zapogi.ru 1

Федеральное агентство по образованию


Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева


Кафедра философии

Творческая работа.

Тема: ОБЩЕСТВО
Красноярск 2007


Введение:


Понятие общества:


Понятие «общество», «общественный», «социальный», чрезвычайно распространенны, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Прежде всего, необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договоре.

Еще в 19 в. Возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт считал социологию «соц. физикой» и «позитивной моралью», способной стать новой религией всего человечества. В этом же столетии общество называли и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Не меньше определений дано и в 20 веке.

Латинский глагол «социо» означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Невская общность людей является обществом, но любое общество – это так или иначе самоуправляющая общность. Русский термин «общий» восходит к праславянскому корню «обчий», что означает «то, что вокруг».

Понятие «общество» следует отличать от понятия «народ», нация» и «государственный». Народ – это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой, а также происхождением. Нация – это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство – основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации. Разумеется, что все эти понятия пересекаются и обуславливают понимание друг друга.


Общество как саморазвивающаяся система

То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижений науки 20в. Можно считать представление о социальной системе. Под ней понимается всё относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще всего относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества.

Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной ситемообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. Социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в тоже время известной неравностью, что позволяет описывать ее динамику с помощью нелинейных математических моделей.

Для анализа сущности системной организации общества следует, прежде всего, попытаться соотнести это понятие с системными закономерностями природы, с теми предпосылками, на базе которых возникает культура и цивилизация. Уже при поверхностном взгляде на эти соотношения становится очевидным, что плотность населения и виды его занятий, уровень производства и его темпы, политическое устройство и многое другое зависят от характера климата и почв, рельефа местности и водных ресурсов и т.д.

Проблемы взаимодействия общества и природы.

Возникновение общества. История человеческого общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существует изначально. История его возникновения не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирует у него социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор (применительно к сообществам). Выживали те сообщества, которые подчинялись определенным социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естественным отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в человеческое общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда.


Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общественный способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Т.е. труд - та главная материальная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка, который является важнейшим средством осуществления трудового процесса.

Природная Среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество является частью более обширного целого – природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической Среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной, в процесс общественного производства. Вне нее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Географическая Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической Среды.


Ограничивается ли Среда жизни общества лишь географической средой? Нет. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. В результате длительность эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера, т.е. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразует воздействия общества на природу.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа. «Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общественно-философский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе решение экологических проблем невозможно...


Общество и общественные отношения

Что понимается под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет и общества. И всё же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества. Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.

Сказанное справедливо в отношении не только производственной, но и других видов деятельности. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Деятельность и общ. отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общ. отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность.


В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социальных групп. Это не означает, что общ. отношения даны свыше: они порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность. Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой его новым.

Общество. Основные философские концепции развития общества:

Общество можно анализировать по-разному. В основе социальной философии могут лежать различные подходы, тогда соответственно получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической...

Шарль Фурье (франц. социалист-утопист) - пытался создать социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальная теория - есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обуславливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается места, и концепция социальных событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего лишь модификация необходимой причины. «Каждое добровольное действие является вынужденным», «все действия необходимы».

Еще одним недостатком натуралистического подхода является то, что он рассмотрел человека как некий социальный атом, а общество как механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.


Иными словами натурализм замечает в человеке только природную субстанцию. В результате и человеческие связи обретают природный характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Фейербах). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Теоретическое обоснование этой исключительно эгоистической жизненной позиции дал немецкий философ Макс Штинер в книге “Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевая активность человека. В первом случае в социальную философию вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.

В некоторых философских системах содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть только свободный человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравственный мотив порождается свободой волеизъявлением личности. Этот мотив заключается в том, чтобы человек выполнил свой моральный долг, не ожидая компенсации ни в этом, ни в ином мире.

Главным недостатком идеальных концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком.


