zapogi.ru 1

ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1565


ЗОУО ДО г. Москвы


Опыт работы

по изобразительной деятельности

на тему:

«Эстетическое развитие детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством (Хохломская роспись)».


Воспитатель:

Бакунина Н.А.


г. Москва 2012г.

Изделия народного творчества многообразны. Это различные деревянные и глиняные игрушки, расписанная посуда, яркие подносы. Каждое такое изделие наполнено красотой, добром, радостью, оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя цветы, листья, ягоды, траву, которые ребята часто встречают в лесу, в парке, на участке детского сада.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей, играет большую роль в жизни общества. К эстетическим ценностям относятся: продукты материального производства, в том числе и декоративно-прикладное творчество.

Изделия мастеров способствуют развитию умения глубже понять и увидеть богатство природы, способствуют воспитанию у детей интереса к народному искусству, воспитывают у детей чувство прекрасного. Знакомя с произведениями народно-прикладного искусства различных областей и народностей нашей страны, воспитываем у детей чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства.

Декоративное рисование решает следующие задачи:

воспитывает представление о прекрасном.

- развивает эстетический вкус.

- развивать у детей чувство композиции в связи с построением узора
на различных формах

- развивать чувство цвета

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве
и использовать их отдельные элементы в своем творчестве.

- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью.


На занятиях по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством необходимо использовать

- выставки;

- экскурсии;

- занятия по знакомству с искусством;

- рассматривание предметов и их самостоятельное прорисовывание;

Задача использования цвета в декоративном рисовании выделена,
как важная.

Научить детей ясно представлять, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное рисование не может существовать.

При слове "хохлома" представляются полыхающие золотом травы и цветы на боках точеных сосудов, ковшей, ложек

Первым этапом создания хохломских изделий было:

- вытачивание токарных форм из липы (ложки режутся резчиками от руки)

- выточенные изделия покрывают жидким слоем местной глины, в который добавляют небольшой процент растительного масла

- загрунтованные изделия пропитывают льняным маслом и просушивают

- затем покрывают алюминиевым порошком (который втирают
по грунту).

Изделия становятся гладкими и блестящими, готовыми к росписи.

- роспись, нанесенная маслеными красками, закрепляют сушкой, после
чего закрепляют лаком и закаливают в печах.

Вынутые из печи изделия прочные, красивые и легкие.

Хохломская роспись выполняется от руки, кистью.

Искусство Хохломы, имеющее восковые традиции создания совершенных форм изделий и красочной росписи, продолжает жить и развиваться в наше время. Изделия народных умельцев украшают наши кухни, группы, тем самым переходя в быт детей.

Программа «Истоки» предусматривает ознакомление старших дошкольников с изделиями народных мастеров, с яркими красками
их узоров.

Ознакомление детей с хохломской росписью лучше начать со средней группы детского сада. Для этого необходимо:

- Уточнить методику художественного исполнения хохломской росписи

в обучении детей декоративному рисованию.


- Уточнить последовательность усложнения элементов и композицию
узора при обучении.

- Подобрать предметы - образцы наиболее высокого качества, доступные
для восприятия детей.

Затем можно поработать с детьми на занятиях.

Работа проводится в три этапа.

Первый этап - беседа (выясняю, что дети знают о росписи), затем рассказе подробно какая проводится работа (от изготовления до украшения). Детей больше привлекает роспись крупных предметов: декоративных тарелок
и т.д. Узоры на них сияющие, праздничные, ослепительно красивые.

Я к занятиям отбираю крупные изделия, чтобы познакомить детей с узорами хохломы и их элементами, и подбирает все виды росписи, начиная с травки (верховое письмо). Для индивидуального рассматривания на занятиях ребенок получает крупное по величине изделие-образец с четко нарисованным узором.
Но узор располагается в различных композициях. Главная схема композиции узора заключается в том, что орнамент имеет центральную линию, завиток, или, как называют его мастера, "кривуль". На нем располагается самый крупный элемент рисунка - цветок, затем листья, ягоды, а потом идет травка, мелкие ягоды, штрих.
Все это рисуется на изделии изящным росчерком концом кисти, точным мазком.

