zapogi.ru 1


Аннотация

Курсовая работа содержит 37 листов, в том числе 18 источников и 1 приложение.

В данной работе изложены основные понятия о процедуре внешнего управления, определено нормативное регулирование, а также предусмотрен порядок проведения внешнего управления несостоятельного должника. Также описан порядок составления плана внешнего управления, перечислены его основные принципы и выделены функции.

Работой предусмотрено применение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Были предложены меры по восстановлению платежеспособности должника.

Содержание




Введение
Одна из реабилитационных процедур - внешнее управление - не претерпела принципиальных изменений, из которых заслуживает быть отмеченным, прежде всего, расширение круга способов восстановления платежеспособности должника.

Наряду с известными мерами по восстановлению платежеспособности должника в плане внешнего управления могут быть предусмотрены такие новые способы, как увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом (третьими лицами).

Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть включено собранием кредиторов в план внешнего управления исключительно по ходатайству соответствующего органа управления должника - акционерного общества.

В целях прекращения производства по делу о банкротстве собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо (третьи лица) могут в любое время до окончания внешнего управления удовлетворить все требования, включенные в реестр требований кредиторов, либо предоставить должнику денежные средства, достаточные для погашения всех требований кредиторов. При этом кредиторы не могут отказать в принятии такого удовлетворения их требований, а должнику вменяется в обязанность использовать полученные средства на погашение требований кредиторов.


Следует отметить также предусмотренную законом о банкротстве возможность перехода к внешнему управлению от процедуры конкурсного производства. Это возможно в случае, когда в отношении должника ранее не вводились реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление или внешнее управление), а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Внешний управляющий приобретает все полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет и утверждает план проведения внешнего управления. Этот план подлежит доведению до сведения арбитражного суда. При необходимости общее собрание кредиторов может вносить коррективы в план, которые после утверждения их арбитражным судом принимаются к исполнению управляющим.

Внешнее управление вводится на 18 месяцев. На все это время вводится отсрочка удовлетворения требований кредиторов (мораторий). Мораторий распространяется на долги предприятия, возникшие до введения внешнего управления.

Управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления. При этом различаются две ситуации:

1. Цель внешнего управления достигнута, то есть платежеспособность предприятия восстановлена. В этом случае арбитражный суд выносит определение о завершении внешнего управлении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

2. Достижение цели внешнего управления невозможно. Суд выносит определение о завершении внешнего управления, признании предприятия банкротом и возбуждении конкурсного процесса.

Выбранная тема курсовой работы является весьма актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства.

Объект исследования – общественные отношения в сфере антикризисного управления.

Предмет исследования – деятельность внешнего управляющего и его команды.


Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность и содержание процедуры внешнего управления.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:


  • выявление экономической сущности внешнего управления;

  • описание нормативного регулирования проведения внешнего управления;

  • определение значения внешнего управления в условиях рыночной экономики, его цели и задачи;

  • анализ плана внешнего управления, особенности его составления, функции, принципы;

  • выявление мер по восстановлению платежеспособности должника.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ законодательных актов, арбитражной практики, научных публикаций и теории внешнего управления в системе антикризисного управления, сравнение различных прецедентов внешнего управления.

В процессе выполнения работы был проведен анализ действующего законодательства, изучены работы отечественных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие проблемные нетипичные вопросы, возникающие при проведении процедуры банкротства - внешнего управления.


  1. Экономическая сущность процедуры внешнего управления




    1. Неплатежеспособность, как основная проблема в современных условиях



Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником, будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором.

Кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Это предусмотрено законодательством. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом. Обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы:


  • обязательства перед фискальной системой. Это — обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами, платежам в Пенсионный фонд России, дорожный фонд и другие фонды, т.е. те обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке, независимо от воли предприятия;

  • обязательства перед финансово-кредитной системой, т.е. обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или займ в денежной форме или в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Сюда же входят обязательства перед страховыми компаниями, где предприятие как бы берет будущий займ под свои страхуемые риски;

  • обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договора

  • обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д [2].

Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения.

Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д.

Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д.

Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует о:


  • необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами, если предприятие располагает ресурсами, достаточными для выполнения имеющихся обязательств;

  • дефиците или кризисе возможностей для исполнения обязательств.

Необязательность как стиль взаимодействия влечет за собой, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами, но, в конечном счете, партнеры или кредиторы сохраняют шанс на погашение обязательств без особого ущерба.

Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т.е. без ущерба, удовлетворить кредиторов.

И здесь не принципиально, способно ли оно удовлетворить одних кредиторов в ущерб другим. Важно, способно ли предприятие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие сроки, платежеспособно ли оно?

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособный, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.

Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой и хронической неплатежеспособности.

Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:

  • поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов: их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;

  • формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере исполнение бюджета, выплату пенсий и т.д.

