zapogi.ru 1




Guild of Master Craftsman Publications Ltd

Текст © Norma Gregory, 2003 © in the work GMC Publications Ltd

Все права защищено. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведе­на, заложена в активированную базу данных или продублировано для пересылки без получения предварительного письменного разрешения от издателя.

Фотографии на обложке и в разделе «Галерея»: Энтони Бэйли Фотографии на с. 5, 7, 8 и 10: Пол Ливен Схемы и иллюстрации: Норма Грегори

© Издательство APT-РОДНИК, издание на русском языке, 2010

125319 Москва, ул. Красноармейская, 25

Т./фокс: (499) 151 -2956: 151 -4521

125319 Москва, а/я 42


into@artrodnik.ru

www.artrodnik.ru

Отпечатано в Китае
ISBN 978-5-404-00079-5









Введение

М

не нередко приходилось сталкиваться с одной проблемой: людям, кото-
рые хотят украсить какой-то предмет вручную и не умеют рисовать, бы-


вает сложно найти эскизы. Чтобы помочь им, я выпустила свою первую книгу
«Pyrography Designs>, которая вышла в издательстве «GMC Publications»
в 1999 г. Книга была посвящена тем, кто занимается разными видами рукоде-
лия: она стала своеобразным бестселлером как но родине, так и за рубежом.


В настоящем издании я подобрала новые эскизы, которые можно исполь-

зовать по отдельности или в сочетании друг с другом; так, объединив моти-

вы цветочных бутонов, листьев или лепестков из разных эскизов, вы легко
создадите собственный уникальный рисунок.

Данные эскизы можно использовать для миниатюр; для этого их нужно бу-
дет немного уменьшить (см. с. 16). Большинство эскизов подходят для любых
видов рукоделия: ими можно украсить поздравительные открытки, книжные
закладки, шкатулки, декоративные таблички и другие изделия, которые вы ре-
шите сделать собственными руками. Если вы будете расписывать шкатулки,
помните, что у них есть не только крышка, но и передняя и боковые стенки!


Зачастую эскизы представляют изображение лишь в виде контуров.
Штриховки на них нет, хотя она необходима, чтобы придать рисунку объем
и реалистичность. В своей книге я привожу эскизы со штриховкой; вы може-
те изменять ее по собственному желанию, в зависимости от то-
го, каким представляете себе готовое изделие.


Рисунок можно сделать цветным, однако будьте внима-

тельны при выборе красок - он должен соответствовав
типу изделия, дня которого краска будет применяться.
Тщательно подбирайте цветовую палитру, стараясь
придерживаться естественных спокойных оттенков.


И наконец, самсе главное - наслаждайтесь творче-
ским процессом! Надеюсь, что мои эскизы послужат для
вое источником вдохновения. Возможно, вам захочется


ознакомиться и с моей первой книгой: в ней есть разделы
с эскизами, посвященными морским обитателям, грибам,
цветам, животным и птицам, а также дизайну шкатулок.



т

Глава



«шї

Ш#

Как

использовать

эскизы
5*


« #••$» * -?' ‘.

*•;* * '■а.А . • *>#. 4# f** **•

щ

I

шк.

«та






Графический дизайн и пирография

Подбор эскизов

Ниже приводятся рекомендации, с помощью которых вы сможете максимально использовать возможности эски­зов из каталога на с. 24-107.


Следите за тем, чтобы эскиз вписывался в формат ва­шей работы. Не оставляйте слишком много пустого ме­ста, иначе рисунок будет смотреться хуже.

Пример несбалансиро­ванной композиции. Эскиз расположен близ ко к верхнему краю.

Выигрышное расположение эскиза; формат открытки использован более удачно.

Обращайте внимание на перспективу. Чем дальше расположен объект, ~ем меньше он кажется, поэтому будьте внимательны при сочетании нескольких эскизов: предметы на заднем плане не должны выглядеть слиш­ком крупными.

Улей на эскизе вы­глядит непропор­ционально большим по сравнению с во­ротами. Он дол­жен быть меньше, так как располо­жен дальше.

Улей меньшего раз­мера лучше вписы­вается в компози­цию эскиза, так как подчиняется законам перспек­тивы.



Отметьте для себя источник света. Если свет падает, слева, тени будут справа, и наоборот.



Масло па деревянной доске


  • Помните, что игра света и тени придает изображе­нию объем, реалистичность и динамичность, делает его более естественным.
  • Эскизы в книге нарисованы так, чтобы вам было лег­ко их трансформировать. Например, цветы нарисованы с короткими стебельками, которые, при необходимос­ти, можно самостоятельно удлинить, чтобы весь эскиз лучше вписался в общую композицию.


  • Если вы используете эскизы с изображениями живот­ных и птиц, лучше рисовать их не сплошной, а прерыви­стой пинией - так рисунок будет выглядеть более естественным.