Диалектический материализм. Общественная жизнь - высшая форма движения материи. Хоть общество и является живой системой, оно качественно отличается от других живых систем, выступает и как объективной и как субъективной материалистической действительности.

Диалектико-материалистическое понимание истории начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно трудиться, производить материальные блага.

Итак, сущность материалистического понимания истории состоит в том, что: 1. производство и вслед за ним обмен его продуктов составляет основу всякого общественного строя. 2. исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер 3. главной движущей силой, преобразуя жизнь общества, являются народные массы. 4. средства для изменения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.

Социальные законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы.

В отличие от природной социальная закономерность имеет ряд специфических черт: 1.Общественные отношения принимают форму общественных интересов, потребностей, целей. А это значит что социальные законы - законы не только материальные, но и духовной деятельности. 2.Поскольку общество одновременно является и объектом и субъектом, социальные законы - это законы человеческой деятельности. Без человеческой деятельности, которая генетически первична, нет и не может быть социальной закономерности. История - это деятельность преследующего свои цели человека. 3.Социальные законы по характеру своей деятельности - статистические. 4. Спецификой соц. законов является их историчность. Вследствие того, что соц. эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эволюция природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны, чем геологические периоды. Соц. организм очень динамичен, и его законы позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установления строгих сроков наступления событий.


Социальные законы:

1.Закон определяющей роли способа производства по отношению к другим сферам деятельности.

2. Закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке

3.Закон соответствующих производственных отношений уровню и характеру производительных сил.

4. Закон прогрессивной смены общественно-экономических формаций

5. Закон социальной революции

6. Закон возрастающей роли народных масс в истории

7. Закон относительной самостоятельности общественного сознания.

8. Закон возвышения потребностей.

Существует большое кол-во соц. законов частного порядка, которые действуют в определенных сферах общества. Но в любом случае независимо от масштаба действия соц. законы отражают наличие социальной необходимости и объективного хода общественной жизни.

Действия соц. законов конкретизируются философскими категориями: соц. материя, соц. время, соц. пространство, соц. противоречие, соц. отрицание, соц. революция, общественное бытие и общественное сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общественная формация, способ производства...

Критерий объективности соц. жизни заключается в наличии социальной преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась. “Люди не имеют свободы в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, так как всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт, предшествующий деятельности.

Тогда имеет ли место свобода в обществе? В чем же она выражается, если существуют соц. законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе необходимости противостоит случайность. В обществе с ней соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функциональная нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выражается в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости. Необходимое выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.


Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в каждый исторический период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных возможностей.
Общество и специфика его рассмотрения в философии. Проблемы современного информа­ционного общества. Особенности современного философского исследования общества состо­ят в поиске и выделении существенных уни­версальных свойств, связей и отношений со­циума как целостной системы. Понятие «об­щество» в философии рассматривается как такая часть материального мира, которая вы­ступает отделенной от природы, хотя может быть ее продолжением. В более узком смысле общество - это общность индивидов, группа людей, которая организовалась в процессе со­вместной деятельности. Определение и выбор интегрирующей силы в виде конкретных свя­зей и отношений и, как следствие, формиро­вание соответствующего типа производствен­ных отношений в единстве с продуктивными силами обусловливает специфику социальной структуры. Характер социальной структуры и ее составляющих (социально-профессиональ­ная подструктура, социально-классовая, соци­ально-этническая, социально-демографическая и др.), а также особенности политической; экономической системы имеют не случайный, а конкретно-исторический характер. Среди наиболее важных признаков общества следует подчеркнуть такие:

1) наличие территории, которая консоли­дирует социальные связи;

2) способность поддерживать и воссозда­вать высокую интенсивность внутренних вза­имосвязей;

3) наличие стойких социальных образова­ний и отношений;

4) автономность и высокий уровень само­регуляции;

5) функционирование сферы обществен­ного производства, которая состоит из произ­водства материальных благ, воспроизводства самого человека, воспроизводства материаль­ных общественных связей и отношений, ду­ховное воспроизводство =.

