zapogi.ru 1

Оглавление

Введение

Глава 1 Основные положения конкурсного производства

1.1 Конкурсное производство как процедура банкротства юридических лиц:

понятие, история развития в России.

1.2 Основания, последствия и сроки введения конкурсного производства

1.3 Субъекты, участвующие в ходе конкурсного производства.

Глава 2 Koнкypcнoe пpoизвoдcтвo, как oднa из пpoцeдyp бaнкpoтcтвa

2.1. Статус конкурсного управляющего

2.2. Формирование конкурсной массы

2.3. Очередность расчётов с кредиторами

Глава 3. Завершение конкурсного производства

3.1. Ликвидация предприятия, как итог конкурсного производства

3.2. Вопрос о переходе от конкурсного производства к внешнему управлению

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение
Для тех, кто потерпел неудачу в бизнесе и поэтому не может рассчитаться по своим долгам, законом предусмотрена процедура банкротства. Смысл ее в том, чтобы дать возможность должнику восстановить платежеспособность, ну а если это невозможно – справедливо распределить имеющиеся активы между кредиторами. Умелое использование процедуры банкротства позволяет одним получать передышку и с честью выходить из сложного положения, а другим – обворовывать кредиторов и захватывать чужие предприятия.

Конкурсное производство является значимой стадией института банкротства. От уровня и степени развития законодательной базы, на которую опирается конкурсное производство, в конечном итоге зависит судьба самого должника и удовлетворение интересов кредиторов.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере несостоятельности юридических лиц.

Предмет – нормы законодательства, регулирующие конкурсное производство юридических лиц, а также судебная практика их применения.

Цель выпускной квалификационной работы - выявление и постановка правовых проблем конкурсного производства, а также разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве).


Для достижения поставленной цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:

- аналитически осмыслить основные положения конкурсного производства: определить его сущность, проследить историю развития в российской правовой науке, проанализировать основания, последствия и сроки введения конкурсного производства, изучить субъекты, участвующие в ходе конкурсного производства;

- исследовать кoнкypcнoe пpoизвoдcтвo, как oдну из пpoцeдyp бaнкpoтcтвa: определить статус конкурсного управляющего, рассмотреть процедуру формирования конкурсной массы, изучить очередность расчётов с кредиторами;

- изучить механизмы завершения конкурсного производства: проанализировать ликвидацию предприятия, как итог конкурсного производства, рассмотреть вопрос о переходе от конкурсного производства к внешнему управлению.

Актуальность исследования конкурсного производства как процедуры банкротства юридических лиц обусловливается рядом обстоятельств.

Во-первых, несостоятельность как социально-экономический феномен является закономерным следствием существования финансовых отношений, обеспечивающим развитие экономической системы. Принимая во внимание то, что долгое время данный институт не признавался отечественным правопорядком, исследование его правовых форм (в том числе и конкурсного производства) является практически и теоретически значимым.

Во-вторых, затянувшийся переходный период, особенности экономической политики государства, высокий уровень монополизации сформировали в России внешнюю среду, благоприятную для развития процессов массовой несостоятельности. На фоне мирового финансового кризиса количество дел о несостоятельности (банкротстве) в производстве арбитражных судов растет. При этом большая их часть оканчивается признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства, что требует актуализации толкования соответствующих правовых норм.

В-третьих, практика применения действующего конкурсного права выявляет дефекты в законодательстве о несостоятельности, которые снижают эффективность применения его норм, провоцируют правоприменительные ошибки, которые чаще всего выражаются в нарушении прав и законных интересов должника и его кредиторов. Поэтому актуальным является детальное изучение характера и содержания правового регулирования отдельных социальных связей между участниками конкурсного производства с целью их регулирования.


Степень научной разработанности и изученности правовых вопросов конкурсного производства в монографическом плане довольно высока. Основой ее являются работы отечественных и зарубежных ученых. Проблемы правового регулирования конкурсных отношений исследовались многими правоведами, начиная с классиков отечественной юридической мысли: А X. Гольмстена, А. А. Добровольского, В. В. Степановым, М. В. Телюкиной, Г. Ф. Шершеневича и другими.

В последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению правового института несостоятельности в целом: имеются диссертационные работы, солидные монографические исследования, научно-практические комментарии, специальные учебные пособия, посвященные механизмам правового регулирования конкурсного производства. В частности, весьма обстоятельно были исследованы вопросы следующими авторами: (Бруско Б.С., Васильевой Ж. А., Степановой О. И., Витрянским В.В., Гольмстен А. Х., Добровольским А.А., Карелиной С. А., Кругловой О. Г., Марковым П.А., Нигаматзяновым Т. Т., Никитиной О.А., Пирогова Е. С., Попондопуло В.Ф., Свириденко О.М., Свириным Ю. А., Степановым В.В., Телюкина М. В., Черемисиным П., Шершеневич Г. Ф., Шишмаревой Т. П. , Юловой Е.С. и другими авторами.

Однако, нельзя сказать, что конкурсное производство исследовано всесторонне. Так, вопрос о сущности и содержании конкурсного производства как правового явления рассматривается попутно, в связи с изучением более широкого круга проблем. Наличие теоретических дискуссий по проблемам правовой природы конкурсного производства, отсутствие устоявшихся подходов к его определению вызывают сложности применения норм права. В вопросах регулирования конкурсных отношений существует несколько точек зрения, часто прямо противоположных, имеющих своих последовательных сторонников и противников.

Методологическую основу работы составили всеобщий (диалектический) метод познания, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение), некоторые общенаучные методы исследования (системный подход, анализ исторических источников), а также собственно частнонаучные методы правоведения (формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод).


Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в правоприменительной практике. Материал работы может быть использован для дальнейшего исследования проблем несостоятельности в российском праве, при подготовке научных работ по смежным вопросам.