Практически все рисунки сочетаются друг с другом. Все зависит от вашего воображения. Вы можете взять один или два мотива из понравившегося эскиза и создать свой собственный, можете объединить два эскиза или скомбинировать несколько небольших элементов.

Чтобы выполнить эскиз из разрозненных элементов, выберите детали, которые собираетесь использовать, и перенесите их но отдельные кусочки кальки, размер которых должен быть немного больше, нем размер самих деталей. Затем разложите кальку с деталями на листе бе­лой бумаги и попробуйте собрать целое изображение, перемещая отдельные фрагменты. Таким образом вы сможете создать красивую, выверенную композицию.


Как использовать эскизы

Получив удовлетворительный ре-
зультат, возьмите бумажный скотч
и прикрепите кусочки кальки к бе-
лому листу.


Создание нового изображения из
отдельных элементов напоминает


сборку пазла.




13

Графический дизайн и пирография



Для создания композиции на предыдущей
странице были использованы эскизы со с. 68,
в том тиле ветка с сережками
(I).


К этому эскизу были добавлены закрытый и распус­тившийся бутоны нарцисса (2) и (3), как показано ниже, а затем вид цветка спереди (4), частично рас­пустившийся бутон (5J и листья (6) и (7) они раз­мещены позади общей группы. При использовании подобных эскизов не забывайте удлинять стебли цветков.

(2)

К этой композиции можно добавить также моти­вы подснежников, гиацинтов или других первоцве­тов. Дайте волю своему воображению и получайте удовольствие от создания новых композиций.


Копирование эскизов

Инструменты и материалы

Калька (формат А4)

Карандаш ТМ Линейка Бумажный скотч Нож для заточки карандашей Копировальная бумага фабрично­го или домашнего изготовления [инструкции по изготовлению копировальной бумаги вы най­дете на с. 16)


Как использовать эскизы

1Ы—'



Инструменты и материалы, необходимые для копирования эскизов

Техника


  1. Поместите кальку поверх вы­бранного эскиза. Закрепите ее с помощью бумажного скотча, что­бы она не скользила.

  2. С помощью остро заточенного карандаша аккуратно обведите контуры эскиза. Перенесите все элементы изображения, включая глаза, прожилки на листьях, кирпич­ную кладку и т.д.

  3. Прежде чем снять кальку, удали­те один или несколько кусочков скотча и немного сместите лист кальки, чтобы убедиться, что вы пе­ренесли все элементы эскиза.



Как обводить контуры эскиза

,5


Как использовать эскизы

f?

Перенос эскизов

Инструменты и материалы

Лист кальки с эскизом Карандаш

Копировальная бумага фабричного или домашнего изготовления Предмет, на который переносится эскиз

Техники


  1. Если вы работаете с бумагой или картоном, убеди­тесь, что их поверхность чистая и без жирных пятен. Ес­ли вы выбираете дерево, следите за тем, чтобы его поверхность была гладко отшлифована, а пыль от шли­фовки тщательно удалена.

  2. Положите на поверхность, с которой собираетесь ра­ботать, копировальную бумагу красящей стороной вниз.

  3. Поместите кальку с эскизом поверх нее, прикрепите копирку и кальку к поверхности предмета с помощью бу­мажного скотча.

  4. Тщательно обведите контуры эскиза с помощью остро заточенного карандаша. Периодически проверяйте, ос­тается ли рисунок на поверхности. Если его не видно, вам нужно либо еще плотнее заштриховать поверхность самодельной копирки, либо сильнее нажимать но каран­даш, обводя контуры.

Типы дерева для пирографии

Твердые породы дерева - платан, береза, бук, липа и граб лучше всего подходят для пирографии. Доски из платана и бука можно купить в специализированных ма­газинах; благодаря светлому тону дерева выжженные узоры будут смотреться очень эффектно. Кроме того, на таких досках виден красивый рисунок древесины, ко­торый можно удачно обыграть в узоре.

Качественная фанера из березы - достойная заме­на дорогостоящих твердых пород дерева; ее можно ку­пить в магазинах строительных товаров. У нее гладкая бежево-кремовая поверхность с не менее красивым рисунком, на которую прекрасно ложатся выжженные узоры. В магазине могут продаваться остатки такой фа­неры по более низкой цене. Не покупайте дешевую фа­неру низкого качества: она темнее и имеет грубую поверхность.

Шпон также подходит для пирографии, если он за­креплен на прочном основании, например, на древес­но-волокнистой плите средней плотности (MDF). Шпон светлых оттенков предпочтительнее темного. MDF стоит недорого и есть во всех магазинах строительных това­ров. В целом более светлые и гладкие деревянные поверхности подходят для пирографии боль­ше, чем грубые и темные, - например из дуба или красного дерево.