Понимания феномена «общество» в контек­сте философского анализа связанно с осозна­нием человека как «социального атома», а так­же характера закономерностей и связей, ко­торые объединяют людей в единое целое, в единый «общественный организм». В филосо­фии существуют три подхода к объяснению таких связей и закономерностей; натуралис­тический, идеалистический и органический. Натуралистический рассматривает челове­ческое общество как продолжение закономер­ностей природы, космоса. В таком случае об­щество представляет собою специфический феномен природы.


Идеалистический усматривает сущность свя­зей, которые объединяют людей в единое це­лое, в комплексе тех или иных идей, мифов.

Органический базируется на анализе межлич­ностных связей и отношений, которые возни­кают в соответствующих естественных услови­ях и при наличии тех или иных верований, идей, которые имеют самодостаточный характер. Общество является целым как определенная система, дифференцирующаяся на отдельные части, к которым она полностью не сводится.

Общие связи, которые являются характер­ными для общества, воссоздаются в деятель­ности людей и имеют стойкий характер, кото­рый позволяющий многим поколениям изме­нять друг другу, а типы связей, характеризу­ющие конкретное общество, остаются без из­менения. Структурная перестройка экономи­ки оказывала содействие выдвижению на авансцену в современных развитых странах новых высокоточных наукоемких областей вместо тяжелой промышленности, бурному росту индустрии знаний, компьютеризации, появлению широкой сети информационных систем. Подобные глобальные изменения сви­детельствуют о наступлении новой эпохи – эпохи индустриального (или информаци­онного) общества, которое пришло на смену до индустриальному, характеризующемуся боль­шим влиянием на социальное развитие рели­гиозно-церковных институтов и армии, и инду­стриальному, основная роль в котором принадлежала промышленно-финансовым корпо­рациям. Основное методологическое достиже­ние второй половины XX столетия — поиск механизмов управления большими совокупно­стями и, как следствие, создания специальных разработок, систем, направленных на управле­ние и координацию деятельности миллионов людей. В информационной теории, кибернети­ке, теории принятия решений, теории игр, тео­рии стохастических процессов были разработа­ны линейное программирование, статистичес­кая теория решений, цепи Маркова, метод Монте-Карло, которые позволяют обнаружить закономерности в больших совокупностях, по­лучать оптимальные решения из существующих альтернатив или выявляет приемлемые момен­ты в условиях неопределенности [15}.В связи с тем, что технологические системы представля­ют собой инструментальное средство рацио­нального действия, их можно назвать интеллек­туальной технологией, так как все они дают воз­можность поставить на место интуитивных мыслей алгоритмы, довольно четкие правила при­нятия решений. Эти алгоритмы могут быть ма­териализованы в автоматической машине, вы­ражены в компьютерной программе или набо­ре инструкций, которые базируются на статис­тической или математической формуле и пред­ставляют собою средство формализации стан­дартного воплощения во многих ситуациях. Но наряду с этим формализуется и самый человек, его рациональные действия оказывают содей­ствие механизации жизни, отсутствию актив­ной творческой жизни, а в некоторых случаях — и духовному краху. Так проблема отчуждения человека приобретает особую остроту. Личное пространство захвачено технологической реаль­ностью. Массовое производство и распределе­ние требует всего индивида. Многоличностные процессы, связанные с такими видами дефор­мации личности, которые уже отработаны до механических реакций, получают результат не в форме приспособления, а в форме мимезиса: процесса идентификации индивида с обществом как целым.


Обращение к этой проблематике активно происходит на протяжении последних деся­тилетий и приводит к созданию разнообраз­ных теорий, среди которых наиболее извест­ны учения Д. Белла, Дж. Ривкина, Дж. Лихт-хайма, Д. Эрисмана, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра и других.

И в заключение, хотелось бы отметить следующее: чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм».

