zapogi.ru 1


Т. Г. Любимова
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ!
Вопросы и задания

по формированию понятийного аппарата

у детей 5-7 лет

Чебоксары, 1997
ББК 74. 100 Л 93

Любимова Т. Г. Подумай и ответь! Вопросы и задания по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет. - Чебоксары: "Клио", 1997. - 52 с.


Формирование понятийного аппарата - это основа обучения детей. Эта работа должна начинаться сразу после рождения ребенка, и в дальнейшем необходимо, чтобы она была под вниманием родителей, воспитателей, учителей, психологов.

Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми 5-7 лет, учащимися классов коррекции, а также для родителей.


ББК 74. 100

Л 93
5-86977-078-5 © Т. Г. Любимова
Издательство "КЛИО"

ВВЕДЕНИЕ



Говорят, объясните термины и вы спасете мир от половины заблуждений.
Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление базируется на языковых средствах.

Основными логическими формами, выражаю­щими мысли, являются понятие, суждение, теория и др. Основные формы, в которых происходит развитие знания, - умозаключение, проблема, гипотеза и др.

Понятие - одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, в котором отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Например, слово "книга" относится и к тоненькой детской книжке, и к толстому тому энциклопедии, и к книге сказок, и к научной монографии. Чтобы обозначить одним и тем же словом разные по внешним признакам предметы, их нужно обобщить, т.е. выделить существенные признаки, объединяющие эти предметы.

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часты следующие:


  1. вид - род: липа - дерево;

  2. род - вид: дерево - липа;

  3. часть - целое: клюв - птица;

  4. противоположность: лето - зима;

  5. последовательность: лето - осень - зима - весна;

6) причина - следствие: горе - слезы, радость - смех;

7) вид - вид: липа - тополь;

8) функциональные отношения: курица - яйца, курятник, петух, цыпленок.
Для формирования понятий используются такие логические приемы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение.

Овладение понятиями - важнейший фактор в развитии ребенка. Дошкольник усваивает бытовые понятия, школьник изучает научные понятия и их системы. Чем шире у ребенка понятийный аппарат, тем полнее он будет воспринимать окружающий мир. Он сможет понять более сложные мысли и точнее выразить свои.

В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин в своих трудах доказали возможность более раннего формирования понятийных структур у ребенка в условиях специального обучения по сравнению с их стихийным формированием.

В предлагаемом пособии собраны упражнения для развития понятийного аппарата у дошкольников и учащихся первых классов. Каждое упражнение выполняется по частям, по мере усвоения.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА



АССОЦИАЦИИ (связи)
Назовите все знакомые вам слова, связанные с данными понятиями.

(Родителям, по возможности, нужно постараться посетить все названные места вместе с детьми. Это упражнение - своеобразная программа действий.)