Иными словами, неплатежеспособное предприятие является носителем финансового ущерба кредиторам, оказывает на них депрессирующее влияние путем изъятия их ресурсов [3].


Как правило, несущие ущерб кредиторы пытаются теми или иными методами, в том числе судебными, истребовать исполнение отдельных обязательств, действуя разрозненно и независимо друг от друга.

Обычно успехи одних кредиторов становятся известны другим, которые также выставляют свои требования. Рано или поздно кредиторы вынуждены прийти к согласованным совместным действиям.

В конечном счете, неплатежеспособное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:


  • или дать предприятию некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения;

  • или выставить требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

Однако здесь выбор стоит не только перед кредиторами. Сам должник, оценивая собственное кризисное состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, может поставить вопрос о диалоге с кредиторами или о собственной ликвидации как предприятия.

Цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами называется банкротством предприятия.

Банкротство в строго юридическом смысле слова наступает по решению суда либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии (хотя в обыденной речи понятие "банкрот" широко употребляется как оценочная характеристика предприятия, испытывающего устойчивые трудности в расчетах).

Рассматривая дело о банкротстве, суд может и не объявлять предприятие банкротом, а пойти по пути попыток финансового оздоровления предприятия [4].

Банкротство есть юридический факт, наступающий после признания данного факта арбитражным судом или после официального объявления должником о банкротстве при его добровольной ликвидации.


Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Итак, банкротство есть возможный юридический итог неблагоприятного развития финансового состояния предприятия, при котором его способность своевременно погашать долги прогрессивно уменьшается [6].

Отсюда следует, что первоначальные причины или предпосылки банкротства зарождаются внутри финансов предприятия, в том числе в структуре его капитала, из-за чего по каким-то причинам возникает регулярная неспособность платежа.

Представляется очевидным, что неплатежеспособность прямо пропорциональна объему обязательств Действительно, абсолютно платежеспособным является предприятие, капитал которого полностью является собственным, а обязательства отсутствуют.

Так как обязательства возникают всегда (например, по налогам), это означает, что данное предприятие с опережением (авансом) исполняет свои обязательства Оно никому не должно, и вопрос о его неплатежеспособности просто не возникает.

В то же время предприятие может абсолютно не иметь собственного капитала, работать целиком на заемных средствах и оставаться платежеспособным. Все зависит от выручки.

Например, предприятие, не имея ни единицы собственного капитала, работает целиком на заемных средствах в объеме 1 000 условных единиц. Но если его среднедневная выручка равна 100 единицам, оно успевает рассчитаться с кредиторами за 10-дневный цикл и никаких проблем с его платежеспособностью у кредиторов не возникает.

Таковое справедливо, однако, если кредиторов устраивает 10-дневный цикл, т.е. они склонны отпускать свои средства и товары в ссуду на 10 дней.

Из вышеприведенного примера следует, что неплатежеспособность, прежде всего, обратно пропорциональна выручке. Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособность (естественно, при наличии обязательств) [7].


В общем и целом неплатежеспособность предприятия как тенденция прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональна величине среднедневной выручки.

Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении роста неплатежеспособности.

В общем случае причинами неплатежеспособности являются факторы, влияющие на:


  • снижение или недостаточный рост выручки;

  • опережающий прирост обязательств.

Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

  • затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;

  • растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в выборе надлежащего;

  • сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.

Иными словами, здесь простые причины: или не берут продукцию (услуги) или берут, но не платят, или не пускают на рынок.

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка.

Внешнее управление как процедура банкротства впервые введена законом 1992 года и определена как «процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности». Процедура тогда называлась, как «внешнее управление имуществом должника» и могла быть назначена арбитражным судом по ходатайству должника, собственника имущества предприятия-должника, а также кредитора. Ходатайство должно было содержать «обоснование необходимости и целесообразности проведения указанной процедуры», а доводы и аргументы в пользу проведения внешнего управления имуществом - подтверждены соответствующими документами, расчётами и другими доказательствами [7].


Внешнее управление - это наиболее сложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельном предприятии в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с последующими изменениями [1].

Актуальность проблем внешнего управления состоит в том, что процедура внешнего управления часто применяется на предприятиях как реабилитационная процедура, для восстановления платежеспособности, дающая «шанс» для финансового оздоровления предприятия за счет привлечения к управлению команд профессионалов. Особенно актуальна в период экономического кризиса.

Цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника, восстановление его платёжеспособности и накопление средств для расчётов с кредиторами. Достижение этой цели часто затрудняется при реализации процедуры внешнего управления. Основными причинами такого положения являются: недостаток инвестиций, несовершенство законодательной базы, отсутствие у внешнего управляющего эффективной команды управленцев и недостаток у арбитражных управляющих профессиональных знаний по финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий, отсутствие государственного контроля за этими процессами.

