zapogi.ru 1

Виханский О.С. Стратегическое управление/ -М.: МГУ, 1995. -252c.

Предлагаемый Вашему вниманию учебник "Стратегическое управление" в российской практике издания учебной управленческой литературы для студентов вузов является первой попыткой комплексного изложения теории стратегического управления. Отдельные вопросы стратегического управления находили освещение в ранее издававшихся учебных пособиях. Однако цельного взгляда на стратегическое управление как на деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде ранее в учебной литературе представлено . не было. Поэтому следует с самого начала отметить, что, хотя учебник, обладая новизной и оригинальностью подачи материала, будет полезен тем, кто собирается изучать стратегическое управление, от него не следует ожидать полного и всестороннего ответа на все вопросы, которые могут возникать у изучающего стратегическое управление читателя.

Концепция стратегического управления, как она дана в учебнике, представляет стратегическое управление в виде важнейшей составляющей жизни современной организации, касающейся трех таких жизненно важных, ключевых сфер организации, как выработка и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере, выработка и осуществление стратегии в отношении создаваемого организацией продукта и, наконец, выработка и реализация стратегии в отношении персонала организации. В учебнике рассмотрение каждой из этих сфер ведется в тесной взаимосвязи с рассмотрением двух остальных, что как раз и отражает комплексность взгляда на стратегическое управление. Наличие данных трех сфер применения и проявления стратегического управления нашло отражение в структуре учебника. При изучении материала каждого отдельного раздела учебника важно помнить о том, что его необходимо осознавать сквозь призму общего взгляда на тратегическое управление. Как стратегическое управление нельзя понять, оставив за бортом рассмотрение одной из трех сфер, так и каждая из сфер будет неадекватно понята, если ее не изучать в контексте общей концепции стратегического управления.


Учебный материал в главах расположен таким образом, чтобы изучающие могли усвоить его наилучшим образом. В начале главы дается короткое вступление, далее дается структура главы, а после этого идет изложение материала. В конце раздела приводятся вопросы, которые облегчают возможность самоконтроля.

Работа над учебником была бы невозможна без помощи и советов коллег по кафедре управления производством экономического факультета МГУ, а также без помощи и советов коллег из многих российских и зарубежных университетов, которым автор выражает глубокую признательность. Особо хотелось бы поблагодарить рецензентов проф. Л.И.Евенко, проф. Ф.М.Русинова и доц. В.В.Золотова за ценные замечания, учет которых при доработке текста учебника позволил существенно улучшить его. Автор также выражает благодарность сотрудникам кафедры управления производством Андриановой Елене и Разиной Екатерине за большую помощь в подготовке рукописи к публикации. Огромную признательность автор выражает родным и близким друзьям, которые сделали возможной саму работу над этим учебником и создали необходимую атмосферу поддержки.

Содержание
Глава 1. Что такое стратегическое управление

§1. Сущность стратегического управления

§2. Проблемы и трудности стратегического управления

§3. Составляющие стратегического управления и связь между ними
Глава 2. Анализ среды

§1. Анализ макроокружения

§2. Анализ непосредственного окружения

§3, Анализ внутренней среды

§4. Методы анализа среды
Глава 3. Определение миссии и целей организации

§1. Миссия организации §2, Цели организации §3. Установление целей
Глава 4. Что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается

§1. Сущность стратегии организации

§2. Типы стратегий бизнеса

§3. Определение стратегии фирмы
Глава 5. Выполнение стратегии

§1. Стадии выполнения стратегии


§2. Основные области стратегических изменений. Организационная

структура

§3. Основные области стратегических изменений. Организационная культура

§4. Стратегические изменения в организации

§5. Мобилизация потенциала организации для осуществления стратегии
Глава 6. Роль и место маркетинга в стратегическом управлении фирмой
Глава 7. Концепция продукта в стратегическом управлении

§1. Понятие продукта

§2. Основные составляющие продукта
Глава 8. Динамика продукта

§1. Жизненный цикл продукта

§2. Стратегия продукта на отдельных фазах его жизненного цикла

§3, Стратегия создания нового продукта
Глава 9. Стратегия продукта

§1. Стратегия конкуренции

§2. Анализ портфеля продукции
Глава 10. Как строится взаимодействие человека и организации

§1, Подходы к построению взаимодействия человека и организации

§2. Способы установления взаимодействия человека и организации

§3. Ролевой подход к установлению взаимодействия человека и организации
Глава 11. Вхождение человека в организацию

§1, Обучение при вхождении в организацию

§2, Влияние организации на процесс вхождения

§3. Развитие чувства ответственности перед организацией

§4. Завершение процесса вхождения человека в организацию

§5, Усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником
Глава 12. Личностные основы поведения человека в организационном окружении

§1. Восприятие человеком окружения

§2. Критериальная база поведения человека

§3. Индивидуальность человека
Глава 13. Индивид и группа

§1. Понятие группы

§2. Общая характеристика группы

§3. Взаимодействие индивида и группы
Глава 14. Адаптация и изменение поведения человека

§1. Концепция научения поведению

§2. Сознательное научение поведению в организации

§3. Научение поведению и модификация поведения человека в организации.