ДОМ


МЕЛЬНИЦА

ДЕТСКИЙ САД

ПЕКАРНЯ

ШКОЛА

ПОЧТАМТ

УЛИЦА

ТЕЛЕГРАФ

МАГАЗИН

МИЛИЦИЯ

АПТЕКА

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

БОЛЬНИЦА

БАНК

БИБЛИОТЕКА

СТАДИОН

БАССЕЙН

ВОКЗАЛ

РЫНОК

АЭРОПОРТ

КИОСК

ТИПОГРАФИЯ

ЗАВОД

КЛАДБИЩЕ

ФАБРИКА

ЦЕРКОВЬ

ФЕРМА

КИНОТЕАТР

СТОЛОВАЯ

ТЕАТР

КАФЕ

МУЗЕЙ

ПАРИКМАХЕРСКАЯ

ВЫСТАВКА

БАНЯ

ГАЛЕРЕЯ

АТЕЛЬЕ

ФИЛАРМОНИЯ

ХИМЧИСТКА

ЦИРК


ПРАЧЕЧНАЯ

ЗООПАРК

МАСТЕРСКАЯ

ТЕХНИКУМ

ГОСТИНИЦА

ИНСТИТУТ

ГАРАЖ

ФОТОГРАФИЯ

ЭЛЕВАТОР

МОРЕ




ОГОРОД

РЕКА

САД

ОЗЕРО

ЛЕС

ПРУД

ПОЛЕ

БОЛОТО

ЛУГ




СКВЕР




ПАРК






ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? (Род - вид)
Ниже даны родовые понятия. Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий (для детей пяти лет - 3, для шести-семи лет - не менее 5). Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь усвоить неизвестное понятие. Он лучше поймет и запомнит слово, если увидит предмет, потрогает его, ощутит его запах, услышит его звучание (конечно, если это возможно). Упражнение выполняется в несколько этапов, постепенно. Это программа работы с ребенком на длительное время.

Домашние животные (коза, корова, кошка ...).




Дикие животные,

время суток,

птицы,

мебель,

рыбы,

посуда,

насекомые,

одежда,

деревья,

головные уборы,

кустарники,

обувь,

цветы,

украшения,

овощи,

пальцы (назвать все),

фрукты,

имена,

ягоды,

фамилии,

грибы,

игрушки,

времена года,

школьные принадлежности,

месяцы,


игры.

дни недели,

цвета,

буквы,

геометрические фигуры,

числа,

лекарства,

сказки,

продукты питания,

стихи,

молочные продукты,

загадки,

мясные продукты,

инструменты,

хлебобулочные изделия,

музыкальные инструменты

кондитерские изделия,

транспорт,

крупы,

государства,

пряности,

планеты,

ткани,

города,

строительные материалы,

реки,

бытовые приборы,


осадки,

сельскохозяйственные

машины,

металлы,

породы собак,

оружие,

военная техника,

виды спорта,

марки автомобилей



ОБОБЩЕНИЕ (вид - род)
Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).


Волк, заяц, лиса (дикие животные).

Корова, овца, собака,

Помидор, огурец, морковь.

Воробей, ворона, синица.

Яблоко, груша, апельсин.

Муха, бабочка, червяк.

Клубника, земляника, малина.

Дуб, береза, сосна.

Орешник, сирень, смородина.

Ромашка, колокольчик, астра.

Опята, лисички, подберезовики.


Лето, зима, осень.

Январь, февраль, март.




Понедельник, вторник, среда.

Утро, день, вечер.




Ложка, тарелка, сковорода.

Шкаф, диван, кровать.




Платье, брюки, куртка.

Бусы, серьги, брошь.




Автобус, троллейбус, самолет.

Круг, квадрат, треугольник.




Кепка, шляпа, шапка.

Дождь, град, роса.




Тетрадь, линейка, ранец.

Железо, медь, серебро.




Пшено, рис, гречка.

Сметана, творог, кефир.




Мясорубка, пылесос, кофемолка.

Пианино, баян, гитара.




Автомат, винтовка, пистолет.

Россия, Китай, Германия.





Вафли, печенье, конфеты.

Петрушка, перец, лавровый лист.




Шелк, ситец, шерсть.

Шатки, шахматы, домино.




Песок, цемент, щебень.

Йод, аспирин, горчичник.




Бульдог, пудель, болонка.

Танк, бронетранспортер,

военный самолет.




Комбайн, трактор, сенокосилка.

Москва, Чебоксары, Казань.






ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них есть что-то общее, их можно назвать одним словом, а четвертое - от них отличается, оно лишнее. Угадайте какое слово лишнее? Почему?


Кресло, диван, кастрюля, стол.

Волк, медведь, корова, белка.

Лошадь, заяц, кошка, собака.

Бабочка, стрекоза, муха, воробей.

Окунь, лягушка, карась, щука.

Клен, дуб, ромашка, береза.


Апельсин, мандарин, капуста, груша.

Утро, лето, зима, осень.

Январь, среда, март, июнь.

Вторник, зима, среда, пятница.

Красный, мизинец, зеленый, голубой.

Петров, Гена, Смирнов, Белов.

