zapogi.ru 1


Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет—УПИ»
Кафедра «Физической культуры и спорта»
Реферат

По темам:

«Определение места и значения понятия психофизической культуры в общей системе развития человека»,

«Техника безопасности при занятиях игровыми видами спорта»


Выполнил:

студент гр. М-44051 Суриков Е.К.

Проверил:

доцент, К.Т.Н. Гардиевская В.Е.

Екатеринбург,2008

Содержание


    1. Введение………………………………………………………………….3

    2. Психофизическая регуляция органзма…………………………………4

    3. Критерии эффективности использования здорового образа жизни….6

    4. Самопознание как основа саморазвития……………………………….7

    5. Самовоспитание как культура саморазвития…………………………..9

2.1 Введение……………………………………………………………...11

2.2 Безопасность на уроках баскетбола………………………………...12

2.3 Безопасность при занятиях волейболом……………………………14

2.4 Безопасность при занятиях гандболом…………………………......15

3.1 Список литературы………………………………………………..17


1.1 Введение

Жизнь человека зависит от состояния здоровья и степени его психофизического потенциала. Человечество, каждый индивид в отдельности стремились и стремятся не только к большей продолжительности жизни, но и к более богатому, качественному ее содержанию. Важнейшим условием самореализации человека во всех сферах деятельности является уровень его психологической организации. Все стороны жизни человека – производственная, духовная, бытовая, проведение досуга, получения образования – в конечном счете, определяется уровнем здоровья.

Здоровье неоднозначное понятие, не выражаемое кратко и однозначно. Здоровье определяется психическим и физическим состоянием человека.

Физическое здоровье - это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы организма.

Психическое здоровье - способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления.

Физическое и психологическое здоровье человека тесно взаимосвязаны. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека – это система составляющие которого тесно связаны и влияют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние взаимодействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.

Поэтому уровень развития психофизической культуры имеет важное значение в жизни людей.

1.2 Психофизическая регуляция организма

Субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, яв­лений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей. Отрицательные эмоции приводят к появлению в крови ацетилхолина, вызывающего сужение венеч­ных артерий сердца. Избавиться от чрезмерных волнений, преодо­леть отрицательные эмоции можно, переключая внимание на другой предмет или вид деятельности. Чем больше значит для вас какое-ли­бо событие, тем сильнее реакция на него и, следовательно, ниже по­рог ранимости по отношению к нему. Поэтому привычка трезво оце­нивать вещи полезна для здоровья человека.

Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса (напряжения). Его могут вызвать неурядицы в се­мье, общежитии, обида, тоска, неустроенность в жизни, подавлен­ный гнев, незаслуженное оскорбление, сильный страх, дефицит вре­мени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя приспособиться. Но не всякий стресс вреден. Существует эустресс — «хороший» стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым условиям. «Плохой» стресс — дистресс является главной при­чиной возникновения неврозов. Многое зависит и от того, как стресс-факторы воспринимаются личностью. Решающую роль здесь играют индивидуальные особенности человека: характер его реаги­рования, функциональное состояние, настроение, утомление, осо­бенности деятельности в настоящий момент.


Анализ данных о возникновении и течении заболеваний, связан­ных со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие поисковой активности, направленной на изменение возникшей ситуации. В преодолении стресса можно выделить два подхода. Порочный, когда отсутствие усилий (физических, умствен­ных, усилий по переделке самого себя, поиска) повышает стрессогенность жизни и уменьшает возможность справиться со стрессом. Дей­ственный, когда готовность к усилиям снижает вероятность стресса, а развиваемая активность по его преодолению не только меняет нуж­ным образом действительность, но и смягчает стресс, если он все же «пробился». Отрицательное воздействие стресса усиливается, если человек больше сосредоточен на оценке того, что случилось и чем это грозит, чем на вопросе: что можно сделать?