Средняя группа.

Начинаю обучать и техническим навыкам: проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом кисти. Обучаю держать кисть тремя пальцами вертикально по отношению к бумаге. Учим рисовать простейшие элементы: сначала наносить мазки кистью, составляя из них веточку и только потом рисовать ягоды смородины» листья, ромашку. Таким образом, только
к концу года дети средней группы осваивают рисование мазков, листьев, ягод
на различных формах

- силуэтах из бумаги в виде чаши, блюда, стакана.

Однако, научить детей средней группы рисовать кистью мазки фазу по всей форме не просто. Ребенок должен понимать слово "мазок" и выполнять

его при

макиванием кисти аккуратно, последовательно.

А вот следующее занятие, дети повторяют мазки, но ставят кисть иначе,
в различное положение: вначале концом, затем нажимая всей кистью и подняв
ее чуть вверх. Дети учатся располагать мазки в узор, ориентируясь
на центральную линию.

На следующем занятии, дети средней группы располагают мазки в композиции
на круге, квадрате, составляют цветы, листья и другие узоры.

Второй этап работы в старшей группе (задачи усложняются):

- познакомить детей с новым декоративно-прикладным искусством хохломской росписью: происхождение, развитием предмета (посуда, мебель).

- учить видеть красоту, своеобразие хохломской росписи.

- овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном положении

- учить рассматривать хохломской узор, элемент кустик, составляем узор
на полосе, украшаем завиток ресничками, травинками, усиками, соединяя их в кустики.

рассматриваем спинку хохломского стульчика, выделяем завиток,
на котором строится узор.

- учимся рассматривать узор на круге, выделяем завиток, украшаем
его травинками, ресничками, усиками, кустиками красного и чёрного цвета (панно, круг 20 см.)

- научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка

- переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора (кустики травки, ягоды клубники)

- подводить к самостоятельному составлению композиций
из последовательно чередующихся элементов узора, соединяющихся
кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора на основной,
т.е. центральной линии узора «завиток» на плоскости - силуэтах,
вырезанных из бумаги в виде ваз, тарелок, ложек.

На третьем этапе работы в подготовительной к школе труппе

ставятся следующие задачи:


- обобщить и расширить знания детей о хохломской росписи.

- учить рассматривать новые цветочные орнаменты, элементы, цветы, ягоды и листья.

- учить технике рисования.

- продолжать учить рассматривать хохломской узор на стаканчике, выделяя новые элементы, ягоды и листья.

- закреплять умение рисовать концом кисти травинки, реснички, усики; цветы
и ягоды всей кистью.

- рассматривать хохломские ложки (ягоды, листья, травинки).

- продолжать рассматривать узоры на стульчиках, столах, панно. Выделять завиток на котором строится весь узор и чередование элементов росписи, красота растительных форм.

- расширять и углублять интерес и знания о видах письма, продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции - как наиболее важные художественные компоненты хохломского узора

- приобщать детей составлять композиции узоров на объеме - различных
формах изделий - на занятиях по декоративному рисованию.

- воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Активная, творческая деятельность детей способствует развитию
интереса к народному декоративно-прикладному искусству, улучшает
изобразительные и технические навыки детей» обогащает созерцание
рисунков.

Моя задача научить детей рассматривать предметы декоративно-прикладного искусства так, чтобы в последствии дети научились сравнивать, находить сходства
и различия. Постараться заинтересовать детей народным промыслом.

Главное, надо помнить, что задача воспитателя не подготовить будущих мастеров хохломской росписи, а приобщить ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность овладеть некоторыми навыками. Умению составлять узор
и почувствовать радость творчества.

Благодаря исследованиям по детскому творчеству, изучению народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей, вошло

в программу.


Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям.


Приложение

Народное искусство доступно для дошкольников, оно широко использовать
в оформлении детского сада.

Для обучения и формирования детского декоративного творчества используются подлинные предметы народного творчества и их изображения (фотографии, слайды).
Для знакомства детей с народно-прикладным искусством составляется перспективный план на год, в котором определяется в каком возрастной группе, с какими видами и в какой последовательности будет проводится работа с учётом возможности детского сада (наличием предметов народно-прикладного искусства, ближайших выставочных залов
и музеев).