Кукла, мяч, волчок, шашки.

Прямоугольник, линейка, квадрат, овал.

А Б, один, В.

Рубанок, балалайка, гитара, гармонь.

Россия, Япония, Москва, Италия.

Земля, Марс, Чебоксары, Венера.

Волга, Дон, Нева, Волгоград.

Дождь, ветер, снег, град.

Золото, серебро, железо, кирпич.

Колбаса, творог, сыр, молоко.

Батон, булочка, баранка, пирожное.

Перец, гвоздика, корица, банан.

Холодильник, пистолет, пылесос, мясорубка.

Прыжки, бег, плавание, вязание.

Халва, булочка, камень, яблоко.






ПРОДОЛЖИТЕ! (Вид - вид)
Красный, ... (желтый, зеленый).

Сапоги, ... (тапочки, ботинки).



Диван, ...

Тарелка, ...

Кепка, ...

Волга, ...

Чебоксары, ...

Мизинец, ...

Кошка, ...

Тигр, ...

Грач, ...

Береза, ..:

Тюльпан, ...

Малина, ...

Зима, ...

Пенал, ...

Вторник, ...

Январь, ...

"Колобок", ...

Автобус, ...

Пистолет, ...

"Жигули", ....


Футбол, ...

Квадрат, ...



ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ!

(Сравнение видового и родового понятий)


  1. Чего больше в огороде: овощей или огурцов?

  2. Чего на кухне меньше: кастрюль или посуды?

  3. Чего больше в квартире: мебели или столов?

  4. Чего у тебя меньше: одежды или платьев (рубашек) ?

  5. Что стоит дешевле: ручка или школьные принадлежности ?

  6. Что стоит дороже: помидор или овощи?

  7. Чего больше в саду: яблок или фруктов?

  8. Чего меньше в реке: рыбы или щук?

  9. Чего больше в лесу: грибов или подберезовиков ?

  10. Чего меньше растет на улице: лип или деревьев?

  11. Чего в вашем городе больше: транспорта или автобусов?

  12. Чего меньше: воробьев или птиц?



ПРОДОЛЖИТЕ! (Части - целое)


Окно, крыша, ...

Лапы, усики, ...

Перья, клюв, ...

Жабры, плавник, ...

Ствол, корень, ...

Рукава, карманы, ...

Голова, руки, ...

Крылья, кабина, ...

Педали, руль, ...


Мотор, колеса, ...



НАЗОВИТЕ ЧАСТИ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ЦЕЛОЕ


Стул... (спинка, сиденье, ножки).

Гриб...

Книга...

Куртка...

Ботинок...

Телевизор...

Корова...

Петух...

Человек...

Город...






УКАЖИТЕ ЦЕЛОЕ, ЧАСТЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ...


страница (книга),




шляпка,

крыло,

нос,

перо,

сердце,

хвост,

колесо,

чешуя,

рукав,


лепесток,

пуговица,

ветка,

дверца,

стержень,

крышка,

каблук,

ножка,

пояс,

лапа,

подошва,

усы,

перила,

рога,

шнурок,

ручка,

спинка


ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
1. Днем - светло, ночью

Сахар - сладкий, соль

Перец - горький, конфета

Зимой - холодно, летом

Дом - большой, избушка


Медведь - сильный, заяц -...

Перышко - легкое, камень

Ребенок - низкий, взрослый

Внук - молодой, бабушка

Заяц - дикий, кошка -...

Лиса - двигается быстро, черепаха

Баба Яга - безобразная, Дюймовочка

Есть овощи - полезно, есть снег -....
2. Назовите противоположные по значению слова (антонимы).


