zapogi.ru 1

Этапы работы над научным исследованием.


Есть такие виды деятельности, в которых индивидуальность школьников, их интеллектуальный, творческий потенциал раскрываются с максимальной полнотой. К ним относятся исследовательская и проектная деятельность. Сегодня наш разговор об организации исследовательской деятельности учащихся. По оценкам преподавателей, школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.

В исследовательской деятельности подростки вырабатывают умение самостоятельно добывать звания, навыки самоорганизации, испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у ребят формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов.

Исследовательская деятельности обеспечивает высокую информативную ёмкость и системность в усвоении материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные

связи. Научно – исследовательская деятельность даёт уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца.

Определённую специфику имеет деятельность ученика и учителя. Деятельность ученика заключается в реализации научного способа познания на предметном материале различных областей знаний. От юных исследователей требуется знание и выполнение ряда процедур, характерных для процесса получения нового знания, а именно:


  1. Распознание и чёткое формулирование проблемы;
  2. Сбор данных при наблюдении, работе с литературными источниками, и насколько возможно в эксперименте;


  3. Формулирование гипотезы с помощью логических рассуждений;

  4. Проверка гипотезы.

Исследователь должен оформить результаты поисковой деятельности в виде реферата и доложить о них на конференции. Начинающие исследователи приучаются с первых шагов намечать план действий, Что облегчает им проведение исследований, воспитывает серьёзное отношение к организации своего труда.

Деятельность педагога также изменяется: он становиться координатором и вдохновителем исследователей в их поисковой деятельности. Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношений к характеру взаимодействия между учителем и учеником.

Кроме того, исследовательская и проектная деятельность школьников на сегодняшний день популярна, она становится показателем качества образования в учебном заведении.

Итак, подготовка к проведению научного исследования предполагает наличие нескольких этапов. Специалисты предлагают различные варианты методических рекомендаций. Разнятся они не наличием или отсутствием того или иного этапа, а их последовательности. Предлагаю вам наиболее оптимальную последовательность этапов проведения научного исследования.

Научное исследование в отличие от повседневного опытного познания носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научно – исследовательской деятельности- её объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект», «предмет» исследования. Дадим краткие определения каждого из них.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В нашей школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине.

Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающую проблемную ситуацию. Или, проще говоря, это своеобразный носитель проблемы- то, на что направлена исследовательская деятельность.


Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Это могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Следует помнить, что границы между выделенными нами элементами условны и подвижны.

Переходя к разговору о теме исследования, следует отметить, что выбор темы исследования для многих является очень трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Они могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках научного исследования.

Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема. Чтобы облегчить процесс выбора темы. Попытаемся выделить основные критерии:

1. Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

2. Выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;

3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Очень важно с самого начала правильно сформулировать тему. Причём сразу оговоримся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап актуальности темы. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего научного познания. Следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Также желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало раскрыть её раньше, в предыдущих исследованиях. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать её описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.


Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Правильная постановка и ясная формулировка проблем очень важна в исследовании, поскольку именно она, определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы её разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

Уточнив тему, исследователь может приступать к выработке гипотезы.

Гипотеза- это научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Она должна удовлетворять ряду требований:


  • - быть проверяемой;

  • - содержать предположение;

  • - быть логически непротиворечивой;

  • - соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…,то…», «так…, как…», «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить её рабочий вариант – как временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию: определение его цели и задач. Точнее не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, но необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности.


Цели и задачи в общем виде должны уточнить направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Наиболее типичные цели:

- определение характеристик явлений. Не изученных ранее;

- выявление взаимосвязи неких явлений;

- изучение развития явлений;

-описание нового явления;

- обобщение, выявление общих закономерностей;

-создание классификаций.

Примеры формулировок:

- выявить…;

- установить…;

- обосновать…;

- уточнить…;

- разработать…;

Задача исследования – это выбор и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.

Итак, цель – это идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.

После формулирования гипотезы, цели и задач исследования следует этап определения методов. Мы выделим две группы методов научного познания:

1. Методы получения новых знаний:

А. Распознание и чёткое формулирование проблемы;

Б. Сбор данных при наблюдении, работе с литературными источниками и в эксперименте;

В. Формулирование гипотезы с помощью логических рассуждений;

Г. Проверка гипотезы.

2. Методы организации полученных знаний:

Изложение содержания и результатов исследовательской работы подчиняется определённым правилам.

Это оформление реферата, проекта и публичное выступление с научным докладом.