Выделяющиеся при стрессе «аварийные вещества» — адреналин и норадреналин ходом эволюции предназначены для повышенной физической активности. А так как в подавляющем большинстве слу­чаев необходимости в этом нет, то в ответ на опустошение их запасов организм вновь начинает усиленно продуцировать эти вещества. Под их влиянием могут поражаться внутренние органы: развивают­ся гипертония, язва желудка, депрессия и т.д. Часто также наблюда­ется явление, когда человек хорошо справляется с очень серьезной неприятностью, а через день-два вдруг происходит срыв.

Предотвращение таких срывов обеспечивает регулярная нечрез­мерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действи­ем, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы фи­зические упражнения доставляли наслаждение, а не были горьким лекарством. Существуют и другие эффективные методы снятия на­пряжения.

Одним из доступных каждому способом регулирования психичес­кого состояния является психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом, длительном и глубоком расслаблении мышц; система образования и закрепления полезных условных ре­флексов; упражнения в целенаправленном воспроизведении следов эмоционально окрашенных ситуаций. Мышечная деятельность свя­зана с эмоциональной сферой. Человек, который чем-то огорчен, расстроен, взволнован, выглядит напряженно, его выдает «окаменев­шее» лицо, «сдавленный» голос, стесненное дыхание, «нервная дрожь», «оцепенение». Все это выражает напряжение мышц при от­рицательных эмоциях. Расслабление мышц служит внешним показа­телем положительных эмоций, состояния общего покоя, уравнове­шенности, удовлетворенности. Мы расслабляем мышцы, часто сами того не замечая, для углубления отдыха, ускорения засыпания. Но су­ществует и обратная связь: мышцы — нервная система. Всем извес­тно тонизирующее действие утренней гимнастики; классические опыты И.М. Сеченова показывают, что утомление быстрее проходит не при пассивном отдыхе, а под влиянием физических упражнений.


Отсюда понятно, что в аутогенной тренировке расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение:

1) как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность;

2) как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для переходного состояния от бодрствования ко сну.

Обратим внимание еще на одну сторону тренировки саморас­слабления. Произвольная релаксация мышц на протяжении некото­рого времени согласно методике занятий сменяется их волевым на­пряжением. В утренние и дневные часы сеанс аутотренинга заканчивается энергичными движениями, чтобы снять с себя дре­мотное состояние. Систематическое чередование процессов «рас­слабление — напряжение» есть не что иное, как использование фи­зиологических механизмов для тренировки подвижности основных нервных процессов: торможения и возбуждения. Такая тренировка имеет самостоятельное лечебное, профилактическое и гигиеничес­кое значение, особенно для людей с инертностью (малоподвижнос­тью) основных нервных процессов, т.е. для лиц с заторможенной инициативой, нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям.

Некоторые люди неоправданно отождествляют приемы психичес­кого самовоздействия — самовнушения и самоубеждения. В то же время приемы аутотренинга основаны лишь на самоубеждении, которое делает человеческую личность сильнее, выше, активизирует ее.

Самовнушение возникает непроизвольно и подкрепляется отри­цательными эмоциями; ощущения при этом, как правило, носят не­приятный, болезненный характер и неуправляемы. При самоубеж­дении ощущения могут быть как приятными, так и неприятными, но во всех случаях они регулируются волевым усилием.

Аутогенная тренировка почти не имеет противопоказаний. Для достижения положительных результатов необходимо заниматься ак­тивно, настойчиво и последовательно, не теряя терпения.

Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Эта система упражнений отличается меньшим объемом. Применяется как утром для создания уравновешенной психофизио­логической настройки на предстоящий день, так и вечером, перед сном. Аутотренинг используется и в целях профессионально-приклад­ной подготовки (как метод производственной гигиены) — аутогенные 10—15-минутные паузы на производстве в специально приспособ­ленных помещениях.


Модификации аутогенной тренировки применимы и в узкоспеци­альном направлении летчиками, парашютистами, космонавтами, мо­ряками и представителями других так называемых «стрессовых» про­фессий. С ее помощью можно повысить скорость ответной реакции на звуковые раздражители в среднем на 50%, улучшить способность к концентрации внимания в среднем на 60%, увеличить объем зритель­ной памяти на 60%. Можно научиться засыпать в необычной обста­новке и просыпаться в заданное время.