большой

вверх

горе

бедный

больше

правда


быстрый

вперед

жизнь

веселый

громко

друг

высокий

дешево

жара

больной

криво

сходство

глупый

легко




горький

лучше




горячий

мало




грязный

можно




густой

плохо




дикий

поздно




длинный

далеко






добрый

над

крупный

темно

сытый

тепло

младший

помнить

мокрый

говорить

острый

зажечь

пустой

закрыть

сильный

купить

толстый

молодеть

трусливый

плакать

твердый

разрушать

ласковый




хороший






ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Назовите по порядку:

а) числа от 1 до 10 (20);

б) буквы алфавита;


в) времена года;

г) части суток;

д) дни недели;

е) названия месяцев;

ж) порядковые числительные (первый,...)

з) падежи;

и) цвета радуги.
2. Что пропущено?

а) 1, 2, 4, 5; 10, 9, 7, 6;

б) а, б, г, д е;

в) лето, осень, весна;

г) день, ночь, утро;

д) январь, февраль, апрель;

е) понедельник, вторник, четверг;

ж) первый, второй, третий, пятый;

з) именительный, дательный, винительный, творительный, предложный;

и) красный, оранжевый, желтый, голубой, синий, фиолетовый.
3. Что находится между:

а) 4 и 6;

б) "г" и "е";

в) летом и зимой;

г) вечером и утром;

д) октябрем и декабрем;

е) субботой и понедельником;

ж) пятым и седьмым;

з) дательным и творительным?
4. Что находится (следует):


перед цифрой "5"

после цифры "5";

перед буквой "г"

после буквы "г";

перед весной

после весны;

перед маем

после мая;

перед четвергом

после четверга;

перед утром

после утра;


в радуге перед зеленым цветом

после зеленого?



ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Назовите вероятные причины следующих событий:

плохая отметка (причина - невыученный урок),

авария,

опоздание,

расстройство желудка,

болезнь,

замерзание воды,

наводнение,

пожар,

поломка,

засуха,

поражение


2. Назовите возможные следствия событий: авария (следствие - травма, смерть, поломка автомобиля),

пожар,

поломка,

засуха,

поражение,

опоздание,

плохая отметка,

болезнь,

отличная отметка,

наводнение,

выигрыш


победа,






АНАЛОГИИ
Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому.

I. 1. Ложка: кушать, нож:... (резать).

  1. Пила: пилить, топор:...

  2. Грабли: сгребать, лопата:...

  3. Тетрадь: писать, книга:...

  4. Линейка: измерять, ластик:...

  5. Червяк: ползать, муха:...

  6. Игла: шить, ножницы:...

  7. Песня: петь, танец:...

  8. Собака: лаять, кошка:...

  9. Лошадь: ржать, корова:...

  10. Оса: жужжать, змея:...

  11. Воробей: чирикать, ворона:...

  12. Человек: идти, машина:...

  13. Кровать: спать, стул:...

  14. Глаз: видеть, ухо:...

  15. Пироги: печь, суп:...

  16. Рубанок: строгать, молоток:...

  17. Змея: ползать, птица:...

  18. Лицо: умывать, зубы: ...

  19. Пылесос: чистить, утюг:...

  20. Цвет: видеть, звук:...
  21. Врач: лечить, учитель:...


  22. Библиотека: читать, бассейн:...

  23. Воздух: дышать, вода:...

  24. Балерина: танцевать, певица:...


II. 1. Магазин: продукты, аптека:...

  1. Больница: врач, школа:...

  2. Холодильник: металл, книга:...

  3. Платье: шелк, окно:...

  4. Соловей: сад, щука:...

  5. Лес: охотник, река:...

  6. Апельсин: фрукт, огурец:...

  7. Рыба: чешуя, птица:...

  8. Сирень: кустарник, береза:...

  9. Человек: рот, птица:...

  10. Север: юг, утро:...

  11. Огурец: огород, яблоко:...

  12. Стол: дерево, игла:...

  13. Кошка: дом, заяц:...

  14. Грибы: лес, пшеница:...

  15. Человек: дом, птица:...

  16. Перчатка: рука, ботинок:...

  17. Часы: время, градусник:...

  18. Учитель: ученик, врач: ...

  19. Пол: ковер, стол:...

  20. Лошадь: жеребенок, собака:...

  21. Корова: теленок, овца:...

