zapogi.ru 1

Супервизия - это, во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ создания психологически комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности; в-третьих, лечение «профессиональных болезней» и исправление профёссиональных ошибок. Является интегративный вариантом, включающим в себя моделирование, консультирование, создание психологически комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности, организацию продуктивного социального межгруппового и внутригруппового взаимодействия, диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов, лечение профессиональных «болезней» и исправление профессиональных ошибок, содействие в развитии и саморазвитии как организации в целом, так и отдельных работников, формирование дополнительных компетенций в рамках компенсирующего образования, необходимых в условиях открытых образовательных систем. Осуществляётся в индивидуальной и групповой формах. Групповая супервизия осуществляется по законам групповой динамики, позволяющей реализовать психо-коррекционные и психо-конструктивные функции взаимодействия.

Таким образом, научно-методическое сопровождение специалистов, занятых в сфере образования, выполняет ряд функций.

Обучающая функция ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности.

Консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы ее решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста.

Психотерапевтическая функция имеет своей задачей содействие педагогу в преодолении различного рода психологических барьеров и затруднений, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности.

Коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок.


Адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности.

Важнейшим результатом научно-методической деятельности является обеспечение качества профессиональной деятельности педагога, которое выражается в его профессиональной компетентности.


Таблица 1.

Вид сопровождения


Характеристика деятельности


Функции


Модель


Тренинг


Поэтапное, практико-ориентированное обучение. Организация группового взаимодействия


Обучающая


Комплиментарная, вытесняющая


Модерирование


Организация свободной коммуникации, раскрытие потенциальных возможностей


Коммуникативная


Комплиментарная


Консультирование в режиме:


«Эксперт»


Оказание консультационной помощи по конкретной проблеме


Обучающая


Комплиментарная



«Врач»


Диагностика затруднений, коррекция профессиональных установок, восполнение дефицита знаний

Диагностическая, коррекционная


Комплиментарная



«Менеджер»


Организация нового поведенческого репертуара, формирование позитивных установок


Организационная, формирующая


Вытесняющая


Супервизия


Консультирование, лечение профессиональных «болезней», разрешение конфликтов


Консультационная, психотерапевтическая


Комплиментарная, вытесняющая