Основная роль в осуществлении внешнего управления отводится внешнему управляющему, утверждаемому арбитражным судом одновременно с введением данной процедуры.


    1. Нормативное регулирование процедур проведения внешнего управления



В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года). Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая процедура не разработана, в связи с чем, реально не применяется.


Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев.

Внешнее управление - это наиболее сложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельном предприятии в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с последующими изменениями. В соответствии со статьей 2 Федерального закона, под внешним управлением признается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Основные понятия, а также необходимые меры, функции, порядки представлены в Федеральном законе Главой VI [1].

Важным моментом внешнего управления является установления моратория на удовлетворение требования кредиторов. В соответствии со статьей 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротства)» можно выделить следующие аспекты [8]:


  1. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей.

  2. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи:

  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.


  1. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

  2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда [1].

На момент принятия закон «О несостоятельности (банкротстве)» в полной мере отвечал требованиям экономики того периода. Однако с тех пор ситуация несколько изменилась, и стало возможным использовать его в корыстных целях. Игнорировать этот факт нельзя, так как просчеты в этой области уже нанесли отечественной экономике огромный ущерб. Поэтому необходимо пересмотреть и по возможности восполнить возникшие пробелы в Законодательстве, касающиеся такой важной процедуры, как внешнее управление.

Но это не значит, что внешнее управление не эффективно и не дает никаких результатов. Можно привести такой пример. На ОАО «Волна» в свое время была введена процедура внешнего управления. Это восстановило бизнес, более того, предприятие стало развиваться и недавно вошло в первую пятерку самых рейтинговых предприятий России [9].



    1. Значение внешнего управления в условиях рыночной экономики, его цели и задачи



Внешнее управление - это наиболее сложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельном предприятии в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [10].

По данным арбитражной статистики за 2008 г. в арбитражных судах из 34367 принятых к производству заявление о признании должников банкротами, процедура внешнего управления проведена в отношении 10654 должника, из них по 138 делам (1,3 %) производство прекращено в связи с восстановлением платёжеспособности. Таким образом, как показывает имеющаяся практика, процедура внешнего управления редко заканчивалась положительным результатом [11].


Цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника, восстановление его платежеспособности и накопление средств для расчётов с кредиторами. Достижение этой цели часто затрудняется при реализации процедуры внешнего управления. Основными причинами такого положения являются: недостаток инвестиций, несовершенство законодательной базы, отсутствие у внешнего управляющего эффективной команды управленцев и недостаток у арбитражных управляющих профессиональных знаний по финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий, отсутствие государственного контроля за этими процессами.

Основная роль в осуществлении внешнего управления отводится внешнему управляющему, утверждаемому арбитражным судом одновременно с введением данной процедуры.

Внешний управляющий для реализации процедуры внешнего управления разрабатывает план внешнего управления, подготовка, утверждение на собрании кредиторов и реализация которого являются ключевыми моментами процедуры досудебной санации.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Процедура внешнего управления вводится на срок 18 месяцев, который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет [1].

Тем не менее, несмотря на возможность продления процедуры внешнего управления, установленные законодательством временные рамки проведения внешнего управления иной раз не позволяют полностью восстановить платежеспособность должника.

С даты введения внешнего управления [1]:

-прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

-внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;


-прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

-отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

-аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;

-вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;

-требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.

Органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:

-об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

-об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

-об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;


-об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

-об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

-о замещении активов должника;

-об избрании представителя учредителей (участников) должника;

-о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

-иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника. Средства, затраченные на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления должника, возмещаются за счет должника только в случае, если такая возможность предусмотрена планом внешнего управления.

В настоящее время к большинству российских организаций, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности, необходимо применять целый комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.

Вся деятельность внешнего управляющего сосредоточена на разработке комплекса мероприятии и проведение работ по выводу предприятия из кризиса и его финансового оздоровления, условий и порядка их реализации, а также обосновании возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок [12].

Практика свидетельствует, что именно отсутствие обоснованных экономических расчетов принимаемых решений изначально было одной из основных причин низкой эффективности внешнего управления.

Однако, несмотря на сложность поставленных задач перед разработчиками планов внешнего управления, представляется необходимым соблюдение единых методических подходов к их решению. Ведь от качества подготовки плана внешнего управления могут во многом зависеть финансовые результаты и эффективность реализации процедуры внешнего управления.


Вместе с тем, в практике внешнего управления накапливается все больше и больше проблем. При конкурсном управлении предприятие-должник продается полностью или по частям. Другое дело – внешнее управление. При такой форме реально "поглотить" любое, даже вполне дееспособное предприятие. Механизм здесь такой. Исковое заявление подается в суд, даже если просроченный долг не так уж велик. Арбитражный суд рассматривает иск и назначает временного управляющего, призванного провести собрание всех кредиторов, где будет предложена кандидатура внешнего управляющего. После назначения судом последний приобретает все права по управлению предприятием. В итоге судьба должника оказывается в руках человека, недобросовестные действия которого способны привести к самым разнообразным последствиям. Так, Ачинский глиноземный комбинат, где на должность внешнего управляющего был назначен представитель группы "Альфа", в течение года перешел в ее собственность [13].

