zapogi.ru 1




Основные мысли автора исходного текста могут быть частично отражены в комментарии к тексту, частично – при выражении собственной позиции.


Чаще всего учащиеся


  • путают понятия «тема» и «проблема»

  • заменяют формулировку проблемы формулировкой темы

  • просто пересказывают текст.

Очевидно, что причина появления таких ошибок кроется в непонимании ими того, что такое проблема текста.(Конкретная ситуация в тексте – это иллюстрация для какой-то общей мысли; как её сформулировать, чтобы она касалась всех аналогичных ситуаций?) Задача учителя — сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т.к. неверно сформулированная проблема (следовательно, потерянные баллы по критерию1) приведет к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).


Комментарий также

  • заменяется пересказом фрагментов текста

  • пространным цитированием

  • иногда он вообще в сочинениях выпускников отсутствует.

В комментарии не должно быть:

 Пересказа исходного текста или любой его части.

 Рассуждений по поводу всех проблем текста.

 Комментариев о действиях героев текста.

 Общих рассуждений о тексте: нужно прокомментировать одну из проблем!

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

1. Это позволяет увидеть, что интересует автора.

2. Рассуждая по поводу сформулированной проблемы, т.е. комментируя ее, читатель показывает и свое восприятие того, что волновало автора.

3. Комментарий помогает увидеть основные аспекты, которые автор считает важными.

4. Глубокое изъяснение основной проблемы помогает увидеть авторскую позицию.

5. Комментарий позволяет гораздо глубже посмотреть на поставленную проблему.








 четко, лаконично формулируйте собственную позицию;

 соотносите ее с проблематикой исходного текста;



  • аргументы должны обосновывать заявленную позицию (приводите весомые доказательства; аргумент должен доказывать именно то, что утверждается);

  • аргументы должны быть логично включены в текст;

  • аргументы должны служить основанием для выводов, созвучных с главным тезисом.



Три «НЕ», которые следует помнить, работая над частью С:

  • не пересказывайте авторские аргументы;

 не пересказывайте фрагменты текста;

 не пытайтесь развить авторскую мысль;


Типичные ошибки учащихся (критерий 4)

 не аргументируют свою точку зрения, а передают восприятие текста;

 используют в качестве аргументов суждения, нуждающиеся в доказательствах;

 ссылаются на авторов, поднимающих подобные проблемы, но данные ссылки не являются аргументами к высказанной точке зрения;

 вместо аргументации излагают свое отношение к автору;

 не аргументируют, а иллюстрируют высказанную точку зрения, не поясняя, что именно доказывается данным примером и т.п.