zapogi.ru 1

Экскурсия- путешествие «Лес - бесценный дар природы».

Цели: расширить знания о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу; формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

 Оборудование: Красная книга Алтайского края; корзины с ягодами, орехами, шишками; плакаты: Лес – наше богатство.
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости. Рисунки детей с изображением знака-символа поведения в лесу (задание давалось заранее).

Ведущий. Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре.
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

Учитель:– Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. А я открываю 1 страницу устного журнала «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт»

1 ученик: – Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет. Угадайте, что это? Игра «Дерево, кусты, цветы». ( Ведущий называет растения, если дети слышат цветок- хлопают в ладоши, если куст – топают ногами, а если дерево – прыгают).Ландыш, шиповник, сосна, ель, роза, сирень, дуб, липа, одуванчик, ромашка, малина, клён, мать-и-мачеха, тополь, жасмин.

2 ученик: – Много в лесу домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт:

  • Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь)


  • Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка)

  • Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)

  • Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк)

  • Лесной доктор. (Дятел)

  • Лесной санитар. (Муравей)

3 ученик:– Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится меньше.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали…

Учитель: – Ребята, надо ли рвать цветы?(Ответы детей.)

Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

– Помните это, дети! А сейчас 2 страница – “Дары леса”

4 ученик:– Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи и грибы. Викторина о грибах.

  • Может ли гриб съесть дом? (Да, это домовый гриб. Он разрушает древесину.)

  • Какие птицы едят грибы? (Глухари)

  • У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чёртов табачок. Каково название этого гриба? (настоящее) (Гриб-дождевик)

  • Какие грибы появляются первыми? (Сморчок)

5 ученик:– А вот и ягодные адреса:

  • Земляника – у пней, где светло, на вырубках.

  • Черника – в еловом бору.

  • Брусника – сосновый бор и смешанный лес.
  • Малина – опушка, вырубка, овраги.


  • Клюква – болото.

– Берите корзинки и в лес – угощайтесь! А мы переходим к 3 страница – “Красная книга”.

Учитель показывает “Красную книгу”.

– Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке (показываю и называю):

  • розовая чайка и мандаринка; белый жук и жук-олень; женьшень и др.

– А сейчас я назову животных и растения, занесённые в Красную книгу Алтая:

  • речной бобр, черный аист, серая цапля, марал, снежный барс, венерин башмачок и др.

– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

Ведущий Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С цветами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала «Береги лес».

1 ученик: – Не кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки

2 ученик – Не рви цветы. За тобой пройдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

– Не сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

– Не ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!


3 ученик:– Не лови ради забавы бабочек, птичек, муравьёв и других животных.

Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо”

Учитель:Я люблю тебя большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не губи последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди.

Звучит песня «Беловежская пуща»Ведущие угощают зрителей из больших корзинок дарами леса. (Ягоды, орехи, шишки)

Литература: Стрижев Л.Н. «Календарь русской природы». М.,1993г.

Секреты природы// Ридерз Дайджест. М., 1999г

Никишов А.И. «Внеклассная работа по биологии и природоведению» М., 1991г