zapogi.ru 1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

(Из опыта работы учителя начальных классов Верх-Каргатской СОШ

Самоходкиной Г.И.

Выступление на районном методическом семинаре учителей начальных классов)


Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях. Во многих школах предмет «Экономика» включен в учебные планы и изучается в 9-11 классах.

Однако в начальные классы продвижение экономических знаний идет крайне медленно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном для них уровне.

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей.

Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и . кроме того, осознать важность профессий рабочего, хлебороба, коммерсанта и др.

Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении ее богатства, о преимуществах в условиях труда и ее оплаты и т.д. Большинство задач, включенных в учебники математики, являются задачами с экономическим содержанием.

НАПРИМЕР,: Рабочему было поручено изготовить 30 дета-

лей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успе-

вал делать 1деталь за 15минут. Сколько дета-

лей сверх задания сделает рабочий за счет

сэкономленного времени?

Методику работы над такой задачей не свожу только к поиску различных способов решения. Обращаю внимание детей на экономические понятия: производительность, объем работы, время работы. Предлагаю вопросы, связанные с повышением производительности труда, увеличением за счет этого выпуска деталей. Веду разговор о дополнительном заработке рабочего. Решаем несколько дополнительных задач:


--Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 20рублей?

--На сколько рублей больше получит рабочий за счет сэкономленного времени?

Предложенные детям задачи формируют экономическое мышление. При их решении дети обучаются элементарным расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т.п.

1)Урожайность чеснока—20кг с одной сотки (100м ). Какова

масса чеснока, собранного с участка, длиной 50м и шириной

40м?

Какой доход получил фермер, если чеснок был продан по10руб.

за 1кг,а на покупку семян он затратил 160рублей?

2)Коля и Оля помогают отцу-фермеру. Коля вырастил 20

кроликов, а Оля 80 цыплят. На рынке кролик стоит 100руб,

а цыпленок 25 руб. Кто из детей заработал для семьи денег

больше и на сколько?


Недостаток экономического воспитания нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам и т.д.

Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании я предлагаю задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов повседневного пользования, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т.д.


  1. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие

ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 4 800рублей, а за ее установку --еще 1 200рублей.

Сколько всего денег заплатили родители, и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 5 семей.

  1. На школьной аллее было посажено 70 деревьев, но вскоре 10 деревьев были поломаны. Сколько деревьев осталось на аллее? Посчитайте, какой убыток понесла школа, если за покупку каждого дерева было заплачено 70 рублей, а за его посадку –12 рублей?


Решая со своими учениками задачи с экономическим содержанием, я преследую еще одну чрезвычайно важную задачу—воспитание чувства патриотизма у детей. Это становится особенно актуальным в свете развернувшегося в нашей стране тотального экономического наступления зарубежных производителей, заполнивших отечественный рынок подчас недоброкачественной продукцией, а также насаждение в детском сознании через каналы ТV, «достижений» западного образа жизни.

Пытаюсь устранить этот пробел в воспитании с помощью задач, при решении которых дети учатся элементарным расчетам, помогающим оценить выгодность той или иной покупки; задач, в которых идет речь о качестве преимуществе отечественной продукции и т.п.

  1. Рыночная цена одного красного кирпича отечественного

производства с доставкой – 80 рублей, а зарубежного кирпича—150рублей. На сколько рублей отечественный кирпич дешевле зарубежного ,и в какую сумму обойдется его закупка для строительства небольшой дачи, если известно, что на это понадобится 4 000 кирпичей?

--Сколько денег можно сэкономить, если построить дачу из отечественного кирпича?

2) В нашей стране мужчины имеют право на получение пенсии в возрасте 60 лет, а в США, Франции, Германии – в возрасте 70 лет. Где мужчины дольше работают и на сколько лет?


Учитывая возрастные особенности детей начальных классов, задачи с экономическим содержанием я предлагаю в занимательной форме, для чего в условие ввожу любимых детьми героев народных и литературных сказок. ( Смотрите приложение: Открытый урок математики в 3 кл.(1-3), тема: «Бартер и торговля».)

ВЫВОДЫ: При решении подобных задач школьники усваивают экономические понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами задачи и арифметические расчеты при их решении по своему содержанию и логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с которыми повседневно приходится сталкиваться детям.

Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас школьников, закладывает зачатки экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых будущим предпринимателям.