На мебельном объединении "Шатура", лучшем в своей отрасли в России, производится до 8% всей отечественной мебели, активы составляют 500 миллионов рублей, ежедневный выпуск — до 8 миллионов. Руководство взяло кредит у Инкомбанка векселями на сумму 2,5 миллиона рублей. Позже объединение рассчиталось с кредитором, возвратив всю сумму с процентами в той же форме, как и брало, — векселями. Инкомбанк обратился в арбитражный суд Московской области с требованием о банкротстве предприятия. Причем, сумма иска — 15 млн. рублей — зарабатывается комбинатом всего за 3-4 часа. И, тем не менее, на ПМО "Шатура" хозяйствует временный управляющий, назначенный по рекомендации Инкомбанка, хотя последний сам признан банкротом [14]. И это несмотря на то, что у ПМО "Шатура" вообще нет кредиторской задолженности.

Основная функция внешнего управляющего заключается в разработке и реализации плана управления активами должника. План внешнего управления представляется на утверждение внешним управляющим собранию кредиторов и передается арбитражному суду. Внешний управляющий проводит мероприятия, предусмотренные планом, а конкурсные кредиторы и арбитражный суд осуществляют контроль за деятельностью внешнего управляющего на предмет соответствия его действий требованиям закона и плану внешнего управления.


Внешнее управление может быть завершено восстановлением платежеспособности должника, заключением мирового соглашения, продлением установленного срока внешнего управления, признанием должника [15].

Весь комплекс мероприятий, осуществляемых на этапе внешнего управления, а также последствия введения внешнего управления должны быть направлены на достижение двух неразрывно связанных целей: восстановлению платежеспособности должника и удовлетворению требований кредиторов.


  1. Разработка плана внешнего управления




    1. Порядок разработки плана внешнего управления



Внешний управляющий для реализации процедуры внешнего управления разрабатывает план внешнего управления, подготовка, утверждение на собрании кредиторов и реализация которого являются ключевыми моментами процедуры досудебной санации.

Разработка плана внешнего управления должна осуществляться на основе данных, полученных при проведении инвентаризации имущества и обязательств должника, а также выводов, сформированных в результате анализа финансового состояния должника.

При разработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий должников, а также сроки реализации процедуры внешнего управления.

План внешнего управления мы определяем следующим образом: это эффективный инструмент планирования в соответствии с потребностями рынка финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия, основные цели которых - восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника [16].

План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана. В то же время план внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.


План внешнего управления, как и любой иной бизнес-план, - документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы, проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.

Из норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 Закона под мораторий [1]. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату.

Здесь складывается проблема в том, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, этот реестр может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, полученную на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и/или обязательным платежам.

Также в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.


Отметим, что на практике при расчетах с кредиторами суды обязывают внешнего управляющего производить расчеты по второй очереди (требования о взыскании задолженности по оплате труда), относя их к мораториальным со всеми вытекающими последствиями (т. е. с начислением процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ). Подобная практика противоречит законодательству; следовательно, при прогнозировании следует исходить из суммы задолженности по второй очереди на момент введения внешнего управления активами должника.

План внешнего управления – план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности [18].

Таким образом, формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, задача при разработке плана внешнего управления - найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.

Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от масштабов предприятия и сферы его функционирования.

Основной задачей при разработке методики подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия следует считать соответствие ее целям процедуры. Мы выделяем две основные цели, на которые необходимо ориентироваться любому внешнему управляющему:


  • восстановление платежеспособности должника;
  • сохранение возможности осуществления им хозяйственной деятельности.


Реализация мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу эффективного функционирования предприятия.

Достижение только первой из указанных целей представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.

Таким образом, план внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить его платежеспособность по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления должником хозяйственной деятельности.

Методика подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия может включать следующие этапы:

  1. Анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности.

  2. Определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов).

  3. Расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.

  4. Определение стратегии внешнего управления (т. е. за счет чего будет достигнут финансовый эффект, а именно реализация дорогостоящего, не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии деятельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать друг другу. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование для погашения долга, если дальнейшее функционирование предприятия при этом станет невозможным.

Необходимо отметить одну из проблем, возникающую при составлении плана внешнего управления, которая заключается в недостатке нормативного обеспечения при составлении плана. Однако практике постепенно нормативная база должна заполнится наработками специалистов и арбитражных управляющих [17]. В то же время любые рекомендации либо «типовые структуры» должны, прежде всего, исходить из основной задачи и смысла закона - сохранения эффективно функционирующего после расчетов с кредиторами предприятия-должника.


