zapogi.ru 1

Серия «Библиотека учителя»


В. М. Мозговой
Уроки физической культуры 
в начальных классах

Пособие для учителя
 
специальных (коррекционных)
 
образовательных
учреждений VIII вида


От автора

      Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процесса и решает образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные и коррекционно-компенсаторные задачи.
      Уроки физической культуры — основная форма обучения, воспитания и развития учащихся. В процессе обучения физическим упражнениям дети с нарушениями интеллекта приучаются выполнять их в различных условиях: утром при проведении зарядки, на уроках письма, математики, ручного труда.
      С помощью основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, перелезание) у детей подготовительного и 1—4 классов формируются прикладные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.
      Однако разнообразие клинических форм интеллектуального недоразвития и двигательные нарушения требуют разработки специальных методов и приемов обучения. Чем раньше учитель поможет ребенку с нарушениями интеллекта включиться в активные двигательные действия, тем быстрее он сможет скорректировать имеющиеся у ребенка нарушения физического развития, предупредить появление новых сопутствующих дефектов и соматических заболеваний.

      Образовательный процесс в коррекционном учебном учреждении регламентируется специальным учебным планом, составленным на основе типового (базисного) плана и утвержденным государственными органами управления образованием. Количество часов в неделю должно соответствовать учебному плану.

      Уроки физической культуры в каждом классе проводятся учителем, имеющим высшее или среднее специальное физкультурное образование.
      Эффективность уроков физической культуры обусловливается их содержанием, организацией деятельности детей, методикой обучения упражнениям.
      В пособии нашли отражение следующие принципиально новые положения:
        уровень физического развития и двигательной подготовленности детей 1—4 классов;
        классификация физических упражнений, используемых на уроках только в начальной школе;
        система оценки успеваемости учащихся 1—4 классов на уроке физической культуры.
      При подготовке к уроку учитель может выбрать из пособия необходимый практический материал, определить цели и задачи, организовать учащихся различных клинических групп для реализации поставленных задач обучения.
      В процессе обучения у учащихся возрастает потребность в движениях, повышается физическая активность, увеличивается объем двигательных умений и навыков, что влечет за собой изменение в физическом развитии, улучшение работы всех функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной).
      Во всех классах, кроме подготовительного и 1, на уроки физкультуры отводится по 2 ч в неделю (табл. 1).
      Самостоятельная двигательная деятельность детей с нарушениями интеллекта находится под контролем воспитателя, учителя физкультуры, родителей и организуется ими.
      Содержание уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений и игр. Распределение разных видов упражнений и учебного времени по классам приведено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение видов упражнений 
и часов по классам

Класс


Виды упражнений, время

Всего

Гимнастика

Легкая атлетика

Подвижные игры

Лыжи (коньки, санки)

Занятия по выбору1




Подготовительный

12

10



8

4

34

1

12

8



8

6

34

2

20

16

18

10

4

68/4

3

20

16

18

10


4

68/6

4

20

18

16

10

4

68/8


1 Распределение носит условный характер, но считается выполнимым.






ЗАДАЧИ  УРОКОВ  ФИЗКУЛЬТУРЫ 
И  РЕАЛИЗАЦИЯ  ИХ  В  ПРОЦЕССЕ  ОБУЧЕНИЯ
      В коррекционной школе VIII вида используются различные формы занятий по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Но самым важным является урок физической культуры. Если в общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех частей, то в коррекционной — из четырех. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребенка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.
      Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.
      Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

      Воспитательные задачи достаточно трудоемки, поэтому иногда в своем рабочем плане-конспекте учитель не определяет их только потому, что не может быть обучения без воспитания и наоборот.

      Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя — подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.
      Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.
      Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми. В 3—4 классах следует практиковать выполнение упражнений в виде соревнований: «Кто лучше», «Кто точнее».
      Учитель должен серьезно подготовиться к уроку: познакомиться с учениками класса; узнать об уровне их физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальных особенностях; побывать на уроках математики, письма, ручного труда; проконсультироваться с классным руководителем и врачом школы.
      При планировании уроков учитель должен учитывать следующее:
        где будет проводиться урок: в зале или на улице;
        в каком состоянии находится предполагаемое место занятий;
        как обеспечен урок оборудованием и спортивным инвентарем;
        какое место в учебном расписании занимает данный урок;
        какова готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке;
        проявляют ли дети интерес к занятиям на уроке.

      Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая поддержка их выполнения обеспечат спокойное проведение урока.

      Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Учитель приводит учащихся в зал, помогает им приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и 1 классах это распоряжения), строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению.
      Строить детей следует таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического развития.
      Начиная со 2 класса построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или впереди. В зале он встает перед детьми и объясняет, как надо построиться.
      Место построения в зале можно обозначить для каждого ребенка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают свое место и учеников, которые стоят рядом.
      В подготовительном, 1 и 2 классах продолжительность вводной части урока 8—10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться в двигательную деятельность. В 3—4 классах продолжительность вводной части составляет 5—6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя ученики уже подготовлены.
      Подготовительная часть урока решает следующие задачи.

      1. Подготовить организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Начиная с 3 класса используются комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Вот почему в начальных классах подготовительная часть урока состоит преимущественно из общеразвивающих и коррекционных упражнений.

      2. Выбрать два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.
      3. Использовать только подготовительные физические упражнения как средство формирования определенного двигательного качества.
      4. Включить в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.
      Таким образом, в подготовительную часть урока вводится восемь—десять упражнений различного характера. Она может длиться 10—15 мин.
      В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера.
      При проведении основной части урока задача учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие каких-либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве), — в начале или в конце.
      В основной части урока можно проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча.
      Так как на уроках в начальных классах отводится большое место гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это обусловлено еще и тем, что у учащихся 1—4 классов значительно нарушена именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует кропотливой работы.
      В 3—4 классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки.
      Основная часть урока длится 20—25 мин и плавно переходит в заключительную часть.
      Заключительная часть урока решает две задачи.
      1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.

