zapogi.ru 1

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области


«Территориальное управление автомобильных дорог»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ

СТОИМОСТИ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ,

РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ, РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА НИХ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗА СЧЁТ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ





Издание официальное


Новосибирск, 2010

Методические рекомендации определения сметной стоимости работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, осуществляемых за счёт средств областного бюджета Новосибирской области/ Новосибирск, 2010 г. – 83 стр.




РАЗРАБОТАНЫ: Государственным бюджетным учреждением Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области", Обществом с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский Центр Ценообразования в Строительстве»
РАССМОТРЕНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ: на совещании межведомственной комиссии Администрации Новосибирской области по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве в Новосибирской области.

Протокол от 25.02.2010 г. №1.

СОГЛАСОВАНЫ: письмом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области от 07.12.2009 г. №1075-07/21.

  1. Введение
    1. Методические рекомендации определения сметной стоимости работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, осуществляемых за счёт средств областного бюджета Новосибирской области (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-методическими документами, Министерства экономического развития России, Министерства регионального развития России и других федеральных органов государственного управления.


    2. Методические рекомендации являются документом, отражающим специфику дорожного хозяйства Новосибирской области, в нем изложен порядок определения стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (далее – дорожные работы).

    3. В Методических рекомендациях использованы законодательные акты Российской Федерации и нормативно-методические документы по ценообразованию в строительстве, действовавшие по состоянию на 1 января 2010 года.

    4. Положения, указанные в настоящих Методических рекомендациях, подлежат обязательному дополнению по мере развития и изменения нормативных документов Российской Федерации и Новосибирской области.




  1. Термины и определения

    1. В настоящих Методических рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими определениями:

      1. автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

      2. защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;
      3. искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);


      4. производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

      5. элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

      6. дорожные работы - комплекс строительных работ, включающий устройство земляного полотна и дорожной одежды, развязок в разных уровнях, тротуаров и площадей, подземных тоннелей и наземных эстакад, искусственных сооружений и дорожно-эксплуатационных построек;

      7. дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

      8. заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов;

      9. подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

      10. реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
      11. капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;


      12. ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

      13. объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

      14. полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

      15. придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;

      16. Проектная документация - документация на объект капитального строительства, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющий архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно- технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства;
      17. рабочая документация – документация на объект капитального строительства, содержащая материалы в текстовой форме, основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, необходимые для реализации в процессе строительства, архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, и необходимых для производства строительных и монтажных работ;


      18. сметная документация - совокупность расчетов, составленных с применением сметных нормативов, представленных в виде сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных и локальных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат;

      19. базисный уровень стоимости - уровень стоимости, определяемый на основе сметных цен, зафиксированных на конкретную дату. Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 года. Базисный уровень сметной стоимости предназначен для сопоставления результатов инвестиционной деятельности в разные периоды времени, экономического анализа и определения стоимости в текущих ценах;

      20. текущий уровень стоимости - уровень стоимости, определяемый на основе цен, действующих на момент определения стоимости;

      21. индексы изменения стоимости (цен, затрат) в строительстве - это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих.




  1. Нормативно-методическая база определения стоимости дорожных работ

    1. Нормативно-методическая база для определения стоимости дорожных работ состоит из сметных нормативов, включенных в реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, действующих на территории Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции (Приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям).



    1. Порядок формирования ценообразования и сметного нормирования приведен в «Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004 [1].


При наличии разночтений по какому-либо вопросу, имеющих место в отдельных документах, следует руководствоваться текстом документа, выпущенного последним.


    1. Состав разделов проектной документации (в т.ч. сметной документации) определяется Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 [8].




    1. В соответствии с функциональным назначением и характерными признаками автомобильные дороги и искусственные сооружения на них относятся к объектам линейного строительства.




  1. Порядок определения стоимости дорожных работ

    1. Основанием для определения сметной стоимости дорожных работ являются:

    • исходные данные заказчика для разработки сметной документации с указанием метода, уровня цен и других особенностей определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта, ремонта),

    • ведомость источников получения основных дорожно-строительных материалов;

    • утвержденная заказчиком техническая часть проекта, ведомости объемов работ, проект организации строительства (далее ПОС) или проект организации капитального ремонта (далее ПОКР), ведомость дефектов и пр;

    • действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование и т.д.;

    • отдельные относящиеся к соответствующей стройке, решения органов региональной власти.




    1. Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений включает:

    • стоимость строительных работ;


    • стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);

    • затраты на приобретение (изготовление) оборудования;

    • прочие затраты.




    1. В составе проектной документации для объектов дорожного строительства, финансируемых за счёт средств областного бюджета, разрабатывается в полном объёме раздел "Смета на строительство объектов капитального строительства", который состоит из текстовой части в составе пояснительной записки к сметной документации и сметной документации, см. пункт 7 [8].




    1. Пояснительная записка к сметной документации должна содержать следующую информацию:

      1. сведения о месте расположения объекта капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта, ремонта);

      2. источник финансирования;

      3. наименование подрядной организации (при наличии);

      4. перечень сборников и каталогов сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт);

      5. принятый метод определения стоимости в текущем уровне (ресурсный);

      6. обоснование особенностей определения сметной стоимости строительных работ для объекта капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта, ремонта):

    • порядок определения сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) работ,

    • порядок определения сметной стоимости оборудования и его монтажа,

    • порядок определения средств по главам 8-12 сводного сметного расчета.

В случае, когда при расчетах средств на прочие работы и затраты имеются ссылки на отчетные данные или обосновывающие расчеты подрядных и других организаций, должны быть приложены копии соответствующих документов;


      1. другие сведения о порядке определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта, ремонта), характерные для него.

Пояснительная записка к сметной документации должна быть подписана составителем.


    1. Сметная документация должна содержать локальные сметы, объектные сметы, сметные расчеты на отдельные виды затрат, сводные сметные расчеты стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта, ремонта), сводку затрат при необходимости.




