zapogi.ru 1




ПРОГРАММА

по развитию творческого мышления учащихся 3, 5 классов


Составитель: практический психолог специализированной средней школы №30
Комаристая О.И.

Херсон - 2001
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления
протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Необходимо
отмстить недостаток внимания к развивающим функциям обучения в школе. Ориентация на формирование в большей мере эмпирического репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из завтрашних специалистов, знающих школьную программу, не в состоянии
использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются в основном на свою память, затрудняются при ответах на проблемные вопросы даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к
обобщению, творческому анализу.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследование последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной так и нестандартной ситуации. Это, в свою очередь, привело к разработке новых дидактических подходов в обучении школьников - не к простому накоплению суммы знаний, целенаправленному усвоению (в условиях применения эвристически ориентированных методов обучения) систем, понятие, закономерности, обобщенных структур, позволяющих глубже осознавать суть конкретного учебного предмета и на этой основе овладевать общими приемами решения самых разнообразных задач.


Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, таких как уровень развития творческих способностей учащих зависит от содержания и методов обучения в школе. Развитие творческих способностей школьников не может быть без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдение за работой учителей и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используется репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мысленные деятельности. По данным некоторых исследователей , лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержит элементы неизвестности, противоречие, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно, ведь их этому не учили. Между тем еще А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.

Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся.

Поверьте: у КАЖДОГО ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения. Данная программа предназначена для развития творческих способностей учащихся 3, 5х классов. Проводить занятия могут как учителя, так и психологи. Удачи!

Первое занятие. Разминка
Цель:
учить выполнять задания за ограниченное время, высказывать свою точку зрения, свободно оперировать словарным запасом, решать логические задачи, моделировать ситуации, работать в группе.
Задание
1

За 1 минуту постарайтесь назвать 10 противоположных по значению слов:

белый - черный большой - маленький

бледный - яркий полезный - вредный

богатый - бедный мокрый - сухой

веселый - грустный честный - лживый

старый - молодой узкий - широкий
Задание
2

Решите задачу как можно скорее. Если в 12 часов ночи шел проливной холодный дождь. Можно ли утверждать, что через 72 часа будет ясная, солнечная погода?

Через 72 часа будет 12 часов ночи, поэтому солнца быть не может.
Задание
3

Как можно быстрее ответьте на вопросы:

* СКОЛЬКО: дней в неделе, из них выходных? 7,2


  1. пальцев на левой ноге? 5

  2. задних и передних лап у утки? 2

  3. времен года, зимних месяцев? 4,3

  4. месяцев в году, кроме летних? 9

  5. гномов у Белоснежки? 7

  6. глаз и бровей у человека? 2,2

  7. букв в названии нашей страны? 7

  8. букв в названии птицы белобоки? 6

  9. углов у стола, а если один отпилили, то сколько осталось? 4,5


Задание
4

В вашем распоряжении четыре двойки, пользуясь любой их комбинацией и любыми математическими знаками составьте выражение, чтобы в. ответе получилось 111.

222: 2 = 111
Игра «Не может быть»

Любой из участников группы называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай, остальные оценивают его идею словами «бывает» или «не бывает» в зависимости от ее реальности. Выигрывает тот, кто придумает 5 таких сюжетов, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает».



Второе занятие
Цель: развивать творческое мышление, воображение, учить находить взаимосвязь между предметами и явлениями, работать в группе.
Задание 1

Ответьте быстро на вопросы: Кто это? Что это?

* Что образуется на железе от воды? ржавчина

* Пришла без красок и перекрасила все листья? осень + Время года, когда просыпается природа? весна

Баранка, которую нельзя съесть? ноль

Новогоднее дерево? ель, сосна

* Поздняя осень - ...весна? ранняя

Его оторвали у Варвары на базаре? нос


  1. Всегда во рту, а не проглотишь? язык & Он живет в проводах? ток

  2. Если у человека ее нет, знайте перед вами приведение? тень


Задание 3

В свободные 12 клеточек впишите числа от 1 до 12 с таким расчетом, чтобы в результате арифметических действий получить заданные числа.