Основная часть выпускной квалификационной работы представлена тремя главами, объединяющими восемь параграфов. Структура работы дополнена заключением, содержащим наиболее общие результаты исследования, основные итоги проделанной работы, краткие выводы и конкретные рекомендации, а так же списком нормативно-правовых актов и литературы (источников), изученных в ходе написания работы.


Глава 1 Основные положения конкурсного производства
1.1 Конкурсное производство как процедура банкротства юридических лиц: понятие, история развития в России
Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства коммерческой организации-должника, является конечной стадией в процессе несостоятельности.

Во 2 статье Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года конкурсное производство определяется как «…процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов»1.

Конкурсное производство является процедурой, которая применяется к должнику, уже признанному несостоятельным (банкротом). В результате проведения его прекращается существование юридического лица. По мнению О.А. Никитиной, конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным, цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга2. Ее позиция совпадает с той, которая отражена в законе, упомянутом выше.


Процедура конкурсного производства носит характер публичных правоотношений, поскольку затрагивает как интересы самого юридического лица (банкрота), его кредиторов, так и общества в целом. Поэтому она имеет важное социальное значение.

Конкурсное производство, по существу, представляет собой процедуру ликвидации несостоятельной организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Данная процедура призвана за счёт реализации имущества должника распределить полученные средства в определённой законом очерёдности.

В тоже время, как отмечает Шершеневич Г.Ф., конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга3. Самосуды кредиторов над неплатёжеспособными должниками и насильственные меры должников к кредиторам, требующим у них возврата долгов в наше время порой имеют место быть. При реализации данной процедуры необходимо строгое соблюдение правил производства, с тем, чтобы не спровоцировать кредиторов и должников к противоправным акциям. Определение в законодательном порядке конкретных правил проведения конкурсного производства, формирования конкурсной массы и очередности ее распределения создает условия для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга в конфликтных условиях.

Конкурсное производство - единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника. При этом, конечно, не исключается возможность сохранения должника вследствие применения, например, мирового соглашения или в связи с переходом к внешнему управлению при определенных обстоятельствах.

Общими целями введения конкурсного производства являются:

- поиск и аккумулирование имущества должника;


- ликвидация организации;

- соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Итак, отраженная законодательно, общепризнанная конечная цель конкурсного производства – это соразмерное удовлетворение требований кредиторов, что не предполагает восстановления платежеспособности должника или продолжение осуществления им хозяйственной деятельности.

Конкурсное производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, либо если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными. С момента открытия конкурсного производства должник называется банкротом.

По замечанию Нигаматзянов Т. Т., в случае когда речь идет о должнике - юридическом лице, переход к конкурсному производству возможен не только после трёх последовательных стадий, когда должник поступательно переходит из одной процедуры в другую, но и после наблюдения или финансового оздоровления4.

Достижению цели соразмерного удовлетворения требований кредиторов служит, прежде всего, широкая гласность в осуществлении конкурсного производства. Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликованию в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. В настоящее время на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации таким изданием является газета «Коммерсант» с изложением существенных обстоятельств: порядка, сроков предъявления требований, наименования суда, и так далее5.


Информация о признании арбитражным судом должника банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется за счёт должника.

Публикацию осуществляет арбитражный суд, принявший такое решение по неудовлетворённым результатам процедуры банкротства либо конкурсный управляющий - если подобное решение вынесено арбитражным судом при завершении процедуры внешнего управления.

Публикация должна содержать:

- наименование и иные реквизиты должника;

- наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве;

- дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- срок установленный на предъявление требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты указанной публикации (в течение данного срока кредиторы должны заявить свои требования - направить их конкурсному управляющему и в суд, для того, что бы данные требования могли быть впоследствии, на основании определения арбитражного суда, внесены в реестр требований кредиторов);

- сведения о конкурсном управляющем.

Публикация официального объявления о банкротстве должника служит средством уведомления об этом всех его возможных кредиторов, которые могут находиться в самых разных регионах России и за рубежом. Содержащаяся в объявлении информация даёт им возможность в установленный законом срок предъявить свои претензии.

На этапе конкурсного производства происходит продажа имущественного комплекса (предприятия) должника. Сам момент продажи предприятия - должника имеет огромное значение как для конкурсных кредиторов, так и для самого банкрота, не говоря уже о покупателе имущественного комплекса. От того, как будут проведены торги, зависят сумма и порядок выплаты конкурсной массы кредиторам.

Для предприятия - должника важно, кто именно станет покупателем имущественного комплекса. Ведь к новому собственнику имущество попадает уже свободным от долгов. Следовательно, этот приобретатель может как начать деятельность по восстановлению производства, модернизации оборудования и дальнейшему развитию полученного предприятия, так и накапливать новые долги, распродавать имущество, словом, попытаться «выжать» из предприятия все оставшиеся «соки», чтобы затем довести имущественный комплекс до нового банкротства.


На данном этапе затрагиваются также интересы местных органов исполнительной власти. Ведь если предприятие под управлением нового собственника начнет стабильно работать и платить налоги, а его работники - получать стабильную заработную плату, то местный бюджет начнет регулярно пополняться, снизится социальная напряженность в регионе, возможны станут иные позитивные последствия.

Таким образом, очень важно, какой именно собственник окажется у предприятия - банкрота.

Специальный институт права – конкурсное производство был выработан в ходе исторического развития регулирования отношений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов.

Зарождение институтов конкурсного производства прослеживается еще со времен римского права. Первое упоминание о несостоятельности в истории России обнаруживается в древнейшем памятнике российского правоведения – Русской Правде, где содержатся ясные и подробные постановления отдельных вопросов несостоятельности и конкурсного процесса. Так, например, должника, не сумевшего заплатить нескольким кредиторам, необходимо было продать, а полученные средства разделить. Однако должники, ставшие несостоятельными из-за несчастных обстоятельств и имевшие одного кредитора, не подлежали продаже. В этом случае давалась отсрочка на погашение долгов, и имущество между кредиторами не делилось. Здесь же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным6.