    1. Одновременно со сметной документацией в составе рабочей документации разрабатываются:

    • ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;

    • ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.




    1. Сметная документация составляется с применением цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления).




    1. Образцы составления сметной документации приведены в приложении № 2 к МДС81-35.2004 [1], калькуляции стоимости материалов и транспортных расходов приведены в приложении № 2 к данным Методическим рекомендациям.




    1. При разработке сметной документации использовать программный комплекс, имеющий сертификат соответствия Госстандарта России. Наименование программного комплекса сметных расчётов указывается в задании на составление сметной документации.




  1. Формирование сметной стоимости дорожных работ
    1. Сметную стоимость дорожных работ следует определять в текущем уровне цен ресурсным методом в соответствии с п.п. 4.15. – 4.32. «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004) [1].


Нормативная потребность в ресурсах определяется на основе государственных элементных сметных норм на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы (далее ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНп-2001), утверждённых Минрегионом России в 2009 году и включенных в федеральный реестр сметных нормативов:

    • сметную стоимость привозных материалов, эксплуатации машин и механизмов принять по справочным материалам, публикуемым в сборнике «Информационный бюллетень о средних сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве в текущем уровне цен», разработанным и вводимым в действие Департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области;

    • цены на ресурсы, отсутствующие в справочных материалах сборника «Информационный бюллетень о средних сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве в текущем уровне цен», подлежат согласованию с заказчиком, по перечню, представляемому проектной организацией;

    • тарифную ставку рабочих и механизаторов принять по справочным материалам сборника «Индексы цен в строительстве», рекомендуемые к применению на территории Новосибирской области Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;

    • виды работ, выполняемые вахтовым методом или с применением разъездного характера работ, определяются проектом, и согласовываются с заказчиком.




    1. Для определения стоимости работ используются нормы, наиболее полно отражающие состав и способ работ, применяемые материалы и механизмы.



    1. В случаях, когда в ГЭСН-2001 отсутствуют расценки на отдельные виды работ, выполняемые по нормативам и технологии, предусмотренной нормами на ремонтно-строительные работы, при составлении сметной документации на строительные работы разрешается применение соответствующих норм по сборникам на ремонтно-строительные работы (далее ГЭСНр-2001).





    1. Затраты на демонтаж (разборку) конструкций сооружений определяются по сборнику ГЭСН 81-02-46-2001.

В случае отсутствия в сборнике необходимых норм на демонтаж (разборку) конструкций затраты на данные работы следует учитывать в сметной документации по соответствующим нормам сборников ГЭСН-2001 на монтаж (устройство) конструкций без учета стоимости материальных ресурсов. При этом к затратам труда рабочих-строителей, к затратам на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств следует применять следующие коэффициенты:

      1. при демонтаже (разборке) сборных бетонных и железобетонных конструкций - 0,8;

      2. то же, сборных деревянных конструкций - 0,8;

      3. то же, наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и газоснабжения - 0,6;

      4. то же, металлических конструкций - 0,7.




    1. Коэффициенты к стоимости работ по монтажу конструкций, учитывающие затраты на их демонтаж (разборку), установлены из условия демонтажа (разборки) конструкций в незакрепленном состоянии, освобожденных от заделки в стены и другие конструкции, а также от сварки или иного крепления с другими конструктивными элементами.

При наличии закрепленных конструкций, дополнительные затраты, связанные с пробивкой и заделкой борозд, ниш, гнезд в существующих конструкциях, в которые заделаны демонтируемые конструкции, а также срезка закладных деталей или элементов металлоконструкций, к которым они приварены, надлежит учитывать дополнительно в локальных сметах на основании проектных решений, либо актов обследования.

    1. Выполняемые при капитальном ремонте, ремонте и реконструкции дорожные работы, аналогичные процессам в новом строительстве, следует нормировать по соответствующим сборникам на строительные и специальные строительные работы (кроме норм сборника ГЭСН 81-02-46-2001) с применением коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин.


В соответствии с разъяснением Минрегионразвития РФ, изложенным в письме от 21.01.2009 года № 1121-СМ/08 (см. приложение 3) [31], указанные коэффициенты компенсируют косвенные затраты и потери подрядных организаций при выполнении работ при реконструкции и ремонте, нормируемых по сборникам норм на строительные и специальные строительные работы, разработанным исходя из условий поточного ведения работ с обеспечением бесперебойной работы людей и техники.

Коэффициент 1,15 к нормам затрат труда учитывает также потери подрядных организаций, связанные с малообъемностью работ при ремонте и реконструкции, а коэффициент 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин компенсирует потери строительных организаций, связанных со снижением уровня годового режима работы строительных машин.

Указанные коэффициенты применяются при определении сметной стоимости ремонта и реконструкции элементов автомобильных дорог и сооружений на них, выполняемых по отдельно разрабатываемой проектной документации (рабочий проект или сметная документация):

    • железобетонных труб;

    • элементы обстановки и обустройства (барьерное ограждение, дорожные знаки, остановочные площадки, переходно-скоростные полосы, автопавильоны);

    • примыкания и пересечения;

    • подъезды к ж/д переездам;

    • планово-предупредительный ремонт мостовых сооружений.

В то же время, следует иметь в виду, что при больших объемах работ по проекту, таких как реконструкция и ремонт дорог, мостов, путепроводов и др. в объемах, обеспечивающих работы полноценными захватками, вышеуказанные коэффициенты не применяются.