Игра «Антивремя»

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например, «Театр», «Магазин», «Дипломат», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом - наперед» - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.
Игра «Что было бы, если бы»

Кто- нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, адругие должны найти наиболее возможные решения. Например:

  1. «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на земле».
  2. «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа потеряли бы свой вес, то...»


- «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»
Третье занятие
Цель: развивать творческое мышление, воображение, слуховую память, переключаемость внимания, учить работать быстро, доказывать свою точку зрения.
Задание 1

Подбери слова, противоположные по значению:

свежий хлеб - черствый хлеб

свежий ветер - теплый ветер

свежая рубашка - грязная рубашка

черная ткань - белая ткань

черная работа - чистая работа

черные мысли - хорошие мысли
Задание 2

В вашем распоряжении пять двоек и любые математические знаки. Составьте выражения, комбинируя числа по вашему желанию так, чтобы в ответе получилось 11, 28, 52, 176.

(22 + 2-2): 2=11

22 + 2+ 2 + 2 + 2 = 28

(22 + 2 + 2> 2 = 52

22 * 2 * 2- 2 = 176

Четвертое занятие
Цель: развивать творческое мышление, память, быстроту реакции, внимания, учить анализировать ситуации, находить логическую зависимость в ряду чисел.
Занятие 1

Воспринимая, на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждая из них?

  1. Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. Телефон

  2. Это маленькие кони, а зовут их просто... Пони

  3. Этот сказочный герой любил кататься на печи. Емеля

  4. Во что превращается вода при отрицательной температуре? Лед

* Если слово надо исправить, то в нем допустили ... Ошибка Любимое лакомство мышки Сыр

* Игра в мячик с ракетками. Теннис

* Пчелиная стая называется... Рой


* Страшная, зубастая морская хищница. Акула

* Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка. Ноты

* Ад - дьявол, рай - .. .Ангел

* Сушенный виноград. Изюм


  1. Так называют дырку и в зубе и в дереве. Дупло

  2. Какое числительное приказывает? Три

  3. Что такое салочки? Игра

Тепло - существительное и наречие

Страна - существительное

Идти - глагол
Задание 2

Поймите закономерность и найдите недостающее число в каждом столбике. 4

4 8 6 9 4 1

6 2 4 6 6 2

8 6 ? 7 1 9 ? 4

(полусумма чисел в каждой строке) (сумма вех чисел в строке 14),
Задание З

Найдите общее название каждой паре слов. Подбирайте более точное определение.

Например: шкаф, стол — мебель.

дуб, береза Киев, Харьков

сосна, ель Чикаго, Вашингтон

вторник, четверг Днепр, Ингулец

суббота, воскресенье -... Николаев, Одесса

Франция, Италия -... малина, крыжовник -...

огурец, тыква -... Шекспир, Толстой

кобра, гадюка -... Шевченко, Лермонтов

репа, озеро Коцюбинский, Котляревский

они, это -
Игра «Перевоплощение»

Участники удобно располагаются. Один из них получает указания от ведущего или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее будущем и прошлом.

Закончив рассказ, участник дает задание «соседу» для продолжения игры, а остальные участники угадывают, кем был их друг в своем воображении.

Пятое занятие
Цель: развивать творческое мышление, воображение, умение держать в памяти цепь событий, учить работать в группе, высказывать свое мнение и аргументировать его.


Задание 1







Вставьте гласные буквы на пропущенное место, чтобы получилось слово.

М-К - МУКА

ГР-З-ГРОЗА

П-РК-Т ПАРКЕТ

М--К МАЯК

Г-Л-СГОЛОС

3 - л - Т - ЗОЛОТО

Л-Т- ЛЕТО

- К Л- ДОКЛАД

П - Г - Л - ПУГАЛО

Л-Т- ЛОТО

3-М-КЗАМОК

П-Л-Л-ПИЛЮЛЯ

- Б - X ОБУХ

ДР-М-ДРАМА

Р-Д-Н-РОДИНА

- К Р - ИКРА

Ц-Г-Н ЦЫГАН

С Т - К - Н СТАКАН

Б-Р- БЮРО

- РГ-Н ОРГАН

Т-Р Б-Н-ТЮРБАН

Д-Л- ДЕЛО . .