В истории развития российского конкурсного права традиционно выделяют три этапа.

Первый этап, именуемый дореволюционным, датируется началом XI века вплоть до 1917 года. Первая часть данного периода (XI-XVIII века) характеризуется зачаточным состоянием правового регулирования несостоятельности, распространением практики применения иностранного законодательства.

Правовыми источниками, содержащими незначительное число положений конкурсного права, были Русская Правда, Псковская Судна грамота, Судебник Ивана III, Соборное Уложение 1649 года7. Взыскание в этот период обращалось на личность должника. Последствиями несостоятельности была продажа должника с торгов и распределение полученных средств между кредиторами. Дети и супруга должника несли ответственность по его долгам.


Начиная с XVIII века у должника появилась возможность найти «оплатчика» - лицо, которое взяв должника в отработку оплачивал его долги. Если оплатчик не находился должника отдавали в солдаты ил ссылали с Сибирь8.

С 1740 года в России насупил этап кодификации и интенсивного развития конкурсного права. Первым кодифицированным актом, относимым к данному периоду, был Устав о банкротах 1740 года, наиболее разработанным предстает Устав о торговой несостоятельности, появившийся только в 1832 году и действовавший вплоть до 1917 года9.

Правовое регулирование несостоятельности данного периода различалось в зависимости от сферы деятельности должника: несостоятельность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, именовалась торговой, а несостоятельность дворян и чиновников – неторговой. В отличие от современных норм критерием несостоятельности считалась неоплатность – должник не мог быть признан несостоятельным, если стоимость его имущества была достаточной для оплаты долга. Понятия несостоятельности и банкротства не были тождественны друг другу.

Судебных процедур, направленных на восстановление платежеспособности законодательство того времени не предусматривало. Вынесение судом определения о несостоятельности осуществлялось в очень короткие сроки: должник мог быть признан несостоятельным уже в день поступления в суд сведений о его неплатежеспособности. С этого момента начиналось конкурсное производство. Должник и его имущество подвергалось аресту, кредиторы предъявляли свои требования, избирали конкурсное управление для осуществления расчетов с кредиторами банкрота. Оно проводило опись, поиск и охрану имущества должника, проверяло законность заявленных требований должника, относило их к очередям, которые существенно отличались от современных. В первую очередь оплачивались долги перед церковью, во вторую – перед государством, далее – долги, обеспеченные залогом имущества должника, затем – долги малолетним и опекаемым должника, долги домашним служителям за полгода, и так далее10.


Второй этап развития российского конкурсного права – советский этап – длился с 1917 до 1992 года.

С приходом Октябрьской революции все действующие ранее правовые акты были отменены. Судами применялись разъяснения Пленума Верховного Суда до 1927 года, когда в Гражданский кодекс РСФСР были включены нормы о несостоятельности гражданских и торговых товариществ 11. С 30-х годов они перестали применяться в результате свертывания НЭПа, установления монополии государственной собственности.

Единым собственником имущества большинства хозяйствующих субъектов являлось государство. Расширились торговые обороты страны, и случаи несостоятельности стали распространенным явлением. В отличие от дореволюционной России вопросы неоплатности долгов решались не кредиторами (практически не имевшими никаких прав), а государством, так как защищались законные интересы не кредиторов, а общий хозяйственный результат. В результате в течение многих лет убыточные предприятия существовали за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.

Постепенно положения конкурсного права были полностью исключены из советской правовой системы.

Третий этап развития российского конкурсного права – современный – длящийся с 1992 года по настоящее время.

Начиная с 1992 года политика правительства России была направлена на переход к рыночным отношениям. Этот период характеризуется сменой собственника большинства бывших государственных предприятий в ходе их приватизации.

Впервые в российском законодательстве институт несостоятельности получил закрепление в Законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года. Данный закон напоминал попытку объединить элементы различных систем несостоятельности, применяемые в разных странах. Его положения делали признание банкротства затруднительным, так как переняли дореволюционную трактовку несостоятельности. Так, даже если организация годами не расплачивалась со своими кредиторами, ее было невозможно признать банкротом, поскольку балансовая стоимость ее имущества оставалась высокой и превышала размер задолженности. Конкурсное производство по данному закону определялось как процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами. Арбитражный суд, признав должника несостоятельным (банкротом), должен был принять решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства. Об открытии конкурсного производства арбитражный суд уведомлял:


- трудовой коллектив предприятия - должника;

- соответствующие органы местного самоуправления;

- местные финансовые органы;

- банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.

Решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства публиковалось в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" за счет средств, перечисленных на депозитный счет арбитражного суда.

Следующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 1998 году, изменил понятие несостоятельности, выделил особенности банкротства отдельных лиц. Несовершенство этого акта выразилось в неспособности предотвратить злоупотребления органов управления должника, арбитражных управляющих, крупнейших кредиторов. Институт банкротства стал использоваться для недобросовестного передела собственности, в целях устранения конкурентов. Возбуждение производства по делу о банкротстве часто имело целью получить возможность распоряжения активами должника. Высокая стоимость процедур банкротства сочеталась с низким процентом удовлетворения требований кредиторов. В данном законе конкурсное производство было определено уже как процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в 2002 году. Его основные новеллы состоят в усложнении возбуждения производства по делу о банкротстве и ведения процедур банкротства, расширении прав учредителей должника и государства, усилении контроля за деятельностью государственного управляющего, расширении возможностей по восстановлению платежеспособности. По мнению Долинской В.В. в данном законе «…прослеживается первоочередная цель восстановления статуса полноценного субъекта гражданского оборота, и только при ее недостижении происходит ликвидация должника»12. Действительно, в настоящее время задача механизма банкротства заключается в сохранении предприятия и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием.