При составлении сметной документации на ремонтные работы, и работы, связанные с реконструкцией, при использовании сборников на общестроительные работы и специальные строительные работы следует применять вышеуказанные коэффициенты на все сборники, кроме:

    • норм сборника ГЭСН 81-02-46-2001 "Работы при реконструкции зданий и сооружений" и норм раздела 3 сборника ГЭСН 81-02-27-2001 «Подготовка существующих основа­ний и покрытий под черные щебеночные (гравийные) и асфальтобетонные покрытия (при реконструкции)», табл. 27-03-01 - 27-03-04, табл. 27-03-008 - 27-03-010, а также к нормам 27-12-005-5; 27-12-005-6; 27-12-008-2; 27-12-009-3; 27-12-010-2; 27-12-010-3;


    • норм по сборникам ГЭСН-2001 с коэф­фициентами на демонтаж конструкций и изделий и норм сборника ГЭСН 81-02-27-2001 «Автомобильные дороги», нормы 27-12-005-5; 27-12-005-6; 27-12-008-2; 27-12-009-3; 27-12-010-3; 27-12-010-4;

    • не применяются вышеуказанные коэффициенты к нормам сборников на монтажные (ГЭСНм-2001) и пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001), также к нормам сборников на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001).




    1. Совместно с коэффициентами 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин допус­кается применять коэффициенты, приведенные в Приложении №1 к Методике МДС 81-35.2004 [1]. (в приложениях №3 МДС81-36.2004 [2], МДС81-38.2004) и коэффициенты из технических частей Сборников ГЭСН-2001 на усложняющие факторы (письмо Минрегионразвития РФ от 21.01.09 №1121-ИМ/08) [44]. При одновременном применении разных коэффициентов они перемножаются.

Необходимость применения в локальных сметах коэффициентов к нормам затрат труда и нормам времени эксплуатации машин, учитывающих условия производства работ и усложняющие факторы, должна быть предусмотрена в проекте организации строительства.

Если усложняющие факторы учтены элементными сметными нормами, коэффициенты, приведенные в приложении N 1 к Методике МДС 81-35.2004 [1]. (в приложениях №3 МДС81-36.2004 [2], МДС81-38.2004), не применяются, см. п.4.6. МДС81-35.2004 [1].

Определение стоимости земляных, свайных и др. вспомогательных работ при строительстве и ремонте мостов и труб, не вошедших в сборник ГЭСН 81-02-30-2001 «Мосты и трубы», должно производиться по соответствующим сборникам ГЭСН-2001 с учетом технической части сборника ГЭСН 81-02-30-2001 (п.1.5 тех. части), в т.ч. с учетом коэффициентов технической части п.3.1 – 3.3, если расценки и коэффициенты технической части сборников не учитывают условия выполнения работ, предусмотренные сборником ГЭСН 81-02-30-2001. Указанное положение также распространяется на порядок применения коэффициентов согласно п. 3.1 технической части Сборника ГЭСН 81-02-27-2001 «Автомобильные дороги», см. разъяснение Росстроя РФ от 03.05.2006 № 02-616 [50].



    1. Готовая сметная документация представляется для согласования заказчику.

Согласованная заказчиком сметная документация представляется на государственную экспертизу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

После получения положительного заключения экспертизы сметная документация утверждается в соответствии с регламентом разработки и утверждения проектно-сметной документации на выполнение дорожных работ, утвержденным приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области от 06.10.2008 №67:

    • объекты общей сметной стоимостью до 100 млн. руб. – заказчиком;

    • объекты общей сметной стоимостью свыше 100 млн. руб., а также объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений I-II технических категорий, магистральные автомобильные дороги и сооружения в пределах территорий городов – Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.




  1. Составление локальных смет

    1. Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по линейным сооружениям на основе объемов определившихся при разработке рабочей документации (РД).

В локальных сметах производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам сооружения, видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства.

Нумерация локальных смет производится при формировании объектной сметы с учетом номера и наименования главы сводного сметного расчета стоимости строительства, в которую она включается.

Нумерация локальных смет производится следующим образом: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры - номеру строки в главе и третьи две цифры означают порядковый номер локальной сметы в данной объектной смете, например: N 02-04-12. В локальных сметах построчные и итоговые цифры округляются до целых рублей.


Локальные сметы включают в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а также стоимость оборудования.

Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ:


    • материальных (материалы, изделия и конструкции);

    • технических (эксплуатация строительных машин и механизмов);

    • трудовых (средства на оплату труда рабочих и пусконаладочного персонала, а также машинистов, оплата труда которых учитывается в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).

В локальных сметах выделяются отдельно (в разделах или сметах) стоимость строительных, монтажных работ, оборудования и прочих затрат.


  1. Определение затрат на оплату труда.

    1. При определении затрат на оплату труда ресурсным методом следует использовать текущий уровень часовой оплаты труда в строительстве, опубликованный в таблице 1 сборника «Индексы цен в строительстве», выпускаемого Департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области.




    1. Оплата труда, указанная в справочных материалах сборника «Индексы цен в строительстве», рекомендуемого к применению на территории Новосибирской области Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:

    • включает в себя следующие надбавки и доплаты – районный коэффициент в размере 1,25, вознаграждение за выслугу лет, оплату дополнительных отпусков, премии за производственные результаты, другие регулярные надбавки и доплаты, коэффициент надбавок и доплат к тарифной ставке учтен в размере 2,412;
    • не включает в себя – затраты, связанные с выполнением работ вахтовым методом (вахтовую надбавку и надбавку за переработку рабочего времени), передвижным и разъездным характером работ, оплату за сверхурочную работу, премии за ввод объектов, другие надбавки и доплаты, относящиеся не ко всем категориям рабочих, и не носящие систематического характера.


Доплаты, относящиеся не ко всем категориям рабочих (механизаторов), и не носящие систематического характера, учитываемые в локальных сметах:

    • вахтовые надбавки и надбавки за переработку рабочего времени;

    • надбавки за разъездной характер работ.




    1. Если проектом организации строительства предусматривается выполнение работ в особом режиме – вахтовым методом, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, работа в ночное время (например, при невозможности «окна» для выполнения работ на действующем участке дороги в дневное время), разъездной характер работ и др. – к оплате труда рабочих, указанной в справочных материалах сборника «Индексы цен в строительстве», производятся надбавки в соответствии с ТК РФ:

    • вахтовая надбавка за вахтовый метод работ в размере – 50% тарифной ставки (без применения районного коэффициента к заработной плате), но не более установленной нормы суточных, предусмотренной работникам организаций финансируемых из федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 51 [16]).

    • работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (при ведении его суммированного учета) по методике, изложенной в п.7.7 «Методических рекомендаций для определения затрат, связанных с осуществлением СМР вахтовым методом» [23].

Сменному вахтовому персоналу производится доплата за переработанное сверх нормы время, включая в выходные и праздничные дни, при введении его суммированного учета.

При этом доплата за сверхурочную работу в связи с удлиненным рабочим днем не про­изводится (п. 7.4.2 Методических рекомендаций [23]). (Извлечение из письма № 570-5850/ФЦ от 03.07.2008 [51]).

Вахтовая надбавка линейным ИТР оплачивается за счёт накладных расходов подрядной организации (разъяснения Вестник. Выпуск 12(69) за 2006 год стр. 85, 86 [36]).


Пример расчета надбавки за переработку рабочего времени приведен в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

Оплата суточных в служебных командировках при бюджетном финансировании установлена Минфином России в размере 100 рублей за каждый день нахождения в командировке (постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.02 N 729 [15]).

Надбавку за вахтовый метод работы взамен суточных за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты рекомендуется включать в локальные сметы отдельной строкой, см. п.7.8.6. «Методических рекомендаций для определения затрат, связанных с осуществлением СМР вахтовым методом» [23] и приложение 7 МДС81-33.2004 [3].

Пример расчета надбавок взамен суточных приведен в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.


    1. Надбавки за разъездной характер работ.

В дорожных организациях за разъездной характер работы выплачивается надбавка в размере до 20 процентов месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат, если время проезда в нерабочее время от места нахождения дорожной организации или от сборного пункта до места работы и обратно в день составляет не менее трех часов, и до 15 процентов – если время проезда составляет не менее двух часов.

Размеры установлены Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы п.3.6.б) [18].

Согласно статье 129 ТК РФ доплаты и надбавки рассматриваются как часть заработной платы работника.

Надбавки к заработной плате работников за разъездной характер работы не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а повышают размер оплаты труда работников, работа которых носит разъездной характер. Следовательно, подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса на такие доплаты не распространяется, и они подлежат налогообложению ЕСН.

Затраты по выплате работникам надбавок за разъездной характер работ определяются отдельным расчетом и включаются в сметной документации в фонд заработной платы рабочих соответствующих объектов или видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли (см. приложение 7 МДС81-33.2004 [3].



  1. Определение сметных затрат на эксплуатацию строительных машин

    1. Стоимость эксплуатации машин и механизмов определяется по расценкам сборника «Информационный бюллетень о средних сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве в текущем уровне цен», вводимым в действие Департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области. При наличии доплат по оплате труда, относящихся не ко всем категориям механизаторов, и не носящие систематического характера, стоимость эксплуатации машин подлежит корректировке.



    1. Для строительных машин, по которым показатели затрат на перебазировку, охватывающие монтаж, демонтаж и транспортировку машин, не учтены расценками (перечень приведён в приложении 6 МДС81-3.99), эти затраты учитываются в локальных сметах дополнительно отдельной строкой в соответствии с п.4.8. МДС 81-3.99 [62] и конкретными условиями перебазировки машин. Затраты на пусконаладочные работы, имеющие место при перебазировке строительных машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), если это связано с демонтажом и последующим монтажом строительных машин (кранов башенных, кранов на гусеничном ходу, сваебойной техники и др.), учитываются в расценках на эксплуатацию соответствующих строительных машин (п.1.19. МДС81-40.2006 [63]).




    1. При строительстве транспортных объектов с ответственными монолитными конструкциями, если проектом организации строительства и проектом производства работ предусмотрено при их бетонировании применение резервных бетононасосов, то затраты на их эксплуатацию следует учитывать в локальных сметах, см. письмо Госстроя РФ от 18.01.2002 № 10-38 [60].



    1. В соответствии с п.2.2. МДС81-35.2004 [1] таблицы сметных норм ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001 корректировке не подлежат, в т.ч. в случаях, когда:


    • используются типоразмерные группы машин и механизмов, не предусмотренные ГЭСН, не ме­няющие принципиально технологические и ор­ганизационные схемы производства строительно-монтажных работ;

    • применяются иные типы и виды машин и механизмов, по сравнению с машинами и механизмами, предусмотренными в сборниках ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строитель­но-монтажных работ;

    • используются импортные строительные машины, при этом допускается корректировка норм сборников ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001, когда применяемые импортные машины не име­ют аналогов отечественного производства, а применение импортных машин предусмотрено проектом;

    • предусматривается применение машин, а фактически строительные работы осуществляются вручную, либо с применением средств малой механизации.




    1. Затраты труда рабочих-водителей, осуществляющих доставку материалов и конструкций до приобъектного склада, при формиро­вании фонда оплаты труда (далее ФОТ) не учитываются, т. к. они отражаются в сметной стоимости материалов.




    1. Затраты по транспортировке грунта и строительного мусора при составлении локальных смет следует относить на стоимость прямых затрат «эксплуатация машин». Текущая стоимость автомобильных перевозок грунта определяется по тарифам сборника сметных цен на перевозки гру­зов для строительства ТССЦпг 81-01-2001 с учётом индексации (см. таблицу 4 сборника «Индексы цен в строительстве»), оплата труда рабочих-водителей автосамосвалов также в ФОТ не включается, а учитывается при определении указанных тарифов (ТССЦпг 81-01-2001 ч.1 таблица 8).




