zapogi.ru 1

Дисциплина:




Наименование

Распределение

по семестрам


Зачеты

Всего часов

Ауд/всего


Распределение по семестрам в часах

(в неделю)

С\к «Античная литература

1

1

34/56

2

*

*

*
Цели и задачи дисциплины:

Цель курса: знакомство слушателей с комплексом античного художественного наследия. Античная литература создала целый ряд выдающихся художественных ценностей, которые стали фундаментом для возникновения новой европейской литературы. Многие общественные понятия, специфика мышления, язык, художественные образы – все это стало базисом, на котором развилась литература современных государств Европы. Эпоха гуманизма и Возрождения, эпоха Классицизма, эпоха Просвещения – все эти периоды были попыткой воплотить в литературе и искусстве, а также и в политической жизни античные идеалы. Основные идеи и образы античной литературы использовали в своем творчестве Данте, Петрарка, Шекспир, Байрон, Рабле, Мольер, Вольтер, Лессинг, Гете, Шиллер; М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и д.р.

    В области литературно-творческой деятельности специалист должен решать задачу создания высокохудожественных и общественно значимых произведений словесности во всех жанрах прозы, поэзии и драматургии;


в области литературно-критической деятельности специалист должен решать задачу создания на объективной научной основе литературно-критических статей и книг;

в области литературно-переводческой деятельности специалист должен решать задачу создания высокохудожественных, основанных на достижениях современной теории и практики, переводов наиболее значительных и актуальных произведений зарубежной литературы;

Место дисциплины в структуре ООП

Для лучшего изучения данной дисциплины необходимо знание курса "Зарубежная литература" и "Всеобщая история". Курс "Античная литература" тесно связан с литературно-исторической, литературно-теоретической и общекультурной подготовкой студента.


Требования к результатам усвоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в области литературно-творческой деятельности:

обладание знанием как в общекультурном плане, так и в качестве базы для развития собственного творческого потенциала античной литературы

четким осознанием литературного творчества как словесного искусства, обладающего неисчерпаемыми идеологическими и эстетическими ресурсами, а потому играющего важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества, его мировоззрения и культуры);

способность и готовность, сознавая свою ответственность перед читателями, постоянно совершенствовать свое писательское мастерство, опираясь как на классические образы отечественной и зарубежной литературы, так и на достижения современной филологической науки;

в области литературно-критической деятельности:

готовность и способностью в литературно-критической работе анализировать и оценивать идеологическую и эстетическую составляющие литературного процесса, прогнозировать перспективы его развития ;

в области культурно-просветительской деятельности:


способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владеет методами пропаганды научных достижений ;

в области аналитической деятельности:

способностью и готовностью к эстетическому анализу творческого процесса, истории и современного состояния языка и словесности с целью выявления наиболее значимых процессов в этих областях для объективной, всесторонней и обобщенной оценки явлений, вызывающих дискуссии в науке и споры в обществе;

в области научно-исследовательской деятельности:

готовностью изучать классические филологические труды отечественных и зарубежных ученых;

способностью создавать на базе аналитических данных и знаний, полученных из изучаемой специальной литературы и творческого опыта, научно-исследовательские работы в сфере отечественной и зарубежной филологии;

в области идеологической деятельности:

готовность на основе знания отечественной и мировой истории уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

в области педагогической деятельности:

способность и готовностью к осуществлению педагогической, воспитательной и образовательной, деятельности в образовательных учреждениях и сферах публичной и частной жизни;

В результате изучения дисциплины слушатель должен:

Знать:

античную литературу в ее историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с всеобщей историей и историей культуры народа;психологию и многообразный опыт творческой деятельности;

закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;

основные приемы словесного раскрытия темы текста


Уметь:

- проанализировать литературный текст; пользоваться основными методами стилистического и литературоведческого анализа;

- анализировать воплощенный в произведениях словесности язык в его истории и современном состоянии, пользуясь систем ой основных понятий и терминов стилистики и общего языкознания; ориентироваться в основных этапах истории и дискуссионных вопросах современной стилистики и языкознания;

- анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов;

- пользоваться научной, справочной, методической литературой на русском и иностранном языках;

Владеть:

- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

- навыками критического восприятия информации.

– методами художественного творчества и навыками практической деятельности как минимум в одном из жанров словесного искусства;

Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛЫ КУРСА

Основной курс «Античная литература», предназначенный для слушателей ВЛК, которые знакомятся с историей древнегреческой литературы и мифологии, с функциональным характером античной литературы и влиянием на различные литературные жанры, с особенностями периодизации литературы Древней Греции и Древнего Рима.