1.2 Основания, последствия и сроки введения конкурсного производства
Статья 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства»13.

Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Суд принимает решение об открытии конкурсного производства тогда, когда:

- при осуществлении процедуры наблюдения устанавливаются признаки банкротства должника при отсутствии оснований для введения внешнего управления;

- оказались неудовлетворительными результаты внешнего управления.

Основания для открытия конкурсного производства можно разделить на две основные группы.

Первая группа объединяет основания, установленные по остаточному принципу: конкурсное производство открывается, если нет оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, вынесения иных актов (таких как определение об оставлении заявления без рассмотрения или утверждении мирового соглашения, прекращении производства по делу).

Ко второй группе можно отнести основания, применение которых обусловлено наступлением одного из случаев, указанных в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года - например, непредставление плана внешнего управления в арбитражный суд в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления.

Во всех указанных случаях арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Конечно, в дальнейшем, такое решение возможно обжаловать в общем порядке.


Телюкина М.В. в своей работе «Основы конкурсного права» подчеркивает, что в решении суда об открытии конкурсного производства должна содержаться следующая информация:

- о признании должника банкротом;

- о назначении конкурсного управляющего;

- о последствиях открытия конкурсного производства;

- о сроках продолжительности конкурсного производств;

- о предоставлении отчета конкурсным управляющим в установленные сроки14.

Открытие конкурсного производства влечёт определённые правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесённые к ведению руководителя, если на стадии наблюдения или финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя от занимаемой должности произведено не было.

Открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. Руководитель должника, а также временный или административный или внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Следует подчеркнуть, что в случае уклонения от этой обязанности указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сохраняют свои полномочия только те органы должника, которые уполномочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом для исполнения обязательств должника.


Свирин Ю.А. подчеркивает, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового собственника15.

Введение процедуры конкурсного производства влечет за собой утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Правовые последствия открытия конкурсного производства прямо указаны в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Они разъяснены в 126 статье указанного акта16.

Так, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства констатируется:

- наступление срока исполнения всех обязательств должника, возникших до открытия конкурсного производства;

- прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;

- прекращение отнесения сведения о финансовом состоянии должника к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

- совершением сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование;

- прекращением исполнения по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;

- передачей судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему исполнительных документов, исполнение по которым прекратилось;

- снятием ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника;

- прекращением полномочий руководителя должника.

В статье 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» законодателем установлен срок конкурсного производства, который составляет один год, то есть срок этот не может превышать 12 месяце. Но он может быть продлён решением арбитражного суда до 18 месяцев (ещё на 6 месяцев). Дальнейшее продление срока конкурсного производства законом не предусмотрено.

Однако, в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств из-за рубежа, арбитражный суд может продлить срок конкурсного производства и более 18 месяцев. Соответственно, законодательно введены определённые сроки проведения конкурсного производства, но не установлена его максимальная продолжительность. Как замечает Ветрянскаий В.В., это создаёт возможность возникновения проблем, «… например - возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но не все денежные средства распределены между кредиторами»17. Из буквального толкования закона следует, что по истечении указанного срока необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество в соответствии со 148 статьей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - «Имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами».

Не вносит полной ясности в этот вопрос и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №4, в пункте 16 определено, что «по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего»18.


Ходатайство о продлении срока конкурсного производства рассматривается в судебном заседании в коллегиальном составе суда, где непосредственно исследуются все доводы в обоснование данного ходатайства.

О продлении срока конкурсного производства арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение четырнадцати дней с момента его принятия.

То обстоятельство, что действующий Закон о банкротстве в отличие от Закона 1998 года не допускает продления срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев, вероятно, отчасти можно объяснить тем, что конкурсные управляющие зачастую необоснованно затягивали конкурсное производство на срок, доходивший иногда до нескольких лет. Это приводило к дополнительному расходованию денежных средств из конкурсной массы на его проведение, а также на вознаграждение конкурсного управляющего.

Следует отметить, что продолжительность проведения конкурсного производства носит субъективный характер и зависит напрямую от ряда обстоятельств конкретного дела.

Так, например, в случае, когда недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, конкурсному управляющему необходимо время на их организацию и проведение, причем иногда – значительное, что может быть связано со спецификой имущества. К тому же если торги не состоятся с первого раза - проводятся повторные торги.

Довольно часто не представляется возможным обнаружить местонахождение руководителя должника, иных органов его управления, арбитражному управляющему не удается осуществить предусмотренную Законом передачу печатей, штампов, бухгалтерской, иной документации, а также материальных ценностей, что в результате затягивает сроки конкурсного производства.

На практике часто возникает ситуация, при которой на имущество, числящееся на балансе должника, отсутствуют правоустанавливающие документы, оформление которых носит довольно продолжительный характер.


Иногда должник имеет ряд филиалов, подразделений, дочерних предприятий; имущество такого должника может находиться в разных городах, областях, а также за пределами Российской Федерации, в результате чего сроки его оценки и продажи также увеличиваются.

В качестве причины продления сроков конкурсного производства Гутникова А.С. так же называет тот факт, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий по личным мотивам вправе заявить в арбитражный суд ходатайство о своем досрочном освобождении от исполнения обязанностей, либо в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим возникает необходимость отстранения его от должности и утверждения нового конкурсного управляющего, которому предстоит выполнение всех конкурсных мероприятий19.

