий хвост)

Нужно правильно писать окончания для связи слов в предложении.

VII. Работа на индивидуальных досках.

У. Какую кличку можно дать собаке?

(Дети записывают и показывают)

- Почему с большой буквы?

(Клички животных пишутся с большой буквы)

VIII. Рассказ учителя.

У. Что это у меня?

(Игрушка)

- Послушайте мой рассказ: Это мой щенок. Его зовут Дружок. У него вытянутая мордочка. Ушки длинные. Глазки озорные. Носик пуговкой. Хвостик короткий. Пёсик меховой. Он самый доверчивый друг. Я его очень люблю.

- В конце сочинения нужно выразить своё отношение.

IX. Составление текста учащимися. (1–2 учащихся)


У. Сочинение обязательно нужно озаглавить, чтобы заголовок отражал главную мысль текста.

(“Мой друг”. “Дружок”)

- Давайте устно составим текст о щенке, но слово “щенок” не должно повторяться.

Учитель на доску вывешивает плакат с образцом написания сочинения.


X. Орфографическая подготовка.

Друг, зовут, Дружок, голова, длинные, уши, мордочка, короткий, меховой.

XI. Физминутка.

Дети встают в круг.

А). Учитель кидает мяч и говорит слово, обозначающее один предмет, а дети отвечают – много (Собака, щенок, нос, глаз, хвост);


Б). – сказать ласково. (лапы, собака, нос)

XII. Самостоятельная работа.

1). 1 группа детей самостоятельно записывают сочинение в тетрадь.

2). 2 группа детей работают по карточкам-помощникам.

Карточка-помощник.

Мой друг.

Это …. . Его зовут ….. . У него длинные ….. . Глазки ….. .

Хвостик …… . Пёсик …. . Я его ….. .

XIII. Проверка работ

1–2 учащихся зачитывают свои сочинения.

IX. Беседа о роли человека в жизни человека.

А). С давних пор живёт рядом с человеком собака, охраняет его дом защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные, и все они верно служат человеку.

(Учитель читает стихи и соотносит их с картинками.)

Вперёд! Сомнений нет!
Настроен пёс решительно
Сперва взяла собака след
И следом нарушителя. (пограничная собака)

Собаки охраняют заводы, магазины, склады. Собаки-ищейки помогают милиции найти преступника.

А вот ныряльщик пёс – в воде
Он проявляет выучку
И если человек в беде
Всегда придёт на выручку. (собака-спасатель)

Собаки разносят почту, продукты, помогают слепым.

Несутся собаки тропой ледяной
Терпенье и сила в упряжке одной. (ездовые собаки)

Стадо овечье собаке послушно
Собака справляется с работой пастушьей.

В разное время у разных народов
Собаки ценились различной породы
Гнаться так резво умели немногие
Как русские гончие – псы быстроногие.

Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду сахара кусочек,
Но труд артиста – ох не сладкий. (Цирковые собачки)

Собака преданный друг человека. Но и вы должны о ней заботиться.

Б). Беседа по картинке “Как выбирали щенка”.

- Если вы решили купить себе щенка, то вы должны знать и помнить, что его воспитание требует много времени.


- Как нужно заботиться о щенке?

1. Кормить.

2. Купать.

3. Отвести своё место в комнате.

4. Гулять.

X. Итог урока.

- О ком говорили?

- Как нужно заботиться о своих друзьях – собаках?

- Ребята, у кого-то изменилось настроение в конце урока?

- Каким оно было в начале урока и каким сейчас стало?

- Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!