1.3 Критерии эффективности использования здорового образа жизни

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энер­гии, подтянутости, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекатель­ности, оптимистичном настрое, умении обеспечить свой полноцен­ный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обна­руживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувст­вии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно пе­реносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настой­чивости в достижении поставленной цели, решительности), уверен­ности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохонд­рии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процес­сов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полно­ценное восстановление после физической и умственной деятельнос­ти; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; улучшение состояния сердечно-со­судистой системы в целом, в том числе увеличение ударного и минут­ного объема сердца; улучшение состояния дыхательной системы, в том числе максимального потребления кислорода, возрастание по­рога анаэробного обмена; улучшение работы пищеварительной систе­мы; повышение устойчивости костной ткани; усиление половой по­тенции, благополучное течение беременности и родов; нормализацию весоростового соотношения; хорошую осанку и легкость походки.


Содержание приведенных критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

Таблица 1 Критерии здорового образа жизни

Критерий

Содержательные характеристики

Организационный

Стратегический способ организации жизнедеятельности, це­лостное восприятие жизни

Гигиенический

Рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены

Коммуникативно-деятельностный

Широкая палитра различных видов деятельности, успешность в учебной деятельности, способность к продуктивному обще­нию, установлению глубоких межличностных взаимоотноше­ний, регулярная оздоровительная деятельность, наличие по­исковой активности, творческие способности Адаптационно- Гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, способность быстро приспосабливаться к меняющейся социальной ситуации, гибкость в поведении, конгру­энтность

Культурно-эстетический

Широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде

Ценностно-мотивационный

Приоритет духовных ценностей, уважение человеческой личности, ответственное отношение к среде обитания, наличие валеологического идеала, устойчивая мотивация саморазвития и здравотворчества

Эмоционально-волевой

Эмоционально-психологическая устойчивость, преодоление жизненных трудностей на эмоционально-положительном фоне, внутренний «локус контроля», спонтанность, развитая са­морегуляция


Индивидуально-личностный

Достаточный уровень самопринятия и самоуважения, способность ценить и сохранять уникальность своей личности; сензитивность к самому себе, стремление к творческой самореа­лизации



1.4Самопознание как основа саморазвития

Самосовершенствование через самопознание является важнейшим путем формирования себя как личности, развития своей культуры, приобретение знаний и навыков. Выявлены наиболее типичные мотиваторы (установки) затрагивающие отношение к жизни, к людям и к себе показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию.

• ради избегания неприятностей.

• ради хороших взаимоотношений с людьми — «чтобы хорошо относиться к людям»;

• ради альтруизма, возможности помогать другим.

• ради положительного отношения людей — «чтобы ко мне отно­сились с уважением»;

• ради совершенствования — «чтобы совершенствовать себя»;

• ради самореализации.

Что же такое самопознание? Самопознание — это процесс позна­ния себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных, физических особенностей, черт характера. Суть самопознания — познание своего Я в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. Познай самого себя — было написано над входом в храм Аполло­на в Дельфах. И. Гёте считал, что человек знает себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а се­бя — только в нем. «Как можно познать самого себя? Благодаря со­зерцанию это невозможно, оно возможно только при помощи дейст­вия. Пытайся исполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».


В процессе самопознания выделяют следующие сферы собствен­ной личности: физическую, социальную и духовную.

Рассматривая биосоциальную природу человека, выделяют его биологические и социальные свойства. Как биологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями. Социальный индивид способен осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Личность характеризу­ется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружаю­щими людьми. Эти уровни иерархически организованы, высший из них — личность, низший — организм.

В современной психологии есть много схем, используя которые можно давать развернутые характеристики другим людям, органи­зовывать собственное самопознание и, естественно, характеризо­вать самого себя. В самом общем виде можно выделить следующие блоки, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопо­знанию.