  1. Определение сметной стоимости материальных ресурсов

    1. Сметная стоимость материальных ресурсов согласно п.3.3.1. МДС81-2.99 [59] формируется на основе следующих ее составляющих элементов:


    • отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);

    • наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;

    • таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);

    • стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);

    • заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

Сметная цена (Цсм) материальных ресурсов в пределах территории Российской Федерации определяется по следующей формуле:

Цсм=(Цотп+Цтр)*(1+Nзс/100),

где:

Цсм – базисная (фактическая) отпускная цена на материал производителя (поставщика) с учетом тары, упаковки и реквизита и погрузочных работ;

Цтр – транспортные расходы;

Nзс – установленная норма заготовительно-складских расходов, см. п.3.3.12. МДС81-2.99 [59].

Стоимость материальных ресурсов в расценках и отдельных строках (разделах) локальных смет, за исключением случая, когда подрядная организация использует упрощенную систему налогообложения, учитывается без НДС.

    1. В случае, если в таблицах норм ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001 по материальным ресурсам приводится литера «по проекту», указывающая, что марка материала и его расход определяются в соответствии с проектными данными, расход этих материалов при составлении сметной документации должен определяться по проектным данным (рабочим чертежам) с учётом трудно устранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке в дело, в соответствии с «Правилами разработки и применения нормативов трудно устранимых потерь и отходов материалов в строительстве» (РДС 82-202-96), введённых в действие постановлением Минстроя России от 08.08.96 №18-65 [61].


В тех случаях, когда вторая группа цифр в коде строительных материалов начинается с цифры «9» (ххх-9ххх), его разновидность, марка и т.п. долж­ны быть уточнены по проекту.

При составлении смет в текущем уровне стоимость этих материа­лов по уточненным маркам должна приниматься по сборнику «Информационный бюллетень о средних сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве в текущем уровне цен», а при отсутствии данного материа­ла в номенклатуре Территориального сборника - на основании калькуляции с учетом документально обоснованных затрат на тару, упаковку и реквизит, оплату наценок снабженческо-сбытовых и посред­нических организаций, транспортные и заготовительно-складские расходы.


    1. Сметные цены на материалы, изделия и конструкции принимаются в текущем уровне по сборнику «Информационный бюллетень о средних сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве в текущем уровне цен», вводимым в действие Департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области.

При отклонении транспортных схем от утвержденных, см. п.6 Общих положений ТССЦ 81-01-2001 части 1-5, связанным с наличием в районах местных предприятий стройиндустрии, следует предусмотреть калькулирование транспортных затрат на основании ведомости источников получения дорожно-строительных материалов.

Ведомость источников получения основных дорожно-строительных материалов (сборных железобетонных и бетонных конструкций, песка, щебня, асфальтобетона, чёрного щебня, дорожных знаков, сигнальных столбиков) разрабатывается Заказчиком в соответствии со сложившейся схемой поставки с учетом состояния и пропускной способности автомобильных дорог и искусственных сооружений (допустимых нагрузок на покрытие и грузоподъемности мостов), по которым осуществляется перевозка.

    1. Расчет затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние отличное от установленного (для соответствующих зон Новосибирской области), см. п.6 Общих положений ТССЦ 81-01-2001 части 1-5, рекомендуется выполнять на основании проектных данных о массе используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ материалов, изделий и конструкций и сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в территориальном сборнике сметных цен на перевозку грузов для строительства (ТССЦпг 81-01-2001) с учётом применения к базисному уровню индексов на перевозку грузов железнодорожным транспортом согласно таблице №4 сборника «Индексы цен в строительстве», разрабатываемом Департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области.


При перевозке материалов железнодорожным транспортом транспортные затраты следует принимать в текущем уровне по схеме 1 раздела 4 сборника ТССЦпг 81-01-2001 с учётом применения к базисному уровню индексов на перевозку грузов железнодорожным транспортом согласно таблице №4 сборника «Индексы цен в строительстве», разрабатываемом Департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области.


    1. В случае отсутствия текущих сметных (отпускных) цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование в сборнике «Информационный бюллетень», разработанным департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области, стоимость таких материальных ресурсов определяется по перечню, представленному проектной организацией и согласованному с заказчиком.




    1. Стоимость материалов и конструкций, повторно применяемых на данном объекте либо на других подобных объектах (например, плиты основания под копер) или стоимость материалов и конструкций, используемые в сооружениях временных устройств, необходимых на период выполнения отдельных видов строительных и монтажных работ только для конкретного объекта (см. п.1.7. ГСН81-05-01-2001 [19]), принимается с учетом возможной оборачиваемости, расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования.

В случаях, когда на объекте невозможно достичь нормативного числа оборота индустриальной опалубки, креплений и т.д., что должно быть обосновано ПОС, сметная норма корректируется.

Нормы и возможность оборачиваемости, либо реализации вспомогательных материалов определяются данными ПОС.

При учете в сметной документации нормативного или обоснованного ПОС числа оборота конструкций или материалов их возвратная стоимость в сметах не учитывается.

При разработке ПОС сметную норму оборачиваемости дорожных плит твердого покрытия, подлежащих демонтажу, рекомендуется принимать с коэффициентом оборачиваемости равным 1:5 (0,2) (см. общие положения «Рекомендаций по проектированию и расчету затрат на временные здания и сооружения баз заказчика для комплектации объектов строительства» ОАО «Газпром» [68], металлоконструкций приспособлений - 1:10 (0,1) (см. приложение 3 МДС81-26.2001 [69]), узлов временного трубопровода – 1:20 (0,05) (см. п.1.13. т.ч. НПРМ Сборник 25 часть 1 [70]), из штучных лесоматериалов – 1:5 (0,2) (без учета потерь при разборке) и – 1:3 (0,33) (с учетом потерь при разборке) (см. стр. 74 [60]).


При применении оборачиваемых конструкций затраты на внутрипостроечный транспорт от одной рабочей зоны до другой, включая погрузку и выгрузку на транспортное средство следует учитывать дополнительно исходя из условий проекта.


