zapogi.ru 1

Программа ревизии: особенности составления

Откликаясь на просьбы наших читателей, представляем материал, отражающий порядок составления программы ревизии (проверки) бюджетных учреждений. Статья будет интересна не только работникам контрольных органов, принимающим участие в разработке программы ревизии (проверки), но и бухгалтерам, которые ознакомятся с основными вопросами проверок.
Ревизия (проверка) бюджетных учреждений осуществляется согласно программе ревизии (проверки), разрабатываемой с учетом требований соответствующих нормативных актов, юридическая сила которых распространяется на контрольный орган, проводящий проверку. Например, контрольные мероприятия, осуществляемые центральным аппаратом Росфиннадзора и его территориальными органами, направлены на проверку соблюдения законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Работники Росфиннадзора, разрабатывая программу ревизии (проверки), руководствуются Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент).

Что касается проверки соблюдения бюджетными учреждениями законодательства при использовании средств бюджетов субъектов РФ и местных органов власти, то это прерогатива совсем иных контрольных органов. Так, контроль в финансово-бюджетной сфере за исполнением бюджета г. Нижнего Новгорода, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Нижнего Новгорода, осуществляет контрольно-ревизионное управление администрации этого города. Программу проверки данное управление разрабатывает, опираясь на Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионным управлением администрации города Нижнего Новгорода, утвержденную Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 12.04.2006 N 1045 (далее - Инструкция N 1045).


Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы составления контрольными органами программы ревизии (проверки), показал, что содержащаяся в них информация носит обобщенный характер. В частности, из п. 57-61 Административного регламента следует, что составлению программы ревизии (проверки) предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих ревизий или проверок и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность организации, подлежащей ревизии (проверке). Сама программа ревизии, которая при необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии (проверки) может быть изменена лицом, назначившим ревизию (проверку), должна содержать:

- тему ревизии (проверки);

- наименование проверяемой организации;

- перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.

Программа ревизии (проверки) подписывается руководителем структурного подразделения центрального аппарата Росфиннадзора (его территориального органа), ответственного за проведение ревизии (проверки), согласовывается заместителем руководителя Росфиннадзора (его территориального органа), курирующим данное структурное подразделение, и направляется на утверждение руководителю Росфиннадзора (территориального органа).

Аналогичную информацию, за исключением названия контрольного органа, проводящего проверку, содержат п. 3.5, 3.6 Инструкции N 1045 и иные подобные документы других субъектов РФ и местных органов власти (Инструкция по организации, проведению и оформлению результатов контрольно-ревизионного мероприятия Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, утвержденная Приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия от 02.10.2007 N 96; Положение о порядке проведения ревизий и проверок финансового управления г. Пензы, утвержденное Постановлением главы администрации г. Пензы от 22.12.2005 N 1675; Порядок проведения ревизий и проверок департамента финансов Ярославской области, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 652-п, и др.).


Российская Федерация состоит из многочисленных субъектов и местных образований, в каждом из которых имеются свои нормативные документы, используемые контрольными органами при формировании программы ревизии (проверки). В связи с этим рекомендуем читателям следующее. Если ведомственный нормативный акт содержит примерную форму программы ревизии (проверки) и перечень основных вопросов проверки, то контрольным органам, безусловно, следует им руководствоваться, если же подобной информации нормативный документ не содержит, то предлагаем воспользоваться примерной формой программы ревизии и перечнем основных вопросов проверки, которые приведены ниже.
Утверждаю

Начальник


контрольно-ревизионного

управления

_________________________

"____" ___________ 200__г.
Программа ревизии (проверки)
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(название ревизии (проверки), проверяемый период деятельности, наименование

министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации)
1. Основание для проведения ревизии (проверки) ______________________________________

2. Цель ревизии (проверки) __________________________________________________________

3. Предмет ревизии (проверки) _______________________________________________________

4. Вопросы ревизии (проверки) _______________________________________________________

(перечень законодательных и других нормативных

правовых актов, соблюдение которых

подлежит контролю; перечень направлений

(вопросов) деятельности ревизуемого

объекта, подлежащих проверке)

5. Срок проведения ревизии (проверки) с_________ по ___________

6. Состав ответственных исполнителей

Руководитель ревизии (группы) _______________________ (ФИО, должность)


Инспекторы: _______________________ (ФИО, должность)

_______________________ (ФИО, должность)

(ФИО, должность)

(ФИО, должность)

7. Срок представления отчета и  других документов по результатам проведения

контрольного мероприятия на  рассмотрение начальником контрольно-ревизионного

управления "____" ___________ 200__г.
Руководитель

ревизии (группы) ____________________ _______________ ___________________________