Занятия по знакомству с народно-прикладным искусством проводится в старшем дошкольном возрасте.

Старшая группа.

(Хохломская роспись)


  1. Знакомства детей с новым видом декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью: происхождением, развитием, предметами (посуда, панно, мебель). Учу видеть красоту и своеобразие хохломской росписи. Знакомлю с техникой росписи – рисованием растительных форм, цветовыми сочетаниями. Использую в работе не только иллюстрации, но и поездкой
    на экскурсию на выставку изделий хохломской росписи;

  2. Дальше учимся рассматривать хохломской узор, выделяя в узоре элемент «кустик», и составляем узор на полосе, украшая завиток ресничками, травинками и усиками. Рисуем узор «Кустик» на полосе жёлтого цвета
    (10х25 см), чёрной и красной гуашью, тонкой кистью.
  3. Потом рассматриваем спинку хохломского стульчика, выделяя при этом «завиток». Учимся строить узор, выбирая при этом фон и цвет элемента. Рисуем хохломской узор на полосе «Травка». Украшаем полосу двумя завитками, чередуя ресничками, травинками, капельками, усиками и кустиками. Используем гуашь чёрного и красного цвета, полоса жёлтая (10х25 см).


  4. Завершающая работа «Хохломское паяно», рисование на круге. Рассматриваем роспись тарелки. Выделяем завиток и чередование элементов росписи. Рисуем узор на круге (10х20 см) основной элемент веточка с ягодами и листьями, дополняя ресничками, усиками и кустиками. Рисунок выполняется концом кисти, гуашью чёрного и красного цвета, панно жёлтого цвета.

Подготовительная к школе группа.

( Хохломская роспись)

  1. Обобщить и расширить знания детей о хохломе можно поездкой
    на «Экскурсию». Воспитываем интерес к народному промыслу.

  2. Просим родителей посетить «выставку хохломской посуды». Рассматриваем новые цветочные орнаменты и композиции, элементы: цветы, листья. Уточнить технику рисования травинок, ресничек, завитков и усиков. Организовать
    в группе выставку изделий «хохломы».

  3. Рисование узора хохлома для «стаканчика». Рассматриваем узор на стаканчике, выделяем новые элементы: ягоды, листья. Чередование одного из фрагмента
    на завитке. Закрепляем умение рисовать травинки, реснички и усики концом кисти, а цветы и ягоды всей кистью. Используем гуашь чёрного, красного цветов «стаканчики» 10х20 см бумага чёрного и красного цветов.

  4. Рисование «Узор на круге ложка». Рассматриваем хохломские ложки, выделяем узор на круге, чередование на основном завитке элементов росписи. Учить располагать завиток и украшения: ягоды, листья, травинки. Используем шаблоны бумаги в форме ложки, чёрного, жёлтого или красного цвета.

  5. «Хохломская жар-птица». Знакомим детей с народными традициями
    в изображении птиц. Дети слушают рассказ воспитателя:

«В народных поверьях и сказках птица-символ света, радости и счастья. Герои сказок отправляются в путь за жар-птицами. Птица встречается в изделиях хохломы. Говорят, будто давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшенную, да и птицам пшена давал. Прилетела как-то к его порогу птица – Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей стала золотой».


Заинтересовать детей рассказом и попробовать выразить его в рисунке сказочной птицей. Учим детей, рисовать птицу мазками, используем цвета жёлтый (золотой), красный, чёрный, располагая её на всём листе, дополняя рисунок растительными узорами. Бумага формата А 3 жёлтого, чёрного цвета.


  1. Рисование «хохломского узора на разных формах» по замыслу. Продолжаем рассматривать узоры на разных предметах (стульях, столах, панно, ложках
    и стаканах). Воспитываем у детей самостоятельность, побуждаем их самим выбирать и придумывать узор на выбранной форме (круг, полоса, квадрат…).

Детей очень заинтересовало знакомство и работа с хохломской росписью. Рассмотрев и оценив работы детей, мы решили украсить ими группу.