zapogi.ru 1

Введение


В соответствии с требованиями природоохранного законодательства деятельность предприятия в части охраны окружающей среды должна быть отражена в документации различного вида – государственной статистической отчетности, журналах аналитического контроля и работы очистного оборудования, а также инструкциях, приказах, утвержденных планах мероприятий и пр.

При отсутствии на предприятии экологической службы (эколога), документация по вопросам охраны окружающей среды находится в различных службах, что не позволяет осуществлять постоянный производственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и вести планомерную работу по охране окружающей среды. Для обеспечения эффективности природоохранной деятельности на предприятии и предотвращения применения штрафных санкций со стороны контролирующих органов целесообразно создание экологической службы предприятия (или введение в штатное расписание должности эколога), который будет оформлять и хранить документацию по вопросам охраны окружающей среды.

Ориентировочный перечень документации по организации экологической службы и обеспечению производственного контроля на предприятии в соответствии с действующими в настоящий момент требованиями приводится ниже.

1.Документы по организации экологической службы предприятия. Экологическая служба предприятия организовывается на основании:

приказа руководителя предприятия о создании экологической службы предприятия,

приказа руководителя предприятия о назначении руководителя экологической службы предприятия (эколога предприятия) и утверждении Положения об экологической службе,

должностных инструкций сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия),

документов, подтверждающих необходимую профессиональную подготовку или переподготовку сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия).

2.Организационные документы производственного экологического контроля.


Набор документов зависит от предприятия и в общем случае включает в себя:

- Планы мероприятий по охране окружающей среды.

- Инструкции по охране окружающей среды на предприятии.

В части охраны атмосферного воздуха:

приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистных установок (ГОУ),

должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ,

инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ,

приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования,

приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.

В части охраны поверхностных вод и рационального водопользования:

приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений,

должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения,

должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,

порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,

производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений,

инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.

В части обращения с отходами:

приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами,

приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку,


документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с опасными отходами,

приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия,

порядок (инструкция) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия.

3.Рабочая документация производственного экологического контроля.

В общем случае, в зависимости от предприятия, в состав рабочей документации производственного контроля входит:

В части охраны атмосферного воздуха:

Нормативные документы:

проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы (ПДВ)»,

разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,

план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках (на постах),

проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия»,

паспорта газоочистных установок,

график планово-предупредительных ремонтов (ППР) газоочистных установок,

график контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ГОУ.

Первичная учетная документация:

ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

ПОД-2 «Журнал учеты выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,

ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»,

журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.

Планы мероприятий:

план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,

план мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ.

Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств:

журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств,


журнал ежедневного расхода горючего,

журнал пройденного километража,

журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям,

журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

В части охраны поверхностных вод и рационального природопользования:

Лицензионные документы и договоры:


  • лицензия на пользование водными объектами,

  • лицензионное дело на пользование водными объектами,

  • договор на пользование водными объектами,

  • договор на пользование городской системой водоснабжения и канализации,

  • договор на проведение аналитического контроля (при отсутствии собственной лаборатории).

Нормативные документы:

лимиты водопотребления и водоотведения при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

балансовая схема водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям,

проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам (разрешение на сброс загрязняющих веществ) при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

паспорт водного хозяйства предприятия, допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ, отводимых в систему городской канализации,

схема-график аналитического контроля за соблюдением нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами и их влиянием на водные объекты и эффективностью работы очистных сооружений при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

паспорта на очистные сооружения,

график планово-предупредительного ремонта (ППР) водных коммуникаций и очистных сооружений.


Первичная учетная документация:

№ ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»,

№ ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»,

№ ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эффективности работы очистных сооружений».

План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.

В части охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов:

Правоустанавливающие, лицензионные документы и договоры:

документы на право владения или пользования земельным участком,

лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами,

выписка из реестра на деятельность по обращению с опасными отходами,

положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданное лицензиату для получения лицензии,

свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходамиь для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами,

документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности,

свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.),

договоры на размещение, переработку, обезвреживание отходов со сторонними организациями.

Нормативные документы:

  • заключения контролирующих органов о загрязненности почвы (территории предприятия)


  • протоколы аналитического контроля химического, биологического, радиоактивного загрязнения почвы,

  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

  • лимиты размещения отходов,

  • паспорта опасных отходов.

Первичный учет:

  • перечень отходов, образующихся на предприятии, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов,

  • материалы по определению класса опасности отходов,

  • справки, накладные, квитанции, письма о количестве и виде отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание.

4.Государственная статистическая отчетность.

В соответствие с Российским законодательством юридические лица обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по формам федерального государственного статистического наблюдения.

Перечень отчетной документации содержит Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 , утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 299 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 2002 года). Раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» включает в себя следующие формы государственного статистического наблюдения:

№ 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;

№ 2-ос "Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах";

№ 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;

№ 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;

№ 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;

№ 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Форма № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В данной форме отражаются объемы инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленные на охрану и рациональное использование природных ресурсов, строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, установок для утилизации и переработки отходов, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий .


Форма N 2-ос "Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах". В отчете отражаются водоохранные работы, осуществляемые за счет любых источников финансирования. Форма №2-ос составляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими водоохранные работы на водных объектах, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на водопользование и осуществляющими водоохранные работы на водных объектах. Отчеты составляются по каждому водному объекту, на котором осуществляются водоохранные работы.

Форма № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах». Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежей. Данные представляются в тысячах рублей с одним знаком после запятой.

Форму федерального государственного статистического наблюдения N 4-ос представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. В текущие затраты предприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов включаются текущие затраты:


  • на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения.

  • на оплату сторонних услуг, направленных на охрану окружающей природной среды (например: прием, транспортировка и очистка сточных вод, вывоз, складирование, размещение, переработка и т.д. отходов производства и потребления, проведение экологического аудита, контрольных замеров и организация природоохранного мониторинга, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, подготовка и переподготовка специалистов и др.);
  • на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению различных отходов собственными силами;


  • на организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую природную среду и рациональное использование природных ресурсов, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся предприятии (в том числе на содержание работников экологических служб);

  • на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонних организаций;

  • на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей природной среды;

  • на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду.

Экологические и платежи за использование природных ресурсов отражают фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, произведенные предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятия исков, взысканных в возмещение ущерба, и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.

Форма № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Форму № 2-тп (воздух) представляют предприятия и их обособленные подразделения, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, транспортных и других организаций. Отчет не составляется предприятиями, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу которых не превышают установленного норматива предельно допустимого выброса (ПДВ) и составляет 100 тонн в год и менее. При отсутствии установленных нормативов ПДВ отчет не составляется предприятиями, выбрасывающими в атмосферу 100 и менее тонн загрязняющих веществ в год и не имеющими в составе выбросов примесей 1 и (или) 2 классов опасности. В этом случае при наличии в выбросах из веществ 2 класса только окислов азота (в пересчете на диоксид азота) в количестве, не превышающем 50 тонн в год, отчет также не составляется.


Отчет по форме № 2-тп (воздух) включает в себя пять разделов:

1.Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация;

2.Выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ;

3.Источники загрязнения атмосферы;

4.Выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

5.Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения

Отчет составляется на основании данных первичного учета, организуемого на предприятиях по типовым формам ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик", ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха" и ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".

Форма № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды». Форма N 2-тп (водхоз) представляется юридическими лицами и их обособленными подразделениями, осуществляющими водопользование. Отчет по форме № 2-тп (водхоз) включает в себя следующие таблицы:

- Забрано из природных источников, получено от других предприятий (организаций), использовано и передано воды;

- Водоотведение;

- Другие показатели.

Форма № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Сведения по форме N 2 тп - (отходы) представляют предприятия и их обособленные подразделения, независимо от формы собственности, на которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются, хранятся (складируются) и захораниваются отходы производства и потребления.

Отчет по форме N 2 тп-( отходы) составляется на основании данных первичного и бухгалтерского учетов. При отсутствии первичного учета заполнение формы производится на основании расчетов по материальному балансу, оценок и других данных. Учету подлежат все виды токсичных отходов производства и потребления, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества (включая, пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды). Не подлежат учету вредные вещества (продукты, соединения), являющиеся готовой продукцией, подлежащей дальнейшему использованию, а также полуфабрикатами, предназначенными по технологии производства для дальнейшей переработки в целях получения готовой продукции. Также не учитываются токсичные отходы, поступающие в водные объекты со сточными водами и в атмосферный воздух, которые отражаются в формах статистической отчетности 2-тп (водхоз) "Отчет об использовании воды" и 2-тп (воздух) "Отчет об охране атмосферного воздуха". Вместе с тем, в отчете должно отражаться образование, обезвреживание, складирование и т.п. токсичных веществ, уловленных (полученных) в процессе очистки отходящих газов и сточных вод на соответствующих сооружениях и установках.


Данные о токсичных отходах производства и потребления показываются в отчете в тоннах с точностью до трех знаков после запятой по общему весу данного отхода. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Документы по плате за негативное воздействие на окружающую среду включают в себя:


  • декларация плановых платежей за негативное воздействие на окружающую среду на текущий год,

  • ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду,

  • копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду,

  • ежемесячные налоговые Декларации по плате за пользование водными объектами,

  • копии платежных поручений о перечислении платежей за пользование водными объектами,

  • расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду,

  • расчеты ежемесячной платы за пользование водными объектами.

5. Государственный экологический контроль.

Документы по результатам осуществления государственного экологического контроля включают в себя:

журнал регистрации проверок контролирующими органами,

акты проверок предприятия,

протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, разрешения на возобновление работы,

приказы по предприятию об устранении нарушений, установленных при проверке предприятия,

отчеты о выполнении предписаний,

переписка с контролирующими органами.

6.Нормативно-законодательная документация.

При отсутствии на предприятии юридической службы нормативно-правовая база, действующая в сфере охраны окружающей среды, должна формироваться в экологической службе (у эколога). Целесообразнее формировать пакет законодательной документации на базе стандартных программ («Кодекс», «Консультант+», «Гарант» и пр.). Нормативная документация приобретается в специализированных магазинах и фирмах, на семинарах, в контролирующих органах, ведомственных структурах и т.д.

Информация взята с http://www.otkhodov.net/ecoguide/guide/chapter6.htm