  22. Утка: утенок, курица:...

  23. Муха: паутина, рыба:...

  24. Мальчик: мужчина, девочка:...

  25. Футбол: футболист, хоккей:...

  26. Январь: февраль, понедельник:...

  27. Посуда: кастрюля, мебель:...
  28. Дом: комнаты, улей:...


  29. Хлеб: пекарь, дом:...

  30. Пальто: пуговица, ботинок:...

  31. Вода: жажда, пища: ...

  32. Паровоз: вагоны, конь:...

  33. Театр: зритель, библиотека:...

  34. Корова: молоко, курица:...

  35. Ячмень: перловка, просо:...

  36. Стакан: чай, тарелка:...

  37. Самолет: воздух, пароход:...

  38. Палец: кольцо, ухо:...

  39. Нога: туфель, голова:...

  40. Шифоньер: одежда, сервант:...

  41. Лето: панама, зима:...

  42. Толпа: люди, стадо:...

  43. Человек: нога, кошка:...

  44. Собака: косточка, кошка:...

  45. Медведь: мед, заяц:.,.

  46. Козел: коза, кот:... '

  47. Хлеб: мука, мороженое:...

  48. Птица: клюв, волк:...



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Дать определение понятию - сложная умствен­ная работа. И все же давайте попытаемся...

Вначале дается родовое понятие, а затем определяются видовые отличия.

Например, кукла - это игрушка (родовое понятие), похожая на человека (видовое отличие).

Велосипед - вид транспорта (родовое понятие), колеса которого приводятся в действие ногами с помощью педалей (видовое отличие).

Ранец - ученическая сумка, которую носят на спине.

Шорты - короткие брюки.

I. Корова


II. Герой- ...

III. Мир - ...

Курица -...

Трус -...

Дружба

Утка -...

Ябеда

Честность -

Собака -...

Лентяй -...

Злоба

Кошка -...

Жадина -...

Доброта

Яблоня -...

Лгун - ...

Нежность -

Вишня -...

Хвастун -...

Красота

Береза

Нытик -...

Любовь -...

Лопата

Тихоня -...




Пила -...

Копуша -...




Топор -...

Зевака




Зима -...

Зазнайка -..


Понедельник -…


Умница -...




Декабрь







Диван -...







Серьги







Кепка -...







Тапочки -...







Сапоги -...







Кошелек








Уважаемые взрослые, проясните, пожалуйста, детям (если это необходимо) понятия II и III разделов

ДОГАДАЙТЕСЬ!


    1. Крупное домашнее животное, которое дает нам молоко.

    2. Дерево, на котором растут сливы.

    3. Учреждение, где готовят и хранят лекарства.

    4. Первый месяц года.

    5. Второй день недели.

    6. Время года, когда поспевают ягоды.

    7. Время суток, когда восходит солнце.

    8. Планета, на которой мы живем.

    9. Инструмент, с помощью которого откручивают и закручивают шурупы.

    10. Инструмент, с помощью которого забивают
      гвозди.
    11. Спальная принадлежность, которую мы кладем под голову.


    12. Электрический прибор для освещения помещения.

    13. Приспособление для защиты от дождя.

    14. Приборы для измерения времени.

    15. Пальто, изготовленное из меха.

    16. Старик с большой белой бородой и мешком с подарками, приходящий к нам на Новый год.

    17. Сказочный герой, очень худой и костлявый.

    18. Посуда для переноски воды.

    19. Приспособление, которое люди носят на лице для улучшения зрения.

    20. Предмет, которым мы пишем.

    21. Участок земли, где растут овощи.

    22. Человек, который шьет сапоги.

    23. Человек, который чистит трубы.

    24. Сильная электрическая вспышка во время грозы.

    25. Осадки, которые выпадают зимой.

    26. Осадки в виде замерзших горошин.

    27. Праздник, который отмечают 9 Мая.

    28. Игра на клеточном поле с 32 фигурами.

    29. Устройство для приема телевизионных передач.