План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Собрание кредиторов имеет право принять одно из следующих решений:


  • об утверждении плана внешнего управления;

  • об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

  • об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения;

  • об отклонении плана внешнего управления и освобождении внешнего управляющего с одновременным выбором кандидатуры внешнего управляющего (указываются фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и утверждением дополнительных требований к кандидатуре внешнего управляющего [1].

План внешнего управления должен содержать прогноз поступлений (притоков) средств к должнику (выручка по основной деятельности; реализация части имущества; исполнение обязательств должника третьими лицами; амортизационные отчисления и др.) и прогноз расходов (на закрытие нерентабельных производств; на реализацию имущества должника и иных мер по восстановлению платежеспособности; на судебные издержки др).

Еще одной важной проблемой является наиболее часто встречающиеся в планах внешнего управления недостатки: неучет процентов, подлежащих начислению; отсутствие взаимоувязки данных по накоплению средств для погашения требований кредиторов с данными реестра требований кредиторов; существенное превышение сроками реализации мероприятий плана внешнего управления максимальных сроков внешнего управления и др.


Если в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, он вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам внешнего управления управляющий обязан составить отчет и представить его собранию кредиторов. Внешние управляющий обязан предоставить кредиторам возможность ознакомиться с отчетом не более чем за 45 и не менее чем за 10 дней до созыва собрания. В соответствии с п.3 ст.117 Закона о банкротстве отчет управляющего должен содержать:


  • баланс должника на последнюю отчетную дату;

  • отчет о движении денежных средств;

  • отчет о прибылях и об убытках должника;

  • сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

  • расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

  • сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

  • иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету должен быть приложен реестр требований кредиторов, из которого можно будет сделать вывод о размере установленных требований.

Отчет внешнего управляющего и жалобы на его действия при их наличии рассматриваются арбитражным судом не позднее чем через месяц с даты получения отчета внешнего управляющего [18].

2.2 Принципы разработки плана, основные функции

План внешнего управления представляется на утверждение внешним управляющим собранию кредиторов и передается арбитражному суду. Внешний управляющий проводит мероприятия, предусмотренные планом, а конкурсные кредиторы и арбитражный суд осуществляют контроль за деятельностью внешнего управляющего на предмет соответствия его действий требованиям закона и плану внешнего управления.


План внешнего управления выполняет ряд функций:


  1. План используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке. Появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, в определенной степени избежать серьезных ошибок при его реформировании.

  2. Это инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана.

  3. План - это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять себе стратегию и тактику развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, он не станет вкладывать в предприятие финансовые средства.

  4. План - это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности предполагаемых мероприятий.

  5. Реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованную деятельность по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.

Это далеко не все функции плана внешнего управления активами предприятия, но они свидетельствуют о важности этого документа и значительной его роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.

При составлении и реализации плана внешнего управления необходимо руководствоваться рядом принципов.

Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, которая стоит перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего - восстановление платежеспособности предприятия. Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.


Принцип адекватности. Имеется в виду максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго «лечить» несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.

Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложной социально-экономической системы с различными аспектами - подсистемами деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, «оздоровляющие» подсистемы предприятия-должника [15].

Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане как минимум трех обязательных разделов: характеризующих текущее и будущее состояние предприятия, а также формулирующих мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.

Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должна осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Принципы разработки плана внешнего управления не исчерпываются вышеприведенным списком, однако данные требования являются основными для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата его реализации.


  1. Меры по восстановлению платежеспособности должника

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:


  • перепрофилирование производства;

  • закрытие нерентабельных производств;

  • взыскание дебиторской задолженности;

  • продажа части имущества должника;

  • уступка прав требования должника;

  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

  • размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

  • продажа предприятия должника;

  • замещение активов должника;

  • иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Продажа части имущества должника может быть осуществлена после инвентаризации и оценки посредством проведения открытых торгов. Таким же образом осуществляется уступка прав требования должника.

Исполнение обязательств должника третьим лицом допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

При продаже предприятия (бизнеса) должника отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам [16].


Важно отметить, что при продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия. Все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов. Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника и используется для погашения требований кредиторов.

Данный механизм позволяет эффективно осуществлять смену собственника предприятия, сохраняя его как единый социально-экономический комплекс. В этом отношении продажа части имущества должника, особенно если это необходимое технологическое оборудование, может привести к невозможности осуществления производственного процесса, а, следовательно, к прекращению выпуска продукции и росту безработицы. Однако продажа бизнеса должника требует значительных капиталовложений, что в сегодняшних условиях общего кризиса и спада инвестиций представляется затруднительным.