В древности развитие общества понималось в основном как простая последовательность событий, либо как постепенная деградация от исходного золотого века. Кроме того, Платоном, Аристотелем и Полибием история общества представлялась как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Я же считаю, что развитие общества первостепенно зависит от НАС – людей, пусть и несовершенных во многом, но зато точно знающих причину объединения в общества: вместе мы – сила! Тем самым, я хочу подвести к концу свою творческую работу.
Высказывания:

1) В. И. Вернадс­кий, основоположник учения о биосфере, ин­терпретировал производственную деятель­ность человека как особую стадию истории природы, в процессе которой человек стано­вится решающей естественной силой, а науч­ная мысль и человеческий труд оказывают содействие переходу биосферы в новое каче­ство - ноосферу. То есть ноосфера — это мате­риальная оболочка Земли, которая возникает под влиянием деятельности человека. После­дователи Вернадского, развивая идеи о ноос­фере как более высокой ступени развития биосферы, подчеркивают особую роль созна­ния и разума в регулировании отношений между биосферой и обществом.

1.Почему, по мнению автора «человек становится решающей естественной силой»?

2.Разум и сознание, в чем разница?

2)Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие М.,1988. С.317;Барулин В.С. Социальная философия:


«Сфера общественной жизни есть понятие, которое отражает всё богатство реальной целостной деятельности человека. Материально-экономическая сфера общества связана с деятельностью людей по производству, распределению, потреблению результатов труда: материальных благ, услуг, материально-экономических условий жизни»

1.Что для вас общественная жизнь?

2.Что есть социальная философия?
3)Маркс К. Избр. Соч.:

«Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Общественное бытие людей – это и есть та объективная общественная реальность, своего рода социальная материя»

1.Что есть сознание? Чем сознание отличается от познания?

2.Какая она, общественная реальность?
4)Маркс К., Энгельс Ф. соч. Т. 26 Ч. 1. С. 279:

«… Из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй, и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства»

1.Какая у общества структура?

2. Как вы понимаете духовное производство?
5)Учитывая и то общее, что есть у законов природы и социологических законов, и то, что их отличает друг от друга, Карл Маркс характеризовал общественное развитие как естественноисторический процесс. С одной стороны, этот процесс естественный, столь же закономерный, необходимый и объективный, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей.

1.Какие законы социологические вы знаете?

2.Какие процессы можно назвать природными?
6) Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения – М., 1971. – С. 47-54:

«Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений. А общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности»


1.Из чего или кого состоит общество?

2.Согласны ли вы с автором о представлении общественных отношений? Что можете добавить к определению?
7) Спиркин А.Г. Основы философии:

«Сфера общественной жизни есть понятие, которое отражает всё богатство реальной целостной деятельности человека»

1.Что подразумевается под деятельностью человека?

2.Что включает в себя общественная жизнь?
8) Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-1928), рассматривал общество со стороны организации и управления:

«Всякая человеческая деятельность является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, художественную - можно рассматривать как некий материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения»

1. В чем отличие организации от дезорганизации?

2.Придерживаетесь ли вы такой точки зрения, и почему?
9) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч. 1. С. 214:

«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»

1.Понятия индивид и личность одно и тоже? Ответ обоснуйте.

2.С точки зрения социальной философии, из чего состоит общество?
10) Маркс К., Энгельс Ф. .соч. Т.46 Ч. 2. С.222:

«Если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т. е. сам человек в его общественных отношениях»

1.Какие есть общественные процессы?

2.Дайте понятие буржуазии.
Список литературы:

1.Москва. Крапивенский С.Э., социальная философия: учебник для студентов высших учебных заведений.4-ое издание, центр ВЛАДОС,2003

2.Москва. Калашников В.Л., курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.2-ое издание, центр ВЛАДОС,2003

3.Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/д.: «Феникс», 1995

4.Москва. Издательство политической литературы 1989. Введение в философию учебник для высших учебных заведений. Фролов И.Т.