      2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.

      На уроке подводятся итоги, выставляется оценка в дневник и в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке. Уход детей из зала четко организован. Продолжительность заключительной части урока в подготовительном и 1 классах — до 7 мин, во 2—4 классах — 3—5 мин.
      Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учебного материала. Учителю необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.
      В практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида нужно выделить следующие типы уроков: вводные, на ознакомление с новым материалом, комбинированные (смешанные), уроки повторения пройденного и контрольно-зачетные.
УПРАВЛЕНИЕ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  УЧАЩИХСЯ  НА  УРОКЕ
      Учащиеся начальных классов не всегда готовы выполнять задания учителя. Большинство из них не понимают команд учителя, плохо подчиняются его требованиям, слабо ориентируются в пространстве.
      Необходимо помнить о том, что, для того чтобы класс был хорошо организован, детей с нарушениями интеллекта начиная с подготовительного класса надо учить всему: передвигаться к месту занятий; переодеваться; складывать одежду; раздавать товарищам мячи, скакалки, гимнастические палки; помогать убирать гимнастические скамейки, маты. Начиная со 2 класса детей учат сдавать рапорт, проводить расчет на «раз-два», по порядку.
      Урок должен начинаться строго по расписанию и своевременно заканчиваться. При построении учащихся в колонну по одному сам учитель является направляющим. Сигналом для построения служит свисток учителя или поднятая вверх правая рука. Можно строить детей в одну шеренгу. Тогда ориентирами для построения будет начерченная линия или разметка на полу для каждого ученика.

      В зависимости от темы и задач урока учащихся можно разделить на две подгруппы по уровню двигательных возможностей и уровню интеллекта. Если в классе 12 учеников, то деление на подгруппы необязательно.

      В подготовительном и 1 классах деление на подгруппы проводится для того, чтобы во время урока учитель мог помогать каждому ученику, сравнивать качество выполнения упражнений сильными и слабыми учащимися, контролировать их поведение, выбирать методы поощрения.
      Во время урока учитель оценивает действия не только каждого ученика, но и всей подгруппы, выбирает методы воздействия на ученика и подгруппу, дает возможность детям оценить действия своих товарищей в группе и в классе.
      Очень важно давать четкие задания, сочетать объяснение с показом и проверять, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они ее.
      Действия учащихся будут успешными, если учитель:
        хорошо знает возможности учащихся класса (физические, интеллектуальные);
        ведет Карточку здоровья каждого ученика;
        сам владеет физкультурной терминологией, приучает детей слушать эти слова-термины и постепенно вводит их в речь учащихся.
      Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами. Так, при проведении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений, выполняемых в движении и на месте, лучше пользоваться фронтальным способом.
      Фронтальный способ предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно. При этом хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за остальными.
      Поточный способ. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением вперед, с передачей предметов, с бросками и ловлей мяча, упражнения в равновесии. Этот способ используется в основном в 4 классе и в старших классах (в это время совершенствуются двигательные умения и навыки).

      Посменный способ организации учащихся заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек (или по два) одновременно. В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются группами по два-три ученика. Если они овладели навыками выполнения, то количество учащихся в группе можно увеличить, если не овладели — уменьшить.

      Этот способ можно представить и по-другому. Учитель делит учащихся на группы с учетом их возможностей. Например, три-четыре сильных ученика выполняют упражнение на гимнастической скамейке с обручами. После выполнения этого упражнения три-четыре более слабых ученика начинают упражнение с гимнастической палкой на полу, по начерченной линии.
      Круговой способ предполагает выполнение упражнений учащимися друг за другом. Например, ученики 4 класса сначала выполняют опорный прыжок, затем упражнения в равновесии и переходят к ходьбе по ориентирам. После этого порядок выполнения предложенных упражнений повторяется.
      На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания можно уделить учащимся с более слабой двигательной подготовкой.
ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА
      В специальной (коррекционной) школе VIII вида используется планирование: на год, на четверть, на урок. Планирование на год помогает распределить материал программы по всем четвертям и классам с учетом материальной базы, климатических условий, состава учащихся конкретного класса. В «Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1—4 классов» под ред. В. В. Воронковой (М.: Просвещение, 2007; программа «Физическое воспитание») представлено примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала по классам. На основе годового плана-графика учитель составляет план-график на четверть. В плане-графике на четверть можно расширить некоторые разделы программы, заменив одни виды упражнений, выполнить которые не позволяют климатические условия, на другие.

      Изучение каждого вида упражнений рассматривается как серия трех—шести и более уроков, так как учащиеся подготовительного и 1—2 классов быстро забывают разученные упражнения.

      На основе плана-графика на четверть учитель составляет план-конспект урока физкультуры.
      В ежедневном плане урока (конспекте) должны быть указаны цели и задачи урока, место проведения урока, оборудование, тема урока, методические указания. Ниже представлены образцы плана урока и примерный план-конспект урока по физической культуре.

План урока

      Дата проведения урока ____________
      Цели и задачи урока ______________
      Место проведения урока __________
      Оборудование ___________________
      Тема урока ______________________

Часть урока

Содержание урока

Сколько минут

Организационно-методические указания

Примечания

Вводная

 

 

 

 

Подготовительная

 

 

 

 

Основная

 

 

 

 


Заключительная