Оптимальным вариантом для предприятия-должника представляется привлечение в качестве акционеров своих непосредственных поставщиков и потребителей продукции. Это позволяет создать эффективную взаимосвязанную систему хозяйствования, где участники заинтересованы в поддержании стабильности и финансовой устойчивости всей системы и ее элементов, так как это напрямую связано с их собственным положением. Данный принцип широко используется многими успешными западными корпорациями.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:


  • активами (пассивами) предприятия;

  • этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);
  • программами защиты имущества и безопасности бизнеса;


  • кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

  • программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

  • программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).

Деятельность по антикризисному управлению крупными промышленными объектами в различных своих модификациях, несомненно, будет способствовать сохранению и развитию промышленного потенциала страны.

Рассматривая различные способы восстановления финансового состояния предприятий, следует отметить возможность проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В соответствии с принятым порядком процедура реструктуризации является добровольным делом предприятия-должника при угрозе принятия мер, предусмотренных законодательством о банкротстве. Однако опыт показывает, что, несмотря на вполне весомую пользу для государства и для самих предприятий, применение процедуры реструктуризации массовым явлением не стало.

Предприятия не торопятся заключать договоры реструктуризации, надеясь на дальнейшее ослабление требований государства по отношению к ним. Угроза банкротства тоже мало кого пугает, так как все понимают, что массового банкротства государство допустить не может. Один из возможных выходов из этого положения - изменение сложившейся практики реструктуризации задолженности в сторону обязательного, командного применения процедуры реструктуризации по инициативе государственных органов.

Таким образом, назрела острая необходимость инвентаризации взаимной задолженности. Если предприятия готовы начать "новую жизнь", то имеются все основания полагать, что накопленные долги являются главным фактором, сдерживающим энергию развития. Многим предприятиям также требуется переориентировать производство с учетом спроса на их продукцию [17].


Балансы предприятий необходимо «расчистить» от накопленных неплатежей, поскольку во многих случаях происходит самовозрастание задолженности из-за преобладания в ее структуре штрафов и пени и искажение финансового состояния предприятий.

Кроме того, неплатежи возникают из-за искусственного завышения цен, возникающего как реакция "естественных монополий" на уже имеющиеся неплатежи покупателей. Рост всех видов неплатежей в значительной мере обусловлен несовершенством складывающейся под воздействием мировых цен и конкуренции импортных товаров системы относительных цен в отраслях российской экономики.

Однако это не единственная мера в отношении отдельно взятой организации, так как нет гарантии от повторного накопления долгов.

В настоящее время при наличии развитого рынка капиталов возможно провести весь цикл процедур по «расчистке» балансов: от их разделения до рекапитализации. Однако без участия государственных органов данную проблему решить невозможно. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что сегодняшнее тяжелое финансовое состояние многих российских предприятий явилось следствием как объективных, так и субъективных причин.

Банкротство - один из легальных механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия.

Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и методы антикризисного управления. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.

Кроме того, в законе указывается еще один способ восстановления платежеспособности. Он заключается в проведении одновременных расчетов со всеми кредиторами. При этом такие расчеты могут быть проведены как учредителями (участниками), собственником имущества должника, так и третьим лицом (третьими лицами). Порядок осуществления этого способа восстановления платежеспособности следующий. Лицо, проявившее желание рассчитаться по долгам, направляет арбитражному управляющему заявление. Арбитражный управляющий в случае принятия этого заявления должен каким-то образом зафиксировать дату принятия заявления, поскольку уже через неделю заинтересованное лицо должно начать расчеты с кредиторами. При этом все требования должника должны быть удовлетворены в течение 1 месяца. В случае, если не удается перечислить требуемую сумму кредитору, исполнением признается и перечисление денежных средств в депозит нотариусу. После проведения всех расчетов арбитражный управляющий направляет уведомления всем кредиторам и в арбитражный суд [18].


Наряду с известными мерами по восстановлению платежеспособности должника в плане внешнего управления могут быть предусмотрены такие новые способы, как увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом (третьими лицами).

1) Замещение активов должника

Этот способ может использоваться должником любой организационно-правовой формы. Суть этого способа восстановления платежеспособности заключается в том, что на базе всех активов должника учреждается новое открытое акционерное общество или несколько акционерных обществ. В уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества вносится все имущество, но долги остаются на должнике. Переходят только текущие требования. Акции поступают в собственность должника и могут быть реализованы (то есть преобразованы в денежную сумму). И затем полученные денежные средства идут на погашение задолженности.

Этот способ может попасть в план внешнего управления исключительно по решению учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия.

2) Увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций.

Используется в качестве способа по восстановлению платежеспособности только по решению собрания акционеров. В течение 45 дней после проведения эмиссии акций акционеры получают преимущественное право на приобретение дополнительных акций. Только по истечении 45 дней акции могут быть реализованы свободно. Оплата приобретенных акций осуществляется только денежными средствами. После реализации акций отношения начинают регулироваться акционерным правом.