    1. Возвратная стоимость материалов и конструкций, используемых для сооружения объектов индивидуальной конструкции (например, вспомогательные устройства при строительстве и ремонте мостов висячей и вантовой систем), повторное применение которых невозможно, принимается с учетом возможной реализации лома (возможно, использовать прайс-листы предприятий, принимающих лом и б/у конструкции). Эти суммы не исключаются из итога локальной сметы и из объема выполненных работ, а показываются «в том числе» справочно.

В случае невозможности использования или реализации вспомогательных материалов их стоимость учитывается в сметной документации полностью (по согласованию с заказчиком).


    1. В соответствии с п.2.2. МДС81-35.2004 [1] таблицы сметных норм ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001 корректировке не подлежат, в т.ч. в случаях, когда:

    • используются иные типы и виды строительных материалов, изделий или конструкций, в том числе импортные, по сравнению с преду­смотренными в сборниках ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ, не снижающие качественный уровень строительного объекта (за исключением случаев, когда замена материалов на импортные произведена по требованию заказчика).

Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации независимо от того, кто их приобретал – заказчик или подрядчик, см. п.4.22. МДС81-35.2004 [1].

При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проектной документации, см. п.2.18. МДС81-35.2004 [1].

    1. В Сборниках приведены стоимости бетонных, асфальтобетонных смесей и строительных растворов производимых на стационарных заводах предприятий стройиндустрии. В случае, если по причине значительной удаленности объектов транспортировка смесей на объект невозможна и ПОС предусмотрено приготовление вышеуказанных смесей на объекте – стоимость приготовления бетонов и растворов определяется по расценкам (нормам) на приготовление бетонов и растворов сборников ГЭСН 81-02-27-2001 и ГЭСН 81-02-30-2001.





    1. Определение стоимости металлических конструкций при составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы производится в установленном порядке на основе заводской цены изделий, транспортных затрат, стоимости погрузо-разгрузочных работ, затрат на тару, упаковку и реквизит, заготовительно-складских расходов и т.д. В случае изготовления металлоконструкций непосредственно на строительной площадке в построечных условиях (согласно ПОС), стоимость их изготовления надлежит определять на основе калькулирования затрат по заработной плате, затрат на эксплуатацию строительной техники, задействованной на работах по их изготовлению, включая затраты на контроль за качеством сварных швов, расходов материальных ресурсов, в том числе металлопроката и т.д. с учетом фактического количества отходов, имеющего место при изготовлении металлоконструкций в построечных условиях. Разряд рабочих на сварочных работах и на изготовлении самих конструкций принимается по ЕНиР-87. При отсутствии данных о фактических размерах затрат ресурсов на изготовление металлоконструкций допускается применение норм сборника ГЭСНм 81-03-38-2001 на изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз (письмо Госстроя РФ от 06.11.03 №10-637 [47]).

В соответствии с п. 4.29 методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004 [1]) отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты, изготавливаемые в построечных условиях и на производственных базах строительных организаций, определяются по калькуляциям, в которых кроме стоимости ресурсов учитываются накладные расходы и необходимая прибыль.


Согласно письму Госстроя России от 06.04.2004 г. №10-260 (см. Вестник, выпуск 4(41) за 2004 г. [26]), отпускные цены на продукцию производственно-технического назначе­ния, включая нестандартизированное оборудование и металлоконструкции, формируются в соответствии с «Методическими рекомендациями по форми­рованию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», утвержденными Минэкономики России от 06.12.95 №СИ-484/7-982 с учетом накладных расходов предприятий и необходимой прибыли.


  1. Заготовительно-складские расходы

    1. В соответствии с пунктом 8.9 «Типовых методических рекомен­даций по планированию и учёту себестоимости строительных работ» [58] (утвержде­ны Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7) в составе заготовительно-складских расходов отражаются затраты, связанные:

      1. с содержанием:

    • материальных базисных участковых и приобъектных складов, включая содержание работников складского хозяйства;

    • отделов и контор материально-технического снабжения или управлений производственно-технологической комплектации;

    • ведомственной и вневедомственной, пожарной и сторожевой охраны, осуществляющей охрану материальных ценностей;

    • агентов, занятых заготовкой материальных ценностей;

      1. с оплатой сборов за извещение о прибытии и за взвешивание грузов;

      2. с утерей и порчей материалов в пути и на складах в пределах ус­тановленных норм естественной убыли и сверх норм, когда виновные не установлены;

      3. с другими расходами при осуществлении заготовительно-складской деятельности.



    1. Согласно п.3.3.12. МДС81-2.99 заготовительно-складские расходы по стройкам, финансируемым из бюджета, принимаются в процентах от стоимости материалов (франко – приобъектный склад), в том числе:


    • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) - 2 %;

    • по металлическим строительным конструкциям - 0,75 %;

    • по оборудованию - 1,2 %.

Нормативы в сторону уменьшения не корректируются.


  1. Затраты на разницу в стоимости электроэнергии от передвижных электростанций

    1. В соответствии с п.4.10. МДС 81-35.2004 [1] в сметной документации следует учитывать разницу в стоимости э/энергии, получаемой от передвижных э/станций, по сравнению со стоимостью э/энергии, отпускаемой энергосистемой РФ.

Основанием для включения в сметную документацию вышеуказанных затрат является отказ владельцев электросетей на запрос заказчика о выделении мощностей, необходимых для обеспечения стройплощадки э/энергией (указываются в ПОС).


    1. Разница в стоимости э/энергии включается в сметную документацию и в случаях, когда ввиду малообъемности и краткосрочности работ на искусственных сооружениях (например, работы по содержанию и ремонту искусственных сооружений), подключение к энергосистеме нецелесообразно ввиду значительных затрат времени и денежных средств.




    1. В сметной документации на малообъемный ремонт и содержание искусственных сооружений удорожание э/энергии учитывается при использовании в работах электроинструмента либо световой сигнализации. В случае, если нормами или расценками предусмотрено применение оборудования, работающего от передвижных электростанций, то затраты, связанные с повышенной стоимостью электроэнергии не предусматриваются, т.к. уже учтены расценками.