СРАВНЕНИЯ
I. 1. На что по цвету похожи огурец;

морковь;

снег;

слива;

одуванчик?

2. Что по форме похоже на круг;

квадрат;

овал;

прямоугольник;

треугольник?

3. На что по величине похожи карандаш;

книга;

заяц;

корова;

муха?

4. На что по материалу похожи тетрадь;

ложка;

стол;

цветочный горшок;

платье?

П. Найдите отличия.

1 Чем отличаются морковь и огурец?

2 Чем отличаются пчела и слон?

3 Чем отличаются книга и тетрадь?

4 Чем отличаются вода и молоко?

5 Чем отличается старый человек от молодого?

III. Ответьте на вопросы.

1 На кого больше похожа утка: на гуся или на поросенка? Почему?

2 На кого больше похожа килька: на щуку или на воробья? Почему?


3 На кого больше похожа кошка: на собаку или на утку? Почему?

4 На что больше похожа тетрадь: на книгу или на пенал? Почему?

5 На что больше похожа ручка: на карандаш или на ранец? Почему?

IV. Найдите общее.

1 Яблоко и груша.

2 Ворона и воробей.

3 Диван и кресло.

4 Кефир и творог.

5 Куртка и пальто.

6 Береза и клен.

7 Ромашка и колокольчик.

8 Девочка и мальчик.

9 Гармонь и баян.

10 Стрекоза и бабочка.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА
Расскажите о предмете по следующей схеме.

Сначала назовите предмет.

Затем охарактеризуйте его признаки: форму,

размер,

вес,

цвет,

какой он на ощупь,

какой он на вкус,

запах,

из чего он сделан,

на что похож, на что не похож?

Для чего нам нужен этот предмет?

Что случится, если уронить его на пол с высоты 1 метр?

Бросить его в огонь?

Бросить его в воду?

Ударить по нему молотком?

Оставить на улице без присмотра?

Облить водой?

Поставить в темное место?

Оставить греться на солнышке?

ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО?

(Суждения)
1. Некоторые птицы не летают.

2. Чебоксары меньше Москвы.

3. Все дети пятилетнего возраста являются школьниками

4 Некоторые люди умеют хорошо петь.

5. Яблоки растут на березе.

6. Сейчас идет дождь.

7. Петух снес яйцо.

8. Число 5 больше числа 4.

9. Коровы летают очень низко,

10. Все люди знают английский язык.

11. У овцы есть крылья.

12. Все кошки серые.

13. Все насекомые умеют летать.

14. Некоторые насекомые умеют летать.


15. Зайцы живут в лесу.

16. Таракан - зверь.

17. Воробей - насекомое.

18. Щука - птица.

19. Диван - домашнее животное.

20. Друзья всегда помогают друг другу.

21. У любого осла есть два уха.

22. Все люди любят сыр.

23. Некоторые животные умеют плавать.

24. Мальчики вырастают и становятся мужчинами

25. У любого слона есть хобот.

26. Все дети знают сказку "Три поросенка".

27. Все коровы едят сено.

28. Поросенок умеет хорошо петь.

29. Пианино - музыкальный инструмент.

30. Дом построен из кирпича.

31. Собака мычит.

32. Корова рычит.

33. Собака рычит.

34. Цветы нужны людям, чтобы употреблять их в пищу.

35. Цветы нужны, чтобы украшать Землю.

36. У коровы есть рога.

37. У белки шесть лап.

38. Все люди любят работать.

39. Зимой медведь спит в берлоге.

40. Все люди умеют играть в шахматы.

41. Коза покрыта чешуей.

42. Дети катаются на лыжах по улице летом.

43. Дети катаются на лыжах зимой.

44. На деревьях растут овощи.

45. На деревьях растут фрукты.

46. Быки живут в гнездах.

47. Бабушки молодеют и становятся девочками.

48. Осенью куры улетают в теплые края.

49 -Люди пилят дрова топором.

50. Соловьи могут прекрасно петь.