Личностно-характерологические особенности: качества личнос­ти и свойства характера, в которых выражается отношение к другим людям (доброжелательность, общительность, вежливость, уступчи­вость); к деятельности, труду, учебе (инициативность, исполнитель­ность, трудолюбие); к самому себе (самоуважение, уверенность—не­уверенность); к вещам (бережливость, аккуратность, опрятность); к природе; искусству; науке.

Эмоционально-волевая сфера личности — познание своих эмо­циональных состояний, доминирующих чувств, способов реагиро­вания в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность.

Сфера способностей и возможностей — анализ своих способнос­тей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов.

Познавательная сфера личности — осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, вниматель­ности, способов решения жизненных и профессиональных задач.


Сфера внешнего облика, особенностей темперамента — самоана­лизу подвергается собственный облик, внешний вид, походка, мане­ра держать себя, разговаривать, а также свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент.

Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением — человек анализирует, как складываются его связи с другими близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и ком­промиссы.

Сфера деятельности — важно знать, какими знаниями, умения­ми, навыками, способностями обладает человек, как он их исполь­зует в жизни и деятельности, как их у себя развивает.

Сфера собственного жизненного пути — каждый человек в той или иной степени анализирует прожитое, подводит какие-то итоги, строит планы на будущее, занимается прогнозированием и само­прогнозированием собственной личности.

Конечно, приведенная схема условна, и в ней нельзя отразить все многообразие личности и ее жизни, которое может подвергнуться самопознанию и самоанализу. Схема лишь ориентирует на то, что, в принципе, мы можем познавать в себе.

Сферы самопознания могут «находиться» как во внешнем, так и во внутреннем мире. Поэтому говорят о самопознании себя во внеш­нем мире и о самопознании себя во внутреннем мире, самого этого внутреннего мира. Познать себя во внешнем мире — значит оценить свое поведение, свои поступки, выявить собственные возможности и способности, необходимые для выполнения деятельности, для обще­ния. Как и внешний мир, внутренний мир имеет свое пространство, свои характеристики. Здесь разворачивается нескончаемый диалог человека с самим собой. К внутреннему миру принадлежат наши чув­ства, переживания, мечты, намерения, мысли. Открытие и осознание своего внутреннего мира не менее интересное и увлекательное заня­тие, чем познание своего поведения в мире внешнем.

1.5 Самовоспитание как культура саморазвития

Средством саморазвития личности выступает самовоспитание, ко­торое представляет собой сознательную и целенаправленную дея­тельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодейст­вия с окружающими. В процессе самовоспитания человек анализи­рует свои поступки, выделяет положительные качества и недостат­ки, от которых нужно избавиться; ставит цели и разрабатывает программу деятельности по совершенствованию одних и устране­нию других качеств.


Как и любая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и резуль­татами. Мотивы самовоспитания широки и многообразны. Они воз­никают на основе самых различных потребностей:

• в саморазвитии, самоутверждении, самосовершенствовании, самоактуализации;

• связанных с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением;

• личностно-престижного характера.

Необходимым условием возникновения мотивов самовоспита­ния является выделение самовоспитания в самостоятельную дея­тельность. Это возможно только при наличии осознанно поставлен­ных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности.

К способам самовоспитания относятся:

•самостимулирование — процесс, в результате которого лич­ность самостоятельно определяет себе мотивы для занятий само­воспитанием, взвешивает все положительные и отрицательные :тороны достигнутых результатов; самоубеждение, когда исполь­зуются логические доводы, убеждающие в необходимости самоиз­менений;

•самопрограммирование, когда на основе создания собственной программы осуществляется акт планирования деятельности, на­правленной на достижение результатов;

•самонаблюдение за процессом саморазвития и осуществления задуманного;

•самоанализ и самоконтроль, которые в своей совокупности позволяют вносить необходимые коррективы как в ход самой дея­тельности, так и в программу саморазвития;

•самоотчет и самооценка того, что было сделано, тех качеств и особенностей поведения, которые были приобретены.