Содержание дисциплины:


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Задачи курса истории античной литературы. Хронологические и географические рамки античной литературы. Ее историческое и художественное значение - ее содержательность, жизненность, актуальность, тесная связь с фольклором, разнообразие художественных форм и стилистических средств. Характеристика античного общества.

Мифология и ее функциональная роль в истории и культуре древних цивилизаций.



I. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древнегреческая литература - ее периодизация. Источники древнегреческой литературы. Библиотеки древнего мира. Древнегреческая письменность.

Греческая мифология - как основа древнегреческой литературы. Основные периоды греческой мифологии. Олимпийская мифология. Особенности мифологического сознания греков и его влияние на древнегреческую литературу. Художественно-эстетическое значение греческой мифологии. Троянский и фиванский мифологический циклы.

Героический эпос

Гомер. Гомеровский эпос - “Илиада” и “Одиссея”. Историческая и мифологическая основа Троянского цикла. Реконструкция Троянского цикла. Поэтический язык поэм и рудименты мифологического мышления. Главные и второстепенные образы поэм - художественные средства изображения. Гомеровские гимны. Тематика, особенности композиции и раскрытие мифа в них. Киклические поэмы. Троянский цикл. Фиванский цикл. Сравнение киклов с гомеровским эпосом.

Дидактический эпос


Сравнение дидактического и героического эпосов. Гесиод - “Труды и дни” и “Теогония”. Мировоззрение поэта и его стиль. Определение новой задачи поэта. Хронология Гесиода (рассказ о 5 веках). Композиция поэмы. “Теогония” - обобщение и систематизация истории и мифологии.

Древнегреческая лирика.

Понятие “лирика”. Виды лирики - элегия и ямб, мелика (хоровая и монодийная).

Элегия и ее основные представители. Ямбы. Мелика. Алкман. Эолийский мелос – Алкей и Сапфо. Соединение мифа и лирической формы (Стесихор). Использование эпических сюжетов для лирических произведений. Подготовка к переходу к драме. Энкомии Ивика. Анакреонт и анакреоника. Торжественная мелика. Миф в эпиникиях Пиндара.

Древнегреческая драма и театр

Греческие полисы в V в. до н. э. Возникновение драмы. Теории рождения драмы. Аристотель и греческая драма. Сакральный характер драмы и роль культа Диониса Элевтерского. Социальная направленность и мифологическая основа театра. Греческий театр и его значение в общественной жизни полиса. Патриотический характер греческой трагедии и воспитательная роль театра. Устройство театральных представлений. Хорегия. Принцип тетралогии. Судьи и награды. Дидаскалии. Постройка театра Диониса в Афинах. Основные части здания театра и их назначение. Актеры и хор. Костюмы и маски. Декорации и механизмы. Зрители. Теорикон.


Трагедия. Эсхил – отец греческой трагедии. Этапы творчества Эсхила. Трилогия "Орестея". Олимпийский миф в творчестве Эсхила и Софокла. "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне". Реформы Софокла. Новые приемы трагедии. Еврипид – "философ на сцене". Новые интерпретации мифических сюжетов в трагедиях Еврипида. Женские трагедии Еврипида.

Комедия. Происхождение комедии и ее источники. Аристотель о комедии. Комос и Сельские Дионисии. Основные черты древней комедии - ее политическая направленность, карикатура, фантастический характер. Аристофан – соединение элементов реальной конкретности с мифом, фольклорными мотивами, фантастикой. "Мирные" комедии Аристофана. "Женские" комедии Аистофана.

Греческая проза классического периода


Историческа проза. Предпосылки возникновения первых исторических трудов. “Логографы”. Геродот. “История” - тематика и особенности композиции. И Геродота - искусство новелл (их значение). Проблемы божества и кары. Фукидид. “История” - тематика и композиция. Научно-исторический метод Фукидида. Ксенофонт. Исторические, философские, дидактические произведения.

Философская проза. Платон - основатель первой философской школы в Афинах. Мифотворчество в диалогах Платона. Аристотель. Учение Аристотеля о происхождение драмы. Сравнение трагедии и эпоса.