Л-М-НЛИМОН

Ф-Н-РЬ ФОНАРЬ

Д-Л- ДУЛО

М-З-К-МУЗЫКА





Задание 2







В квартирах №1, 2,3 жили три друга - Митя, Тима, Саша. Известно, что Митя не жил ни в квартире №1, ни в квартире №2, а Тима жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый из них?

В квартире №1 .жил Саша, в квартире №2 Тима, в квартире №3 Митя.
Задание 3

Реши задачу.

Врач прописал больному 5 таблеток, объяснив, что принимать их надо с интервалом в 20 минут. На какое время хватит таблеток? На 80 минут.
Игра «Чудеса техники»

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта - осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и "«находит"» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из руки з руку, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, предлагает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники. Кто-то «пришивает» несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш. Участники угадывают, кто что делает.
Шестое занятие
Цель: развивать творческое мышление, воображение, учить планировать свои действия, достигать намеченной цели, работать в группе.
Задание 1

Преврати одно слово в другое за 5 этапов, изменяя в каждом только 1 букву. Буквы нельзя переставлять местами, подбирать слова можно только из слов русского языка.
Задание 2

Реши задачу.


Сверху по кромке круглого торта положили 8 вишен на равном расстоянии друг от друга. Торт разрезали по линиям, соединяющим противоположные пары ягод. Сколько всего получилось кусочков торта? Попытайся сообразить, не зарисовывая схему в тетрадь. Торт разрезали на 8 кусков.
Задание 3

В каком порядке и как должны разместиться эти трое мальчиков, чтобы цифры на их одежде сложили число, какое делится на 7 без остатка?



Задание 4

Напишите за одну минуту 20 слов, оканчивающихся на -ль. Количество букв в словах не ограничено.

Возможные слова: акварель, бандероль, ваниль, вермишель, водоросль, газель, дизель, дуэль, заросль, кадриль, капель, канитель, мебель, панель, рояль, свирель, фасоль, цитадель шинель, и другие.
Игра «Групповая картина»

Все участники рассаживаются вкруг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе написанную картину. Он начинает детально описывать часть (елемент) картины, а все пытаются себе увидеть на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже "написанное" новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания должны быть достаточно подробными, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное • взаиморасположение предметов. Окончание работы объявляется участникам, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.
Седьмое занятие
Цель: развивать творческое мышление, воображение, быстроту реакции, учить переключать внимание, обобщать, классифицировать, работать совместно с другими ребятами.
Задание 1

Быстро ответьте на вопросы.


  1. Часы показывают без пятнадцати минут двенадцать. Меняем часовую и минутную стрелку местами - который час? 9 часов.

  2. Какое число было восемь дней назад? в зависимости от сегодняшнего.

  3. Роман Ильфа и Петрова «... стульев» 12.

  4. Наименьшее двузначное число. 10.

  5. Какое число будет в следующую субботу? думайте сами.

  6. Третья цифра года начала Второй мировой войны...3.

  7. Какое число является последним днем года? 31 декабря.

  8. Какая по счету в русском алфавите буква Е? 7.

  9. За сколькими зайцами не стоит гнаться? за двумя.

  1. Порядковый номер января в своем сезоне? второй.

  2. Какая нога собаке ни к чему? пятая.

  3. Какая по счету буква «Р» во втором месяце весны? третья.

  4. Какие римские цифры состоят из двух палочек? II, X, V.

  5. Название этого месяца заканчивается на "Т", какой он по счету в году? март - третий, август восьмой.

  6. Какова сумма трех первых цифр в этом году? 2(2001).


Задание 2

Объедините слова в пары и объясните принцип подбора:

  1. БАРАН, КОРОВА, ОВЦА, ЛОШАДЬ, СВИНЬЯ, КАБАН, БЫК, КОНЬ.

  2. ЖЕРЕБЕНОК, КОРОВА, ЩЕНОК, ОВЦА, ТЕЛЕНОК, ЯГНЕНОК, ЛОШАДЬ, СОБАКА.

  3. БЕГЕМОТ, ЗАЯЦ, КРОКОДИЛ, ПИТОН, РУСАК, УДАВ, ГИППОПОТАМ, АЛЛИГАТОР.