Культура самовоспитания включает в себя индивидуально подоб­ранные способы постановки целей, выбора средств и получения ре­зультатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей деятельности и по­ведения. Другими словами, культура самовоспитания — это стремле­ние к самоутверждению и самосовершенствованию.


Важным признаком культуры является системность самовоспи­тания, означающая органическую связь и взаимообусловленность самопознания, самовоспитания и саморазвития, когда каждый эле­мент решает свою конкретную задачу. Если самовоспитание осуще­ствляется время от времени, решает частные задачи без определен­ной системы, без достаточной мотивации, такое самовоспитание не дает ожидаемого результата. Более того, если самовоспитание осу­ществляется под давлением других, то к нему прививается не лю­бовь, а отвращение.

Структура культуры самовоспитания включает: культуру выбора и постановки целей самовоспитания; культуру самопознания; куль­туру способов и средств самовоспитания; культуру условий, в кото­рых осуществляется самовоспитание.

Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключа­ется в способности личности ставить адекватные настоящему со­стоянию цели самовоспитания, обусловленные этапом развития человека.

Культура самопознания органически включается в процесс са­мовоспитания и обусловливает его содержание и направленность. На базе выработанных мотивов самопознания личность приобрета­ет способность к обнаружению, фиксации, анализу и принятию се­бя, своих качеств, когда у нее развиты механизмы идентификации и рефлексии.

Культура способов и средств самовоспитания — это умение на ос­нове выраженной мотивации самовоспитания выбирать те средства и способы, которые способствуют скорейшему достижению целей и получению положительных результатов.

Культура условий, в которых проходит самовоспитание, предпола­гает создание специальных условий, благоприятной атмосферы для его осуществления. Сложно заниматься самовоспитанием, если огра­ничены возможности для самообразования, нет элементарных знаний о том, как осуществляется самовоспитание, нет учителя, который мог бы помочь в этом процессе. Создание соответствующих условий для развития самовоспитания является важной предпосылкой для реше­ния сложных задач, помогающих в формировании культуры самовос­питания личности.


Формирование культуры самовоспитания осуществляется при со­блюдении общих принципов, к которым можно отнести следующие.

Принцип свободы всех участников образовательного процесса, который предполагает возможности выбора ими индивидуальных путей своего развития и личностного роста.

Принцип создания ненасильственной развивающей среды, тре­бующей взаимодействия всех участников педагогического процесса. Это возможно только там, где сняты страх, тревожность, чувство ущербности, воспитание строится на основе доверия, самостоятель­ности и терпимости друг к другу.

Принцип личностного подхода ко всем участникам образова­тельного процесса, который признает каждого из них субъектом сво­ей собственной деятельности. Личностный подход означает признание за каждым права быть неповторимой индивидуальностью, иметь свои взгляды, потребности, устремления и интересы.


2.1 Введение

Подвижные игры, входящие в программу физического воспитания, характеризуются разнообразными двигательными действиями: бегом, остановками, поворотами, прыжками и др. Поэтому на уроках физкультуры при проведении подвижных игр во избежание получения травмы нужно:


  1. Строго соблюдать правила игры.

  2. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

  3. При падении сгруппироваться.

  4. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя.

  5. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) учителя.

В установленном законодательством РФ поряд­ке школа или университет несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Поэтому необходимо обес­печить безопасность учебного процесса. Учителя физической культуры и преподаватели ОБЖ, ве­дущие занятия по прикладной физической подго­товке, обязаны знать причины возникновения опас­ных ситуаций, строго соблюдать правила безопас­ности занятий, а при несчастных случаях уметь оказывать доврачебную помощь.


На начальной стадии обучения новым упражнениям необходимо оказывать помощь учащимся. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка - это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.

Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.

Самостраховка - это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые саим занимающимся для предупреждения травм.

Очень важно научиться правильно приземлять­ся во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед - сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

2.2 Безопасность на уроках баскетбола

Характеризуется разнообразными двигательны­ми действиями на небольшой по размеру спортивной площадке, непрерывным изменением ситуаций и непосредственным контактом с противником.

Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:

• захваты, перехваты и неудачные финты; резкие прыжки и столкновения;


  • падения на мокром, скользком полу (на площадке);

  • недисциплинированное поведение, например, кто-то из учеников после выполнения упражнения не положил мяч в отведенное место и он выкатился на площадку, а другой ученик споткнулся об этот мяч и подвернул ногу.

Типичные травмы - повреждение пальцев рук, голеностопного сустава, боковых крестообразных связок, менисков коленных суставов, позвонков крестцового отдела позвоночника.

Общие требования безопасности:

1. К занятиям по баскетболу допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

— при падении на твердом покрытии;


  • при ударе мячом;

  • при столкновениях;

  • при наличии посторонних предметов на площадке и вблизи;

3. У тренера-учителя должна быть аптечка, укомплектованная не­обходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказа­ния первой помощи пострадавшим.

4. Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.

5. Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу.

Требования безопасности перед началом занятий

1. Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.

2. Тщательно проверить отсутствие посторонних предметов на площадке и вблизи.

3. Провести физическую разминку всех групп мышц

4. Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в баскетбол.

5. Коротко остричь ногти, снять все украшения (кольца, перстни, цепочки, браслеты,

серьги, часы и т.д.)

6. Очки должны закрепляться резинкой и иметь роговую оправу.

Требования безопасности во время занятий

1. Во вре­мя занятий вблизи площадки не должно быть посторонних лиц.

2. При выполнении прыжков, столкновениях и падениях игрок должен уметь

применять приёмы само страховки.

4. Соблюдать игровую дисциплину, особенно во время обучающих тренировок.

5. Не вести игру влажными руками.

6. При температуре воздуха +10 град. одевать спортивный костюм.

7. Пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.)

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю – тренеру.


2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру.

3. Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь

оказывать первую доврачебную помощь.
Требования безопасности по окончании занятий

1. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.

3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

4. О всех недостатках, отмеченных во время занятия-игры, сообщить учителю-тренеру.

Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры - основа обеспечения безопасности на уроках баскетбола.
2.3 Безопасность при занятиях волейболом

Двигательная деятельность учащихся на уроках волейбола осуществляется с помощью игровых приемов - перемещений различными способами (ходьба, бег, прыжки), подач, приема и передач мяча, нападающих ударов и блокирования, а также двухсторонней (учебной) игры.

Травмы во время игры в волейбол можно получить при приеме сильно поданного мяча, падениях, прыжках и блокировании мяча. Неопытность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу других могут стать причиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.

Типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, ушибы туловища. Следствием плохой-разминки могут стать: растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава; повреждение коленных суставов.

Необходимо соблюдать правила, аналогичные при игре в баскетбол. Во время игры рекомендуется пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.).


2.4 Безопасность при занятиях гандболом

Двигательная деятельность учащихся характеризуется различными передвижениями с быстрым изменением скорости и направления, ускорениями, резкими рывками с мячом и без мяча, прыжками (борьба за летящий мяч), финтами, отбором мяча у противника. Для того чтобы завладеть мячом, занимающемуся часто приходится вступать в единоборство, плечом или корпусом оттесняя соперника, сопротивляясь его же действиями.

Причинами травм на уроках являются: подножки, финты, прыжки и столкновения игроков, падения на мокром, скользком полу, умышленные нарушения правил игры, грубости в игре.
Типичные травмы:


  • растяжение связок коленного и голеностопного суставов;

  • повреждение менисков коленного сустава;

  • разрывы и надрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц;

  • сотрясение головного мозга;

  • ушибы тела при столкновении и неудачном падении.


Техника безопастности

  1. Занятия по гандболу проводятся на предназначенных для этого закрытых площадках.

  2. Все занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры. На занятиях игровыми видами спорта обувь у всех должна быть однотипной (кеды или спортивные тапочки).