    1. Для определения разницы в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, используется нормативный показатель расхода электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, на 1 млн. рублей сметной стоимости, см. таблицу 1, согласно рекомендациям Федерального центра ценообразования, опубликованным в «Вестнике ценообразования и сметного нормирования» № 9(66) за 2006 год [35]. Данный показатель согласован межведомственной комиссией администрации Новосибирской области по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве (далее – МВК), см. протокол от 20.08.2009 №3. При получении указанных ресурсов на стройку в целом или для выполнения отдельных видов работ от передвижных источников снабжения, разница в их стоимости учитывается непосредственно в локальных сметах (п.4.12. МДС81-36.2004 [2]).



Таблица 1.
Показатели расхода электроэнергии на 1 млн. рублей сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной по сметным нормам 2000 года для базисного территориального района (Московская обл.).


№ п/п


Отрасли строительства

Показатели расхода электроэнергии на 1 млн. руб. СМР к базовым ценам 2000 г., тыс. кВт-ч

1

Строительство больших мостов и других искусственных сооружений вне комплекса дорожного строительства

25,6


Пример расчёта затрат разницы в стоимости электроэнергии в текущем уровне, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России приведен в приложении 5 настоящих Методических рекомендаций.


  1. Определение накладных расходов
    1. Накладные расходы в локальной смете определяются от фонда оплаты труда (ФОТ) на основе нормативов накладных расходов по видам строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ, применяемых при составлении локальных смет и указанных в Приложении 4 и Приложении 5 к МДС 81-33.2004 [3]. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в строительстве от 31.01.2005 N ЮТ-260/06 [4] только к нормам накладных расходов по приложениям 3, 4, 5 к МДС 81-33.2004 [3] следует применять с 1 января 2005 г. коэффициент 0,94 в текущем уровне цен при обычной системе налогообложения. Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, порядок применения накладных расходов приведен в п. 4.7 МДС 81-33.2004 [3], где указано, что следует применять понижающий коэффициент 0,7 ко всем нормативам накладных расходов в сметной стоимости базисного и текущего уровней, при этом коэффициент 0,94 не применяется.





    1. При определении отпускных цен на материалы, изделия и полуфабрикаты, изготавливаемые в построечных условиях, накладные расходы начисляются по индивидуальной норме или в размере 66% от фонда оплаты труда рабочих. При этом коэффициент 0,94 к нормативу накладных расходов 66% не применяется (см. Вестник 3(72), 2007, извлечение из письма Росстроя РФ от 12.03.2007 №02-334 [37]).

Коэффициент 0,94 не применяется и к НР в расценках на погрузо-разгрузочные работы, см. письмо Росстроя от 07.03.2006 №СК-763/02 [49].


    1. При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве с использованием сборников ГЭСН-2001 нормативы накладных расходов для дорожных работ применяются без понижающего коэффициента согласно п.1 примечания к приложению 4 МДС81-33.2004 [3].




    1. При определении сметной стоимости работ по реконструкции накладные расходы принимаются в размерах, установленных для строительных работ.




    1. При реконструкции мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2 (МДС 81-33.2004, прил. 4, прим. п. 2 [3]).

К категории сложных согласно относятся сооружения, в проектной документации которых предусмотрена одна из следующих характеристик: пролет более 100 м, заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров; наличие консоли длиной более 20 метров; наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета (в т.ч. мосты висячей, арочной, вантовой и комбинированной систем).



    1. В составе ФОТ отражаются все расходы по оплате труда рабочих-строителей и механизаторов. Подробный перечень расходов по оплате труда приведен в Приложении 7 к МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» [3].


Таблицы по применению коэффициентов к нормам накладных расходов при обычной и упрощенной системах налогообложения приведены в приложении №3 к настоящим Методическим рекомендациям.


  1. Определение сметной прибыли

    1. Сметная прибыль в локальной смете определяется от фонда оплаты труда (далее ФОТ) на основе нормативов сметной прибыли по видам строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ, применяемых при составлении локальных смет и указанных в МДС 81-25.2001 [5] и письмом Федерального Агентства по строительству и ЖКХ №АП-5536/06 от 18.11.2004 г. [6].




    1. При определении сметной стоимости работ по реконструкции сметная прибыль принимается в размерах, установленных для строительных работ.




    1. При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве с использованием сборников ГЭСН-2001, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,85, см. п.1 примечания к таблице прилож.3 МДС81-25.2001 [5, 6]. Указанный коэффициент не применяется при применении норм и расценок на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001), на монтажные работы (ГЭСНм-2001) и на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001).



    1. Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНп-2001 применяются с коэффициентом 0,9, см. п.2 примечания к таблице прилож.3 МДС81-25.2001 [5, 6]. 


При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве с использованием сборников ГЭСН-2001, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентами 0,9 и 0,85, поскольку они учитывают различные характеристики изменения сметной стоимости. Общий коэффициент определяется как результат умножения этих коэффициентов.  

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь­ному хозяйству письмом от 21.06.2004г. №АП-3185/06 [67] разъяснило, что в соответствии с письмом Госстроя России от 06.10.2003 №НЗ-6292/10 [64] при применении упрощенной системы налогообложения единый налог, введен­ный взамен исключаемых налогов, включается в расчет нормативов сметной прибыли.

Понижающий коэффициент 0,9 к нормативам сметной прибыли учитывает исключение из состава затрат сметной прибыли налогов на прибыль и иму­щество, а также включение затрат, связанных с оплатой единого налога по средней ставке (6% от дохода и 15% от дохода за минусом расхода).

В случае, если фактические затраты подрядных организаций по уплате единого налога по ставке 6% от дохода превышают величину сметной при­были, рассчитанную на основе нормативов, приведенных в «Методических указаниях по определению величины сметной прибыли в строительстве» МДС 81-25.2001 [5] с коэффициентом 0,9, рекомендуется применять индивидуаль­ную норму сметной прибыли с включением затрат по компенсации единого налога.