(должность) (подпись) (ФИО)
Предлагаем подробнее остановиться на информации, указываемой в п. 1-5 формы программы ревизии (проверки).
Основание для проведения ревизии (проверки)
Основаниями для проведения ревизии (проверки) могут быть: требования плана работы контрольного органа на соответствующий год либо решение коллегии контрольного органа (если, конечно, такая коллегия у контрольного органа имеется), которое оформляется протоколом. В первом случае в программе ревизии (проверки) указывается пункт данного плана, во втором - дата и номер протокола.
Цель ревизии (проверки)
Как правило, ревизия (проверка) проводится с целью контроля за:

- целевым использованием бюджетных ассигнований и правильностью расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности;

- соблюдением требований законодательных актов;

- правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Предмет ревизии (проверки)
Предметом ревизии (проверки) может быть:

- соблюдение инструктивных указаний и положений по организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- обеспечение учета сохранности и расходования материальных и денежных средств;

- порядок расчетов с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами;

- правильность расходования денежных средств на командировки и другие цели, предусмотренные сметой;


- правильность составления проектов бюджетных смет и смет по приносящей доход деятельности;

- правильность исполнения смет (в том числе целевого использования бюджетных средств);

- достоверность бухгалтерской отчетности.
Вопросы ревизии (проверки)
Вопросов, касающихся деятельности ревизуемого объекта, много. Для большего удобства обобщим их по разделам.

Организация бухгалтерского учета. В этом разделе проверяется:

- приказ по учетной политике в части бюджетного и налогового учета;

- должностные инструкции для работников бухгалтерии;

- наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота;

- применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;

- правильность и своевременность оформления журналов операций, оборотных ведомостей;

- соответствие итогов журналов операций, оборотных ведомостей данным синтетического учета;

- соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год;

- хранение бухгалтерских документов текущего года и прошлых лет;

- правильность оформления первичных документов.

Соблюдение кассовой дисциплины и банковских операций. В этом разделе проверке подлежат следующие вопросы:

- кассовые и банковские операции (проверяются выборочным методом, путем инвентаризации денежных средств и бланков строгой отчетности);

- наличие условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и денежных документов;

- полнота и своевременность отражения в учете поступления наличных денег в кассу, в том числе полученных по чекам;

- использование полученных средств по прямому назначению (забалансовые счета 17, 18);

- достоверность документов, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность и целевой характер произведенных расходов;


- соблюдение лимита кассы;

- правильность учета (поступления и выдачи) бланков строгой отчетности, находящихся в кассе проверяемого учреждения.

Сохранность материальных ценностей. В этом разделе проверке подлежат следующие вопросы:

- правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);

- соответствие произведенных расходов утвержденным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;

- полнота оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря;

- правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;

- правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом РФ 29.04.2003, - если проверка охватывает период до 2008 года, и Норм расхода топлив для автомобилей общего назначения, утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р, - если проверка охватывает 2008 год;

- использование оборудования по целевому назначению;

- законность сдачи имущества в аренду;

- своевременность и полнота проведения инвентаризации имущества, принятие мер по результатам инвентаризации;

- правильность расходования бюджетных средств, направленных на выполнение национальных проектов;

- правильность начисления амортизации на объекты основных средств.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности. В этом разделе проверяется:

- наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, меры, принимаемые для ее ликвидации;

- наличие актов сверок с поставщиками.

Расходование средств на капитальный (текущий) ремонт. Здесь интерес представляют следующие вопросы:

- проектно-сметная документация (проверяется хозяйственно-эксплуатационной группой) (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных расходов в зимнее время));

- правильность оформления и соблюдение условий договоров подряда;

- акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);

- накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчика;

- правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, материалы для строительных работ (при необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта);

- наличие отметки правового отдела о проведенной проверке договора.

Анализ исполнения бюджетной сметы и сметы по приносящей доход деятельности. Этот раздел обычно содержит следующие вопросы проверки:

- наличие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, своевременность и правильность отражения их в учете;

- исполнение бюджетной сметы (анализ отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на предмет исполнения расходов, в случае наличия неисполненных назначений указывается причина);

- выполнение основных показателей деятельности учреждения.

К показателям деятельности учреждений образования можно отнести абсолютные и относительные отклонения:

а) количества учащихся за проверяемый период в динамике (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);

б) количества классов за проверяемый период (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);

в) наполняемости классов (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);


г) коэффициента сменности (отношение общего числа учащихся к учащимся первой смены).