При рассмотрении отчета конкурсного управляющего в судебном заседании арбитражный суд, установив обстоятельства, при которых невозможно завершение конкурсного производства в данном судебном заседании в соответствии с действующей нормой статьи 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающей срок конкурсного производства, не удовлетворяет ходатайство о продлении срока конкурсного производства в отношении должника, а откладывает судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего с целью предоставления возможности конкурсному управляющему завершить все необходимые мероприятия. Вместе с тем сроки отложения дела также регулируются Арбитражным процессуальным кодексом и, как правило, не должны превышать один месяц. Однако указанный срок может оказаться недостаточным для завершения всех необходимых процедур, в результате чего дело неоднократно откладывается.

Все это приводит к нерациональному распределению процессуального времени, необходимого для рассмотрения дел, увеличивает объем работы судей и работников аппарата, связанный с организацией и проведением судебных заседаний, вынесением судебных актов, их изготовлением, рассылкой и так далее.


Из судебной практики следует, что как правило, основанием для продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества. Так, например, решением Арбитражного суда Новосибирской области Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Реклама» было признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство. Затем срок конкурсного производства был продлён ещё на шесть месяцев. В последствии в кассационной жалобе конкурсный управляющий ООО «Группа компаний «Реклама» просил отменить судебные акты в части продления срока конкурсного производства, поскольку считал их необоснованными. Судебная коллегия не нашла оснований к их отмене.

Из материалов дела следует, что основаниями для продления срока конкурсного производства послужили следующие обстоятельства: 1) арбитражным судом не был рассмотрен иск о признании сделки недействительной; 2) мероприятия, направленные на поиск и возврат недвижимого имущества были проведены не все. Суд кассационной инстанции согласился с этим выводом20.
1.3 Субъекты, участвующие в ходе конкурсного производства
Состав лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) определен в статье 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Он включает должника; арбитражного управляющего; конкурсных кредиторов; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных указанным Законом, а так же лица, предоставившие обеспечение для проведения финансового оздоровления21.

В конкурсных отношениях участвуют должник, кредиторы, органы кредиторов (собрание, комитет), органы юридического лица - должника, государственные органы, регулирующие и контролирующие действия субъектов, арбитражный суд.

Статус должника определяется теми организационно-правовыми формами юридических лиц, банкротство которых возможно и целесообразно.


Статус кредиторов может быть определен в зависимости от различных критериев (определенности, характера, размера, наступления срока исполнения требования, других параметров).

Органы кредиторов (собрание и комитет) определенным образом формируются, имеют особую компетенцию и самостоятельное значение в конкурсных отношениях, что позволяет говорить о них как о субъектах конкурсного права (в то время как субъектами права гражданского они не являются).

Органы юридического лица - должника по сути не обладают собственной компетенцией в конкурсных отношениях, так как в силу норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) от 2002 года (это одна из его новелл) не наделяются новыми правами и обязанностями, а сохраняют часть компетенции, существующей у них в рамках корпоративного права.

Статус государственных органов, наделенных определенными полномочиями в конкурсных отношениях, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) определяет должника как гражданина, в том числе индивидуального пред­принимателя, или юридическое лицо, оказавшихся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательст­вам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных пла­тежей в течение срока, установленного данным законом.

Таким образом, должник в конкурсном праве - это всегда фигура, характеризуемая допущен­ным правонарушением, а именно совершенной просрочкой в ис­полнении денежного обязательства или неуплатой налога (сбора) в бюджет. В отличии от этого, должник в гражданско-правовом обязательстве - это не обязательно лицо, допустившее просрочку исполнения, это исключительно лицо, обязанное совершить действие, причем, быть может, совершить его только в будущем и не обязательно путем уплаты денег. Соот­ветственно, стоит согласиться с Щербович И.А. в том, что «общий», гражданско-правовой термин «должник» со­держательно несколько шире, чем «специальный», использованный в законе о несостоятельности22.


Следует отметить, что банкрот - это офи­циально (судом) признанный несостоятельным должник. Когда инициируется конкурсный процесс, с какой бы процедуры он ни начался, лицо, допустившее просрочку уплаты денежного долга, получает статус должника. А вот банкротом оно станет только тогда, когда на одной из следующих стадий движе­ния дела о несостоятельности суд вынесет решение о признании его таковым. Этого может и не произойти, что в итоге приведет к тому, что лицо, получившее статус должника, выйдет из конкурсного процесса, не став банкротом, так как, к примеру, вос­становительные процедуры (финансовое оздоровление или внешнее управление) окажутся успешными и должник восстановит свою платежеспособность. Но если попытка восстановления финансо­вого состояния окажется неудачной, признания должника бан­кротом не избежать.

Одними из основных субъектов конкурсного права являются кредиторы должника. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве кредиторов понимает лиц, имеющих по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

В Законе о банкротстве кредиторы должника подразделяются на определенные виды. Такое деление имеет практическое значение, поскольку каждая группа кредиторов несостоятельного должника обладает особым правовым статусом.

В действующем законодательстве о несостоятельности все кредиторы делятся на следующие виды:

1) денежные кредиторы;

неденежные кредиторы;

2) текущие кредиторы;

кредиторы I очереди;

кредиторы II очереди;

конкурсные кредиторы и уполномоченные органы;

залоговые кредиторы.

Закон о банкротстве распространяется исключительно на требования кредиторов, которые имеют денежный характер. В отношении требований кредиторов, имеющих неденежный характер, установлено правило, согласно которому указанные требования могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.


При несостоятельности должника кредиторы по неденежным требованиям могут защищать принадлежащие им права только путем трансформации своего права в денежное требование, которое осуществляется путем обращения в суд, не рассматривающий дело о банкротстве. Способом такой трансформации является заявление требования о возмещении убытков. Только после трансформации своего требования неденежные кредиторы могут продолжать восстановление нарушенного должником права, но уже в рамках процесса о банкротстве. При этом в деле о банкротстве указанные кредиторы по сравнению с остальными занимают самое неудовлетворительное положение. Они не имеют права участия и голоса в собрании кредиторов, и их требования подлежат удовлетворению в рамках третьей очереди в части возмещения реального ущерба.