  3. За порядок, дисциплину и своевременный выход на поле к началу занятий отвечает судья, учитель физкультуры, дежурный по группе или капитан команды.

  4. Преподаватель до начала занятий проверяет состояние, готовность поля и наличие необходимого спортивного инвентаря. Проверяет прочность ворот, отсутствие посторонних предметов на поле. Инструктирует участников по технике безопасности, правилам игры, безопасной технике отбора мяча и др.

  5. Опоздавшие после рапорта дежурного, к занятиям не допускаются.

  6. После перенесенных травм или заболеваний учащийся допускается к дальнейшим занятиям только с разрешения врача.

  7. Все учащиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь практически оказать первую доврачебную помощь.

  8. Во время занятий на поле не должно быть посторонних лиц или предметов, которые могут стать причиной травмы.  За воротами и около них, не должны находиться посторонние лица и спортсмены, занимающиеся другими видами спорта.
  9. При случайных столкновениях и падениях, учащийся должен уметь применять самостраховку (приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты).


  10. Во время проведения игр, учащиеся должны соблюдать игровую дисциплину, не применять грубых и опасных приемов, вести игру согласно правилам соревнований.

  11. В процессе соревнований необходимо строго соблюдать правила игры.

  12. Проводить занятия разрешается только на полях с ровным и сухим покрытием.

  13. Занимающиеся должны строго соблюдать дисциплину и порядок при выполнении полученных заданий, а судьи и капитаны команд пресекать всякие нарушения дисциплины и правил игры.  

  14. К занятиям по гандболу не допускаются учащиеся, не прослушавшие инструктаж по технике безопасности и не прошедшие медицинский осмотр.

  15. Для предварительной подготовки, необходимо провести физическую разминку всех групп мышц

  16. Для предупреждения травматизма учащиеся должны коротко остричь ногти, снять все украшения (кольца, перстни, цепочки, браслеты, серьги, часы и т.д.)

Техника безопасности при проведении соревнований по гандболу

Во время игры запрещается показывать:

  • спорные игровые моменты, связанные с трактовкой Правил;

  • любые игровые моменты, которые могут вызвать негативную реакцию со стороны участников матча или зрителей;

  • конфликты и ситуации, которые привели к дракам, а также сами драки;

  • моменты нанесения травм игрокам и другим участникам матча;

  • действия болельщиков, оскорбляющих участников матча или зрителей, а также бросающих посторонние предметы на игровую площадку.


Игровая площадка и техническое оборудование.

  • Все спортивные сооружения, в которых проводятся игры Чемпионата, должны соответствовать требованиям Правил по гандболу и Регламента.

  • Запрещается проводить игры в спортивных сооружениях, не допущенных Комиссией по организации и проведению соревнований.
  • Игровая площадка должна соответствовать требованиям Правил по гандболу и равномерно и достаточно освещена (1000 ЛЮКС), в случае проведения телевизионной трансляции матча – 1500 ЛЮКС, и при этом источники света не должны быть направлены в глаза участникам матча.


  • Высота потолка или расстояние до самого низкого предмета над игровой площадкой должна составлять не менее семи (7) метров.

  • Количество посадочных мест для зрителей при проведении игр супер лиги должно быть не менее одной тысячи (1.000). Рекомендуется, чтобы все зрители сидели на расстоянии не ближе пяти (5) метров от игровой площадки.

  • Температура воздуха в игровом зале должна быть не ниже шестнадцати (16) и не выше двадцати пяти (25) градусов Цельсия. Судья-инспектор отмечает об этом в своем рапорте, и за нарушение Регламента

Мячи должны соответствовать требованиям Правил. При проведении игр Чемпионата официальным мячом считаются мячи с логотипом СГР. Команды не имеют права использовать на играх Чемпионата другие гандбольные мячи. Судья-инспектор отмечает об этом в своем рапорте, и за нарушение Регл

3.1 Список литературы

1. М.Я. Виленскй, А.Г. Горшков Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Москва 2007

2. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта 3-е издание: Москва 2004