    1. При изготовлении в построечных условиях и на производственных базах строительных организаций изделий, материалов и полуфабрикатов в отпускной стоимости учитывается необходимая прибыль по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком (покупателем).


Таблицы по применению коэффициентов к нормам сметной прибыли при обычной и упрощенной системах налогообложения приведены в приложении №3 к настоящим Методическим рекомендациям.

  1. Составление объектных сметных расчетов (смет)


    1. Под объектом строительства следует понимать отдельно стоящее сооружение – мост, водопропускная труба, участок дороги со всеми относящимися к ним обустройствами, сетями, общеплощадочными работами (МДС 81-35.2004 п.3.11 [1]), т.е. в случае ремонта моста или строительства мостового перехода понятие «объект» совпадает с понятием «стройка».




    1. Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты.




    1. При проектировании сооружений, строительство которых осуществляется по очередям, составляются отдельно объектные сметы, относящиеся к очереди, сводные сметные расчеты стоимости строительства каждой очереди строительства и на полное развитие (сводка затрат).




    1. Объектные сметы рекомендуется составлять в текущем уровне цен по образцу, приведенному в приложении №2 к МДС81-35.2004 [1], на объекты в целом путем суммирования данных локальных смет с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости "строительных работ", "монтажных работ", "оборудования, мебели и инвентаря", "прочих затрат".




    1. С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:
    • на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных зданий и сооружений и другие затраты, включаемые в сметную стоимость строительно-монтажных работ и предусматриваемые в составе главы "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства, - в соответствующем проценте для каждого вида работ или затрат от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам;


    • часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, с учетом размера, согласованного заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.




    1. При расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. В этом случае объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений.




    1. В тех случаях, когда стоимость объекта определена по одной локальной смете, объектная смета не составляется. При этом роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и для объектных смет. При совпадении понятий объекта и стройки в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются также данные из локальных смет.




    1. Нумерация объектных смет производится следующим образом: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры - номеру строки в главе. Например: N 02-04.




    1. В объектных сметах итоговые цифры из локальных смет показываются в тысячах рублей (в текущем уровне цен) с округлением до двух знаков после запятой.




    1. В объектной смете построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1м объема, 1м площади зданий и сооружений, 1м протяженности дорог и т.п.



    1. За итогом объектной сметы справочно показываются возвратные суммы, которые являются итоговым результатом возвратных сумм, предусмотренных локальными сметами.





  1. Составление сводного сметного расчета стоимости строительства

    1. Сводные сметные расчеты стоимости строительства сооружений или их очередей, рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений.




    1. Сводный сметный расчет стоимости к проекту на строительство сооружения или его очереди рекомендуется составлять по образцу, приведенному в приложении №2 к МДС81-35.2004 [1].




    1. Сводный сметный расчет на строительство составляется с применением цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), см. абзац второй пункта 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" [8] и постановление Правительства РФ от 18.05.09 г. №427 [9]).




    1. В соответствии с п.42. постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" [8] раздел 9 "Смета на строительство" должен содержать документы, сведения и расчеты, указанные в пунктах 28 - 31. Согласно п.31. [8] Сводный сметный расчет стоимости строительства составляется с распределением средств по следующим главам:

подготовка территории строительства (глава 1);

основные объекты строительства (глава 2);

объекты подсобного и обслуживающего назначения (глава 3);


объекты энергетического хозяйства (глава 4);

объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5);

наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6);

благоустройство и озеленение территории (глава 7);

временные здания и сооружения (глава 8);

прочие работы и затраты (глава 9);

содержание службы заказчика. Строительный контроль (глава 10);

подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства (глава 11);

проектные и изыскательские работы (глава 12).
В случае отсутствия объектов, работ и затрат, предусматриваемых соответствующей главой сводного сметного расчета, эта глава пропускается без изменения номеров последующих глав.

В сводных сметных расчетах стоимости строительства или ремонта (сводках затрат) итоговые суммы из объектных смет показываются в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.


  1. Определение средств, включаемых в главу 1 «Подготовка территории строительства»

    1. В главу 1 «Подготовка территории строительства» включаются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. Полный перечень затрат приведен в п.4.78 и в приложении 6 МДС81-35.2004 [1].

К этим работам и затратам относятся:

      1. Средства на отвод земельного участка (изъятие его, предоставление и передачу в собственность или аренду, а также затраты по аренде земельного участка в период строительства) определяются расчетом на основании конкретных данных по соответствующей стройке (с документальным подтверждением).



      1. Средства на разбивку основных осей зданий и сооружений, перенос их в натуру и закрепление пунктами и знаками определяются расчетами на основании цен, устанавливаемых на изыскательские работы организациями (предприятиями), с использованием в качестве справочного материала Сборника цен на изыскательские работы и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета. 


Средства на выполнение строительных работ по закреплению в натуре пунктов и знаков включаются в графы 4 и 8 сводного сметного расчета.

      1. Стоимость работ по освобождению территории строительства от имеющихся на ней строений, т.е. по сносу (переносу и строительству взамен сносимого на другом месте) зданий и сооружений, по валке леса, корчевке пней, очистке от кустарника, уборке камней, вывозке промышленных отвалов (отработанные породы, шлак и т.п.), переносу и переустройству инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей определяется локальными и объектными сметными расчетами на основании проектных данных (объемов работ) и показывается отдельными строками в графах 4, 5 и 8 сводного сметного расчета. 

Аналогично определяется стоимость работ по снятию и хранению плодородного слоя почвы, если такие работы предусмотрены проектной документацией. 

      1. Средства на возмещение убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Порядок возмещения указанных убытков установлен "Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 262 от 7 мая 2003 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст.1843).

  1. Формирование стоимости строительства по главам 2-7 Сводного сметного расчёта