Под кредиторами по текущим платежам понимаются кредиторы по денежным обязательствам и обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Текущие кредиторы осуществляют принадлежащие им имущественные права вне рамок дела о банкротстве. Их требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Указанные кредиторы при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле.

В действующем законодательстве о банкротстве также содержится перечень кредиторов, которые являются кредиторами конкурсной массы (внеочередными кредиторами). При этом они именуются внеочередными, а к ним относятся лица, имеющие следующие права требования по обязательствам:

1) судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о банкротстве;

2) расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему;

3) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;


4) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

5) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

6) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

Кредиторы I и II очереди являются привилегированными кредиторами конкурсного процесса. Привилегированный характер таких кредиторов обусловливается необходимостью защиты их социального интереса. Данный интерес связан с тем, что требования указанных кредиторов связаны с выплатой сумм, предназначенных для удовлетворения их необходимых жизненных потребностей.

Кредиторами I очереди являются, во-первых, лица, не являющиеся застрахованными и иными гражданами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, во-вторых, это требования застрахованных лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, но лишь в той части, которая превышает обеспечение по страхованию (страховое возмещение вреда)23.

Кредиторами II очереди являются лица, имеющие требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Кредиторы I и II очереди не могут инициировать дело о банкротстве, не имеют права на участие и голоса в собрании кредиторов, на их требования не распространяется режим моратория. Между тем в правовом положении кредиторов I и II очереди существует серьезное различие, которое сводится к следующему.


Кредиторы I очереди могут получить удовлетворение своих требований либо за счет конкурсной массы, либо за счет Российской Федерации. Подобный механизм обеспечивает максимальную защиту прав и законных интересов указанных кредиторов. Это заключается в том, что государство гарантирует им получение причитающихся им сумм путем приобретения их требований.

В отличие от кредиторов I очереди кредиторы II очереди могут получить удовлетворение своих требований только за счет конкурсной массы. Это значит, что вероятность осуществления требований указанных лиц, поставлена в зависимость от того, хватит конкурсной массы для удовлетворения их требований или нет, то есть от случайности.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы имеют равные права, связанные с участием в собрании и комитете кредиторов, с порядком и очередностью удовлетворения их требований в конкурсном производстве.

Несмотря на это законодатель не объединяет указанных кредиторов в одну группу кредиторов несостоятельного должника. К отношениям по исполнению требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов законодатель применяет различные правовые режимы. В отношении требований конкурсных кредиторов действует гражданско-правовой режим, а в отношении требований уполномоченных органов - публично-правовой режим24.

Под залоговыми кредиторами понимаются кредиторы должника, требования которых обеспечены залогом, они подлежат удовлетворению в рамках конкурсного процесса. Залоговыми кредиторами, то есть кредиторами третьей очереди, на практике в основном являются банки и лизинговые компании, реже - арендодатели и арендаторы.

Так, например, по делу N А645-36399/07-СБ/114 общество обратилось с иском о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания суммы, уплаченной по договору, и уменьшения суммы кредиторской задолженности истца перед ответчиком, указанной в акте сверки взаимных расчетов. В обоснование заявленного требования истец указал, что договор аренды, связанный с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, совершен без согласия временного управляющего, чем нарушены требования Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Решением суда в удовлетворении иска отказано по мотивам пропуска истцом годичного срока исковой давности, установленного для признания оспоримой сделки недействительной25.


Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы.

В собрании кредиторов участвует представитель работников должника. Конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме их требований.

К компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

1) о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в суд;

2) о заключении мирового соглашения;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) об избрании членов комитета кредиторов, определении его количественного состава и о досрочном прекращении его полномочий;

5) по иным вопросам.

Решение собрания кредиторов принимается большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. По некоторым вопросам решение принимается большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов.

Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями внешнего и конкурсного управляющего. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета на собрание кредиторов. Комитет, избираемый собранием кредиторов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства для представления законных интересов конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществления контроля за действиями арбитражного управляющего26.


Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.

Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек.

Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

- требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства;

- обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

- принимать решения о созыве собрания кредиторов;

- принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;

- принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

По решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно.

С момента открытия конкурсного производства правовое положение должника — юридического лица претерпевает серьезные изменения.

Так, органы управления юридического лица отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом организации. Функции управления имуществом переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом.

Как было неоднократно отмечено, открытие конкурсного производства начинается с принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.


В решении арбитражного суда о признании должника несостоятельным могут устанавливаться сроки представления отчета конкурсного управляющего.

Участие арбитражного суда в конкурсном производстве регламентируется по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В его полномочиях принятие заявление должника, конкурсного управляющего, уполномоченного органа о признании юридического лица банкротом, отказ в принятии такого заявления, оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом, утверждение арбитражного управляющего и так далее.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

В соответствии с законом в решении арбитражного суда о признании банкротом должника - юридического лица и об открытии конкурсного производства должны содержаться указания на признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

дня открытия конкурсного производства арбитражный суд не вправе принимать к рассмотрению исковые заявления о взыскании с должника-банкрота денежных сумм.

Кроме того, арбитражный суд по собственной инициативе вправе назначить нового конкурсного управляющего при невыполнении управляющим своих обязанностей.

Закон о банкротстве не лишает арбитражный суд права обязать кредитора, имеющего наибольшую сумму требований, провести собрание кредиторов для определения кандидатуры конкурсного управляющего.