Дерево u деревянные предметы, подхо­дящие для пирографии



Совет: MDF не наносит вреда человечес­кому организму, однако при ее обработ­ке, как и при выжигании по дереву, следует надевать маску, чтобы не вды­хать древесную пыль.




Графический дизайн и пирография

Добавление цвета

Цвет может сделать ваши рисунки гораздо более при­влекательными, однако здесь важно правильно подо­брать краски, в зависимости от того, какое изделие вы собираетесь расписывать и где оно будет впоследствии использоваться.

Дерево можно расписать акварелью, а затем по­крыть прозрачным лаком. Такой метод подойдет для из­делий, которые будут использоваться в помещении. Если же им предстоит находиться на улице, лучше выбрать ак­риловые краски, так как они более устойчивы к влаге и действию солнечных лучей. Для бумаги и картона я ре­комендую акварель. Вы можете использовать также цветные чернила или карандаши. Выбор за вами, одна­ко помните. что цвет должен подчеркнуть красоту ваше­го изделия.

Какие бы краски вы ни выбрали, вам необходимо знать, как ими пользоваться и как смешивать их друг с другом, чтобы расширить основную палитру.


Инструменты и материалы

Краски, соответствующие типу изделия Кисти разных размеров:

кисти дня акриловых красок кисти для акварели Емкость для воды

Старая тарелка или блюдце для смешивания красок Специальная бумажная невысыхающая палитра для акриловых красок

Краски и инструменты, необходимые для раскрашивания выжженных узоров




Как использовать эскизы

Смешивание красок

Из приведенных ниже основных цветов можно получить широкий спектр оттенков:

Ализарин малиновый
Ультрамарин
Вермильон
Умбру


Кадмий желтый светлый
Серую Пейна
Китайские белила




Внутренний круг Основные цвета

Внешний круг Производные цвета

Простой цветовой круг с основными и производными цветами

19

. *







Графический дизайн и пирография

Производные цвета

Умбра и ультра­марин

Умбра, ультрама­рин и немного кадмия желтого светлого

Умбра и кадмий

желтый светлый

Серая Пейна и кадмий жел­тый светлый

Серая Пейна и ализарин мали­новый

Серая Пейна и ализарин мали­новый с преобла­данием се/юго


Как использовать эскизы

ґЬі

4*1

Техника смешивания цветов

Вы можете расширить свою цветовую палитру, смеши­вая основные цвета. При этом необходимо тщательно контролировать количество той краски, которую вы до­бавляете. Ниже приведен пример с использованием уль­трамарина и кадмия желтого светлого.

  1. Не промывая кисть, наберите на нее небольшое ко­личество ультрамарина и смешайте с желтым. Когда краски полностью смешаются, нарисуйте рядом с жел­тым квадратом следующий, оставив между ними неболь­шой промежуток.


  1. Нанесите на палитру небольшое количество кадмия желтого светлого; оно не должно быть слишком малень­ким, чтобы при смешивании получился спектр оттенков зеленого. Возьмите немного краски из этого мазка и на­рисуйте желтый квадрат.

  1. Повторяйте шаг 2 снова и снова, добавляя неболь­шое количество ультрамарина в желтый. Желтый цвет будет постепенно превращаться в зеленый. После каж­дого добавления ультрамарина рисуйте квадрат-обра­зец нового оттенка.

На несение краски

Не раскрашивайте рисунок до тех пор, поко не убеди­тесь, что полностью его закончили. Смешайте необхо­димые краски и разбавьте их водой так, чтобы они стали почти прозрачными.

Используя кисть № 2 или № 4, распишите выбран­ный участок. Если цвет выглядит слишком бледным, до­бавьте больше краски в предварительно разбавленный оттенок и покройте этот участок еще раз более насы­щенным цветом. Всегда лучше начинать с бледного от­

тенка, так как плотный слой краски делает рисунок без­жизненным.

Какую бы краску вы ни использовали, помните, что она должна подчеркивать и дополнять рисунок, а не за­тмевать его.

Экспериментируйте с сочетаниями основных цве­тов, следя за тем, какие краски смешиваете. Для этого вы можете использовать квадраты-образцы, как пока­зано ниже.
21





Глава

п

Эскизы


Графический дизайн и пирография



24


Кошка на мостовой

Эскизы

X

V ІГ*? Г '

... * |

чу



25





Эскизы




* I




27


Графический дизайн и пирография




Эскизы



29


Графический дизайн и пирография





зо




Эскизы

*

** - *

і Щ

\

31


Графический дизайн и пирография



32


Эскизы



Графический дизайн и пирография



34


Эскизы

*

35





л*

Эскизы * А»



Бабочка сенница обыкновенная