Однако применение этих новшеств вызывает ряд проблем. Во-первых, увеличение уставного капитала требует регистрации дополнительной эмиссии акций, что для многих предприятий весьма проблематично. Отсутствие в некоторых регионах регистрирующего органа на практике приводит к тому, что данная процедура занимает значительное время, поскольку случаи регистрации выпусков ценных бумаг с «первой попытки» достаточно редки. А срок проведения внешнего управления также ограничен и не может составлять более двух лет.


Во-вторых, замещение активов в Законе осуществляется путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В качестве вклада в уставный капитал вносится все имущество, входящего в состав предприятия (имущественного комплекса), принадлежащего должнику. Проблема состоит в том, что создание открытого акционерного общества также требует регистрации выпуска акций. Кроме того, закон запрещает создание предприятий других форм собственности, что намного сужает круг возможностей применения антикризисных мер. Ни арбитражный управляющий, ни кредиторы, не вправе применить меры, кроме тех, которые определены Законом. Если взять для примера сельскохозяйственные кооперативы в Усть-Цилемском или Ижемском районе, то представить создание на базе их имущества открытого акционерного общества будет очень сложно.

Далее акции вновь созданного акционерного общества должны быть проданы на открытых торгах. Иного способа продажи Закон также не предусматривает. Если представить, что за предприятием - должником, как правило, стоит трудовой коллектив, можно увидеть всю глубину социальной напряженности, которая может его постигнуть. Можно ли быть уверенным, что приобретатель акций нового предприятия, будет эффективным собственником? Почему бы не использовать такой способ продажи, как инвестиционный или коммерческий конкурс, а может вообще продать акции конкретному, добросовестному инвестору? Или позволить инвестору (инвесторам) стать соучредителем?

Разработчики Закона, пытаясь исключить злоупотребления, которые были возможны в прежнем законодательстве, фактически не оставили права выбора участникам процесса.

Итак, российское законодательство о банкротстве предусматривает возможность выхода из кризиса, однако воспользоваться этим зачастую бывает проблематично, да порой и невозможно. Зная это, необходимо больше внимания уделять антикризисному менеджменту, предварять или смягчать кризисы, готовиться к ним.

Планом внешнего управления может быть предусмотрена дополнительная эмиссия акций. Сутью этого мероприятия является фактический обмен долгов на акции, выпускаемые на сумму долга и размещаемые по закрытой подписке среди кредиторов.

Проведение подобной процедуры хорошо известно мировой практике под названием "акционирование долга".

Указанная правовая возможность предоставлена конкурсным кредиторам Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Реализуя ее, кредиторы фактически прощают обществу долг в обмен на возможность участвовать в его делах.

Увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может быть осуществлено указанным органом или советом директоров, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров наблюдательному совету принадлежит право принятия такого решения, и только в пределах количества объявленных акций, определенного уставом общества. В числе лиц, управомоченных принимать решение об эмиссии акций, внешний управляющий предприятия-должника не назван.

Остается невыясненным и вопрос, за счет каких средств, материальных резервов предприятия - должника, находящегося в процессе банкротства, может производиться дополнительная эмиссия акций. ФЗ "Об акционерных обществах" в ст. 25, 28, 29 определяет, что основаниями изменения уставного капитала может быть либо его увеличение путем увеличения номинальной стоимости акций, либо его уменьшение путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего числа.

Речь идет о возможности эмиссии дополнительных акций, обеспеченных материальными ресурсами, высвобождаемыми вследствие уменьшения номинальной стоимости уже выпущенных акций. В этом случае акции дополнительной эмиссии, размещенные среди кредиторов, переходят к новым акционерам не посредством применения института купли-продажи, а путем зачета требований к обществу, что прямо запрещено ГК РФ. Эта проблема возникает и остается нерешенной на стадии не только внешнего управления, но и мирового соглашения.


Даже если, несмотря на доводы, приведенные выше, допустить возможность дополнительной эмиссии акций на стадии внешнего управления, встает следующая проблема - очередность удовлетворения требований кредиторов. Требования конкурсных кредиторов, среди которых могут быть размещены акции предприятия – должника к пятой очереди. Очевидно, что путем обмена требований на акции происходит погашение задолженности предприятия - должника именно перед ними, а не перед кредиторами предыдущих очередей.

Таким образом, допустить обмен требований на акции возможно лишь в случае погашения задолженности перед кредиторами первой - третьей очередей и наличия объективной способности погашения требований кредиторов четвертой очереди (или при отсутствии таковых обязательств).

Формируя уставный капитал общества, акционеры приобретают взамен обязательственное право требования, адресованное к нему же. С введением внешнего управления акционеры не утрачивают своих прав, которые, в свою очередь, не подвергаются никаким трансформациям. Ревизии может быть подвергнут лишь объем их требований. Речь может идти о невозможности в силу закона в течение определенного времени эти требования реализовать.

Важность, остроту и злободневность института банкротства, преследующего цель сохранения и восстановления предприятия-должника, трудно переоценить.