Глава 2 Koнкypcнoe пpoизвoдcтвo, как oднa из пpoцeдyp бaнкpoтcтвa
2.1. Статус конкурсного управляющего
Конкурсный управляющий - это лицо, назначаемое арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)»27. При этом руководитель должника отстраняется от выполнения своих функций, если ранее такого отстранения произведено не было, и учредители (участники, акционеры, члены, собственник имущества унитарного предприятия – должника) должника теряют почти все свои полномочия, за исключением возможности решения отдельных вопросов.

По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющими в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника, определяет пределы ответственности каждого из них.


С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему.

Конкурсный управляющий утверждается в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». А именно:

1. После получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе (далее - список кандидатур). В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям – с учетом их профессиональных качеств.


В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.

2. Заявленная саморегулируемая организация обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

3. Заявленная саморегулируемая организация не позднее чем через пять дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего, содержащего требования к кандидатуре арбитражного управляющего, направляет список кандидатур, содержащий сведения о профессиональных качествах арбитражных управляющих и мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику.

4. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям статьи 20 указанного выше Федерального закона.

В случае, если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.

5. В случае непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется так же конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.

Опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

-  наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;

-  наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;

-  дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

-  дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

-  адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;

-  сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации28.

В этот период конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника, он вправе распоряжаться имуществом, увольнять работников, отказываться от исполнения сделок, требовать признания сделок должника недействительными.

В течение месяца от даты введения конкурсного производства управляющий должен предупредить всех работников должника о предстоящем увольнении.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника по рыночной стоимости, формирует конкурсную массу.


Конкурсный управляющий обязан:

- принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;

- привлечь оценщика для оценки имущества должника;

- принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

- уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

- предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;

- заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

- вести реестр требований кредиторов;

- передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

- предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Размер ответственности определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника;

- по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности29.


Конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом, увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.

Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию. Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять ему все сведения, касающиеся конкурсного производства.

Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.

Деятельность конкурсного управляющего завершается представлением в арбитражный суд отчета, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника:


- документы, подтверждающие продажу имущества должника;

- реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Данное определение представляется конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию. На основании определения суда в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации – должника.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания или комитета кредиторов отстраняет его от исполнения своих обязанностей и назначает нового конкурсного управляющего.

Существует несколько основополагающих правил для конкурсного управляющего, хотя и не закрепленных законодательно, но выведенных чисто эмпирическим путем и составляющих основу деятельности для любого арбитражного (конкурсного) управляющего. Некоторые из них описала в своей работе Пирогова Е.С30.


Так, на проведение любой из процедур банкротства конкурсному управляющему предпочтительнее приходить со своей командой, куда должны входить люди, не только обладающие высокой квалификацией в области права, бухгалтерии, управления (менеджмента), но и пользующиеся абсолютным доверием. За последствия своих действий в период проведения той или иной процедуры банкротства несет ответственность непосредственно сам конкурсный управляющий, избежать же ошибок поможет именно коллектив, с которым работает конкурсный управляющий.

При проведении конкурсного производства рекомендуется убедить собрание кредиторов в необходимости создания комитета кредиторов (в том случае, если конкурсных кредиторов менее 50 создание комитета кредиторов является желательным, но не обязательным). В этом случае все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Все собрания комитета кредиторов должны оформляться протоколами, которые подписывают все присутствующие на собрании члены комитета кредиторов. К каждому из собраний комитета кредиторов конкурсному управляющему целесообразно готовить аналитические записки о результатах своей работы за время, предшествующее проведению собрания комитета кредиторов. Аналитические записки прилагаются к протоколу собрания комитета кредиторов.

Конкурсному управляющему не желательно принимать единоличных решений под влиянием предложений отдельных кредиторов осуществить действия в интересах именно этого кредитора, как то: переуступить права требования по взысканию дебиторской задолженности предприятия - должника, перечислить суммы от продажи имущества предприятия - должника под каким-либо предлогом в какую-либо структуру, которую порекомендует данный кредитор и иные предложения такого рода. Конкурсный управляющий должен помнить, что в случае возникновения каких-либо проблем, связанных с принятием опрометчивого решения, отвечать придется персонально ему.

2.2. Формирование конкурсной массы

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), то есть на стадии конкурсного производства. Порядок его осуществления регламентируется нормами 7 главы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Все функции конкурсного управляющего направлены на формирование конкурсной массы должника. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Конкурсный управляющий формирует конкурсную массу, для чего разыскивает имущество должника, истребует дебиторскую задолженность (долги), предъявляет иски о признании недействительными сделок должника, а также совершает иные действия. Вырученные средства зачисляются на основной счет должника. Все другие счета должника в банках закрываются, а остатки денежных средств также перечисляются на этот основной счет. Именно с основного счета должника оплачиваются все расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

Экономическая классификация конкурсной массы представлена как:

- основные и оборотные средства;

- нематериальные активы;

- дебиторская задолженность;

- прочие и активы, находящиеся на балансе должника.

Шершеневич Г. Ф. называл конкурсной массой «совокупность прав вещных и обязательственных»31.


Попондопуло В.Ф. определяет конкурсную массу как имущественно-правовой комплекс, включающий в себя не только вещи и вещные права должника, но и другие его имущественные права, а в определенных случаях и обязанности32.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу33.

Однако, правильнее было бы отметить, что первоначально имущественная масса – это имущество, имеющееся у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурсного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой лучше называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, то есть денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

Круглова О.Г. выделяет следующие виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника34:

- имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;

- имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (не только денежные средства, но и иное имуществое третьих лиц, которое должно быть передано должнику);

- денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности,

- имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;

- имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю.

Изымаются из имущественной массы следующие виды имущества.

- Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества. Собственник обязан в течение шести месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим предприятием.


- Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.

- Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты.

- Имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований. Безусловно, такое имущество подлежит возврату собственнику как при наличии соответствующих требований, так и при их отсутствии. Конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника.

Телюкина М.В. дополняет, что не включается в конкурсную массу арендованное должником имущество, находящееся на ответственном хранении должника, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством или учредительным документом организации может быть наложено взыскание по обязательствам должника35.

Параллельно процессу формирования конкурсной массы осуществляется процесс выявления требований кредиторов, подлежащих удовлетворению из денежных средств, полученных от продажи имущества должника.

С формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами связана важнейшая обязанность конкурсного управляющего - ведение реестра требований кредиторов. Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается.


В настоящее время вести реестр может не только сам управляющий, но и реестродержатель, статус которого определен пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком, то есть большинством голосов от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании).

При ведении реестра реестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащие внесению в реестр, то есть функции реестродержателя в основном технические.

При применении норм статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и учитывая пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 93, возникает вопрос о единстве судебной практики по вопросу включения в реестр кредиторов требований, заявленных после закрытия реестра, поскольку просрочка заявления требований в конкурсном производстве влияет не только на конечный результат - реальное погашение требований, но и на реализацию права конкурсного кредитора на участие в собрании кредиторов. Представляется необходимым включать в реестр кредиторов требования, заявленные после закрытия реестра, так как по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов (пункты 4-6 статьи 100 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Факт заявления требований после закрытия реестра кредиторов не является основанием для отказа во включении в реестр этих требований. Это соответствует и понятию конкурсного кредитора, приведенному в статье 2 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку перед таким кредитором имеется денежное обязательство. Кроме того, расчеты с кредиторами производятся конкурсным управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов. Законодатель в пунктах 4 и 5 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» намеренно установил порядок удовлетворения требований кредиторов, заявленных после закрытия реестра36.


После того как завершается формирование конкурсной массы или, по крайней мере, накапливается достаточно денежных средств, чтобы удовлетворить требования кредиторов первой очереди, конкурсный управляющий переходит к расчетам с кредиторами.
2.3. Очередность расчётов с кредиторами
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника.

Решение о начале продажи, форме продажи и начальной цене имущества принимается собранием кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Продажа организуется конкурсным управляющим путем проведения торгов.

Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов, а также содержит правила о порядке удовлетворения требований кредиторов каждой из очередей.

Расчеты с кредиторами производятся поочередно в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования каждой очереди могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Когда расчеты дойдут до очереди, в которой денежных средств не будет хватать для удовлетворения требований всех кредиторов данной очереди, остаток конкурсной массы будет распределен между ними пропорционально суммам их требований.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» можно выделить три группы очередности удовлетворения требований кредиторов, условно именуемые: внеочередные, очередные, послеочередные.

Тем самым, обеспечена равная защита требований по обязательным платежам, иными словами, требований государства, и требований конкурсных кредиторов.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются судебные расходы, расходы по выплате вознаграждения арбитражным управляющим, требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом и расходы, связанные с выплатой вознаграждения реестродержателю.


В случае если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

К числу судебных расходов отнесены расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Следует отметить, что перечень расходов конкурсного производства, относящихся к внеочередным, не является исчерпывающим.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и осуществляется арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве наряду с указанными в абзаце втором настоящего пункта обязанностями;

- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.


При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

В данной очереди можно выделить три подочереди («очередь внутри очереди»).

В «третью-первую» очередь удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Они подлежат преимущественному перед требованиями других кредиторов данной очереди удовлетворению за счет средств, полученных от продажи предмета залога37. Следовательно, если сумма вырученных средств превышает размер задолженности такого кредитора, он получит преимущественное удовлетворение, что позволяет поставить его в особую подочередь перед остальными кредиторами. Если же данных средств будет недостаточно для полного погашения задолженности, оставшаяся часть требований подлежит удовлетворению наряду с требованиями других кредиторов третьей очереди. С учетом равных прав при голосовании на собраниях кредиторов, кредитора по обеспеченным залогом требованиям можно отнести к числу привилегированных кредиторов.

В «третью-вторую» очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов, кроме указанных выше (в основном это требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов), в сумме основного долга и причитающихся процентов, но без штрафных санкций.


В «третью-третью» очередь удовлетворяются требования по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций.

В случае если после удовлетворения требований внеочередных и очередных кредиторов все еще остается какая-то часть конкурсной массы, то она распределяется следующим образом.

Имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства, передается собственнику имущества должника – унитарного предприятия, учредителям (участникам, акционерам, членам) должника. В случае если указанные лица не востребуют оставшееся имущество, оно передается на баланс соответствующего муниципального образования, которое и несет все расходы по его содержанию.

Спор об условиях передачи такого имущества подлежит разрешению арбитражным судом, неисполнение или несвоевременное исполнение которого не является основанием для отказа в вынесении определения о завершении конкурсного производства.

Требования кредиторов, на удовлетворение которых не осталось имущества, в связи с которыми было достигнуто соглашение об отступном либо проведен зачет требований по заявлению конкурсного управляющего, а также требования, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в суд либо такие требования признаны судом необоснованными, считаются погашенными. Однако кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение срока исковой давности, установленного федеральным законом для определенных случаев.

По завершении всех расчетов должника с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, включающий подробную информацию о формировании конкурсной массы, требованиях кредиторов, проведенных в ходе конкурсного производства мероприятиях. После рассмотрения указанных документов арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.


В течение пять дней после этого конкурсный управляющий представляет указанное определение суда в орган, зарегистрировавший данное юридическое лицо.

На основании представленных документов в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным. Предприятие-банкрот прекращает свое существование. А вместе с ним прекращают существования и все его долги, которые выплатить не удалось.