Для учреждений здравоохранения подобными коэффициентами могут быть абсолютные и относительные отклонения:

а) показателей, определяемых исходя из количества физических лиц, которым была оказана медицинская помощь (показатель рассчитывается исходя из общего количества пациентов медицинского учреждения, в части пациентов, которым услуги предоставлялись в рамках реализации программы оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в части пациентов, получивших медицинские услуги за плату, в динамике по годам);

б) использования койко-мест за проверяемый период;

в) количества детей и взрослых, которым были оказаны услуги по диспансеризации, с учетом данных за аналогичный период.

Для детских дошкольных учреждений показателями могут быть:

а) результат комплектования детьми (расчет относительного отклонения фактического показателя от планового);

б) использование мест (расчет относительного отклонения количества детей от количества мест);

в) изменение наполняемости групп (расчет абсолютного и относительного отклонений показателя за проверяемый период);

г) выполнение плана по д/дням (относительное отклонение фактических показателей от плановых).

Учет поступления и расходования денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Этот раздел включает следующие вопросы проверки:

- наличие сметы доходов и расходов;

- наличие предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом учреждения;

- наличие целевых поступлений, добровольных пожертвований, законность оформления данных поступлений;

- ведение раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, целевым поступлениям и добровольным пожертвованиям;

- правильность и достоверность оформления расходования денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;


- наличие невыясненных платежей без отражения доходов на лицевом счете по учету денежных средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.

Расчет по оплате труда и начислениям на оплату труда. В этом разделе для проверяющих представляют интерес следующие вопросы:

- правильность установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке;

- правильность выплаты заработной платы в соответствии с установленными окладами (ставками) и фактически отработанным временем, выявление фактов выплаты заработной платы лицам, фактически не работающим в учреждении (сопоставляется ведомость на выдачу заработной платы и лицевые счета с тарификационными списками, штатным расписанием, приказами по учреждению, табелями, классными журналами, а также другими документами, подтверждающими выполнение работ);

- правильность начисления и своевременность перечисления НДФЛ и ЕСН;

- наличие и правильность записей в трудовых книжках в соответствии со штатным расписанием, приказами, табелями учета рабочего времени, обеспечение сохранности трудовых книжек;

- правильность оформления ведомостей на выдачу заработной платы, подсчета итогов платежных ведомостей;

- правильность и достоверность начисления заработной платы работникам несписочного состава, наличие отметки правового отдела о проведенной проверке договора подряда;

- правильность издания приказов и начисления выплат стимулирующего характера;

- правильность начисления пособий по листам временной нетрудоспособности за счет средств ФСС;

- правильность начисления основных и дополнительных отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск;

- установление факта двойной оплаты, возникающей в результате начисления заработной платы, основного и дополнительного отпусков и оплаты листов по временной нетрудоспособности.

Расходование средств на питание. При проверке учреждений, которым из бюджета выделяются денежные средства на организацию питания (учреждения образования, здравоохранения), без внимания не остается правильность расходования данных средств. Этот раздел содержит следующие вопросы:


- наличие не заложенных в котел и не розданных на кухне продуктов питания;

- полнота оприходования продуктов (проверяется путем сверки накладных поставщиков с накопительными ведомостями по приходу продуктов питания и оборотной ведомостью);

- правильность списания продуктов питания в расход (сверяются ведомости расхода продуктов с меню-требованиями);

- соответствие количества детей (больных), на которых выписывались продукты по меню-требованиям, фактическому количеству детей (больных), находящихся на довольствии (в стационаре);

- соответствие количества продуктов питания, указанного в журнале контроля за закладкой продуктов, данным меню-требований;

- правильность установления норм закладки продуктов питания в меню-требованиях;

- выведение ежедневного остатка продуктов по данным бухгалтерского учета на основании накладных поставщиков и меню-требований (метод "красное сальдо").
Срок проведения ревизии (проверки)
Срок проведения ревизии (проверки) определяется исходя из масштаба проверки, однако он не должен превышать максимального срока, установленного в нормативном документе. Так, в соответствии с п. 70 Административного регламента срок проведения ревизии (проверки) (дата начала и дата окончания ревизии (проверки)) не может превышать 45 рабочих дней. Тот же максимальный срок проверки установлен и в п. 3.3 Инструкции N 1045.
Т. Сильвестрова,

эксперт журнала "Бюджетные учреждения: ревизии и

проверки финансово-хозяйственной деятельности"

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 6, июнь 2009 г.