51. Совы могут прекрасно рисовать.

52. Ты умеешь читать.

53. Любой человек может полететь в космос.

54. Грибы и ягоды растут в лесу.

55. Все люди работают в больнице. ;

56. У некоторых детей болят зубы.

57. Зубы нужно чистить 10 раз в день.

58. У всех девочек длинные волосы.

59. Некоторые деревья бывают зелеными круглый год


60. Кошки и мыши - большие друзья.

61. Взошло солнце и наступило утро.

62. Читать книги - это здорово!

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ


  1. Бумага горит в огне. Тетрадь сделана из бумаги. Сгорит ли тетрадь в огне? Почему?

  2. Игрушка сделана из дерева, дерево не тонет в воде. Утонет ли игрушка в воде? Почему?

  3. Ложка сделана из металла. Металл тонет в воде. Утонет ли ложка в воде? Почему?

  4. Металлы не горят в огне. Ножницы сделаны из металла. Сгорят ли ножницы в огне? Почему?

  5. Магнит притягивает железные предметы. Гвоздь сделан из железа. Притянет ли магнит гвоздь? Почему?

  6. Во всех фруктах содержится сахар. Яблоко - фрукт. Содержится ли сахар в яблоке? Почему?

  7. Растения засыхают без воды. Роза -растение. Засохнет ли роза без воды? Почему?

8. Вода замерзает при низкой температуре. Замерзнет ли огурец при низкой температуре, если он в основном состоит из воды? Почему?

9. Все планеты шарообразны. Земля -планета. Является ли Земля шарообразной? Почему?

10. Резиновые игрушки, наполненные воздухом, не тонут в воде. Мяч - резиновая игрушка. Утонет ли мяч в воде? Почему?

  1. У всех кошек есть усы. Мурка - кошка. Есть ли у Мурки усы? Почему?

  2. Все коровы - домашние животные. Буренка - корова. Является ли Буренка диким животным?

  3. Зайцы живут в лесу. Волки живут в лесу. Медведи живут в лесу. Волки, зайцы, медведи - дикие животные. Какой можно сделать вывод?

  4. Чайка покрыта перьями. Курица покрыта перьями. Воробей покрыт перьями. Какой можно сделать вывод?

15. У леща есть плавники. У щуки есть плавники. У карпа есть плавники. Лещ, щука, карп -рыбы. Какой можно сделать вывод?

16. У вороны две лапы. У птицы две лапы. У голубя две лапы. Ворона, синица, голубь - птицы. Какой можно сделать вывод?

  1. У мальчиков есть имена. У девочек есть имена. У мужчин есть имена. У женщин есть имена. Мальчики, девочки, мужчины, женщины - люди. Какой можно сделать вывод?


  2. Если идет дождь, то деревья мокрые. Дождя нет, а деревья мокрые. Почему?

  3. Если ветер дует с реки, то он наносит на улицы песок. Ветра нет, а на улицах много песка. Почему?

  4. Летом цветут цветы. На улице зима, а цветы цветут. Почему?

  5. Каждое утро летом хозяйка сама поливает капусту. Однажды утром она приходит на огород, а капуста уже полита. Почему?

22. Если горит лампочка, то в комнате светло. Лампочка не горит, а в комнате светло. Почему?

  1. Если человек плохо знает правила дорожного движения, то с ним случается авария. Человек хорошо знает правила дорожного движения, но с ним случилась авария. Почему?

  2. Если пить молоко сразу из холодильника, то можно заболеть. Маша не пила холодное молоко, но заболела. Почему?

  3. Если чистить зубы два раза в день, то их никогда не нужно будет удалять. Мальчик чистил зубы утром и вечером, но их все равно удаляли. Почему?

  4. Если поздно выходить из дома, то всегда опаздываешь. Женщина вышла из дома вовремя, но все равно опоздала. Почему?

27. Если телевизор не работает, значит отключили электроэнергию. С электричеством все нормально, а телевизор не работает. Почему?