Дополнительная эмиссия акций как восстановительное мероприятие может получить блестящее экономическое обоснование и быть гораздо более действенной, чем иные мероприятия. Для этого необходима столь же четкая, соответствующая требованиям экономической целесообразности, правовая аргументация.

Заключение

Одной из важных процедур проведения банкротства является процедура внешнего управления, и рассматривается как реабилитационная процедура несостоятельного должника.

Цель внешнего управления – финансовое оздоровление должника, восстановление его платежеспособности и накопление средств для расчетов с кредиторами. Достижение этой цели часто затрудняется при реализации процедуры внешнего управления.


В ходе проведения данной процедуры на предприятии арбитражным судом устанавливается внешний управляющий, который приобретает все полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет и утверждает план проведения внешнего управления. Этот план подлежит доведению до сведения арбитражного суда. При необходимости общее собрание кредиторов может вносить коррективы в план, которые после утверждения их арбитражным судом принимаются к исполнению управляющим.

План внешнего управления должен содержать прогноз поступлений (притоков) средств к должнику (выручка по основной деятельности, реализация части имущества, исполнение обязательств должника третьими лицами, амортизационные отчисления и др.) и прогноз расходов (на закрытие нерентабельных производств, на реализацию имущества должника и иных мер по восстановлению платежеспособности, на судебные издержки др.).

Так как основная цель внешнего управления – восстановление платежеспособности должника, то план внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Крайне необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и методы антикризисного управления. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.

Весь комплекс мероприятий, осуществляемых на этапе внешнего управления, а также последствия введения внешнего управления должны быть направлены на достижение двух неразрывно связанных целей: восстановлению платежеспособности должника и удовлетворению требований кредиторов.

Список использованных источников




  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (по состоянию на 17 июля 2009 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.- 141 с.

  2. Бреславцева, Н. А. Банкротство организаций: основные положения: учеб. пособие / Н. А. Бреславцева, О. Ф. Сверчкова . - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 158 с.

  3. Рудова, С. Тактика выживания в период банкротства / Светлана Рудова // Кадровое дело, 2009. - N 1. - С. 18-25.

  4. Данилова, Ю. Банкротство компаний: проблемы прогнозирования / Ю. Данилова // Проблемы теории и практики управления, 2009. - N 9. - С. 65-70.

  5. Чиркова М.Б., Коновалова Е.М., Малицкая В.Б. Учет и анализ банкротств: Учеб. пос. / М.Б. Чиркова, Е.М. Коновалова, В.Б. Малицкая - М.: ЭКСМО, 2008.

  6. Сидорова, В. Н. Банкротство: некоторые проблемы теории, законодательства, практики / В. Н. Сидорова // Банковское право, 2009. - N 6. - С. 18-21.

  7. Дешко, А. Э. К проблеме банкротств предприятий: причины несостоятельности / А. Э. Дешко // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, 2007. - N 4. - С. 78-79.

  8. Карелина, С. А. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов как элемент восстановительного механизма / С. А. Карелина // Право и экономика, 2008. - N 6. - С. 52-58.

  9. Марков, П. А. Последствия введения внешнего управления - мораторий на удовлетворение требований кредиторов / П. А. Марков // Право и экономика, 2007. - N 6. - С. 62-65.

  10. Нигаматзянов, Т. Т. Актуальные вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" / Т. Т. Нигаматзянов // Право и экономика, 2009. - N 1. - С. 73-81.

  11. Макарьева, В. И. Как не допустить банкротство / В. И. Макарьева, С. Г. Хозяева . - М. : [Б. и.], 2005. - 261 с.
  12. Балдин К.В. и др. «Банкротство предприятия: анализ, учет, прогнозирование: Учеб. пос. / К.В. Балдин - М.: Дашков и К°, 2007.


  13. Свириденко, О. Участники производства по делам о несостоятельности (банкротстве) / О. Свириденко // Право и экономика, 2009. - N 2. - С. 102-108.

  14. Функ, Я. Банкротство в придачу / Я. Функ // Финансовый директор, 2009. - N 9 (81). - С. 49-51.

  15. Суханов, Е. А. Процедура банкротства - важный элемент экономико-правовых отношений / Е. А. Суханов // Журнал российского права, 2009. - N 8. - С. 143-146.

  16. Четверкин, Г. К. План внешнего управления как основной инструмент восстановления платежеспособности предприятия / Г. К. Четверкин // Экономический анализ: теория и практика, 2005. - N 4.. - С. 47-51.

  17. Туктаров, Ю. Е. Сколько стоит банкротство для кредиторов? / Ю. Е. Туктаров, Л. Е. Семикова // Закон, 2009. - N 9. - С. 145-154.

  18. Федорова Г.В. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие / Г.В. Федорова. - 2-е изд. стер. - М.: Омега-Л, 2008.



Приложение А