Ораторское искусство. Цели и задачи риторики. 3 вида речей - политические (совещательные), судебные, торжественные. Трансформация мифа в торжественном красноречии (Горгий). Судебные речи Лисия. Прием этопеи. Политические речи Демосфена. "Филиппики". Торжественное красноречие Исократа ("Панегирик"и "Панафинейская речь").

Эллинистическая ЛИТЕРАТУРА

Характерные черты эллинистической поэзии. Развитие индивидуалистических тенденций. Нарочитая изысканность и ученость. Отношение к религии и мифологии. Александрийский стиль.

Каллимах - представитель ученой александрийской поэзии. “Гимны” Каллимаха, их связь с гомеровскими гимнами - общее и отличия. Эпиллий («Гекала»). Мифологические сюжеты в идилиях Феокрита. Аполлоний Родосский. “Аргонавтика”. Новая трактовка образов главных героев: Ясон и Медея. Образы богов и богинь.


Греческий театр и драма. Развитие новой бытовой комедии. Менандр и комедия "интриги". Маски и характеры.

Появление мифографической литературы.

Развитие греческого романа. Любовно-авантюрный роман.

Развитие греческой эпиграммы.

ПОЗДНЯЯ греко-римская литература

Расцвет торжественного красноречия. Либаний, Гимерий, Фемистий. Священные речи. II-III софистики.

Плутарх и его «Сравнительные жизнеописания». Сочетание жанра “биографии” и “характера”. Плутарх как моралист. Значение роли личности. Этические ценности и добродетели. Лукиан - сатирический писатель. Форма диалога и сатирическая манера. (“Беседы богов”). Пародии Лукиана - мифологии, религии, художественно-эстетических норм.

II. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Историческое значение римской литературы и ее значение в античной культуры. Взаимосвязь римской и греческой литературы. Римская civitas и особенности римской литературы. Источники римской литературы - рукописи, фрагменты, комментарии, хрестоматии и др. Периодизация римской литературы и ее принципы. Язык римской литературы. Племена и языки древней Италии. Этапы развития латинского языка.

ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД

Начало римской литературы. Рим царской эпохи - материальная культура, письменность, религия. Рим и Этрурия. Римская civitas. Римская мифология и римский миф. Обрядовый характер религии и неразвитость мифологических представлений. Греческие мифы в Риме и их социальные феункции. Проблема происхождения исторических сказаний римлян. Исторический характер римского повествовательного фольклора.

Особенности римской мифологии. Влияние мифологии этруссков и греков. Культ предков и царей. Миф об Энее. Миф об основании Рима. Капитолийская триада (Юпитер, Юнона, Минерва). Мифология Януса, Весты, Сатурна. Значение культа Марса. Домашние культы

РАННЯЯ РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Превращение Рима в Италийскую державу. Процесс эллинизации римской культуры, религии, литературы. Формирование новой идеологии Рима.

Первые римские поэты. Влияние греческой литературы. Ливий Андроник. Первый римский перевод. Римская “Одиссея”. Гней Невий. Характеристика творческого наследия. Мифологическая трагедия и претекста.

РАННЯЯ РИМСКАЯ ДРАМА И ТЕАТР

Развитие римского театра. Периодизация римского театра. Народная драма. Обрядовые игры и фольклор. Римский театр и организация театральных представлений. Общественные и религиозные праздники. Особенности римского театрального здания. Специфика римской публики.

Тит Макций Плавт. Заимствование греческих сюжетов Плавтом, переосмысление их в духе карнавальной игры. Публий Теренций Афр. Сюжеты Менандра и Теренция. Гуманно-филантропическая трактовка социальных проблем. Особенность “масок” комедии-паллиата у Теренция - их гуманная трактовка. Квинт Энний. Кружок Сципиона. Трагедии Энния и влияние Еврипида.

ПОЭЗИЯ ПОЗДНЕЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Тит Лукреций Кар. “О природе вещей” - как осмысление философии античного общества. Мифология у Лукреция. Мифориторическая система культуры в риме. Этика Эпикура и ее интерпретация

Гай Валерий Катулл. Композиция сборника стихотворений Катулла как отражение основных принципов неотериков. Влияние греческой и александрийской поэзии. Любовно-мифологическая тематика. Римский фольклор в поэзии Катулла (“Свадьба Пелея и Фетиды”).

Римское ораторское искусство. Расцвет политического красноречия. речи Цицерона. Сборник писем Цицерона.

Историческая проза – Цезарь (исторические мемуары), Саллюстий (историческая монография), Непот (популярная историография).

РИМСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

Публий Вергилий Марон. Произведения Вергилия. “Буколики” - обращение к жанру идиллии. Тема “золотого века”. “Георгики”. “Энеида” – римский национальный эпос. Содержание и композиция поэмы. Миф об Энее и его политическое значение. Мир божественного порядка. Отражение столкновения богов в судьбах судей. Мир политических фигур и их судеб. “Энеида” - поэма о будущем Рима. Боги в поэме. Эней - новый тип героя.


Квинт Гораций Флакк. Эволюция политических взглядов Горация. Философия умеренности и “золотой середины”. Тема "Золотого века".

Римская любовная элегия. Социальные корни римской любовной элегии. Тематика, композиция, стиль. Альбий Тибулл. Лирический герой Тибулла. Эрот в элегиях Тибулла. Секст Проперций. Композиция сборника. Мифологический аппарат. Сведение мифологических представлений к "общему месту".

Публий Овидий Назон. “ Научо-мифологические поэмы Овидия - “Метаморфозы” и “Фасты”. Искусство новеллистического повествования, трактовка мифологических образов. Греческая и римская мифология в “Метаморфозах”. Типы превращений.

Развитие новой исторической прозы. Тит Ливий. Художественно-дидактическое направление. Основной миф Рима у Ливия.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ЮЛИЕВ-КЛАВДИЕВ

Астрономическая и астрологическая тематика в поэмах Германника и Манилия.

Луций Анней Сенека. Трагедии Сенеки. Мифологические герои в трагедиях Сенеки. Сатира и эпиграммы Сенеки.

Петроний - автор первого римского романа. “Сатирикон”. Проблема авторства и степень сохранности романа. Скептицизм аристократа и реалистический показ жизни. Новеллы и мим. Вставные рассказы.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ФЛАВИЕВ

Поэзия эпохи Флавиев. Эпические поэты I в. н. э. - неоклассицизм. Валерий Флакк и его “Аргонавтика”. Характеры героев. Риторические упражнения. Силий Италик. “Пуническая война” - трафаретность приемом эпоса, соединение истории мифа. Публий Папиний Стаций. “Фиваида” – последний эпос античности. Особенности использования мифа. Речи героев. Сборник стихотворений “Сильвы”.

Марк Валерий Марциал. “Эпиграммы” Марциала - их острота и реалистичность. Литературная теория Марциала - против мифологической поэзии. Децим Юний Ювенал. “Сатиры” Ювенала - состав сборника, тематика. Предмет сатир и формы инвективы.


РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

Перемещение культурного центра римской империи на переферию. Новые религиозно-философские системы. Риторика и поэзия II-III вв. Фронтон и его взгляды на литературу и ораторское искусство. «Аттические ночи» Авла Геллия и архаизация римской литературы. Светоний – "Жизнеописание 12 цезарей".

Апулей. Философские и риторические сочинения Апулея. «Метаморфозы или Золотой Осел» и повесть псевдо-Лукиана. Основной сюжет и вставные новеллы романа. Сатирическое изображение римского общества. Сказка об Амуре и Психее.


Курсовые работы для слушателей ВЛК не предусмотрены

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

УЧЕБНАЯ

ОСНОВНАЯ

Дуров В. С. История римской литературы. СПб., 2000.

История греческой литературы. М.; Л., 1946-1960. Т. I-III.

История римской литературы. М., 1959-1962. Т. 1-2.

Лосев А. Ф. Античная литература. М., 1997.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 2005.

Тронский И. М. История античной литературы. М., 2007.

УЧЕБНАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Анпеткова-Шарова Г. Г., Чекалова Е. И. Античная литература. Л., 1989.

Гвоздева Т. Б. Греческая лирика VII-VI вв. до н. э. М., 2006.

Дилите Д. Античная литература. М., 2003.

История всемирной литературы. Т. I. Отв. ред. И. С. Брагинский. М., 1983.

Круазе А. и М. История греческой литературы. Под ред. С. А. Жебелева. Пг., 1916.

Лосев А. Ф., Сонкина Г. А., Тимофеева Н. А., Черемухина Н. М. Греческая трагедия. М., 1958.

Федоров Н. А. Греческая лирика. М., 1963.

Церетели Г. Ф. Труды по истории античной литературы. Тбилиси, 1993.

Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. М., 1972.


Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. М., 1967.

СБОРНИКИ ТЕКСТОВ И ХРЕСТОМАТИИ

Античная литература. Греция: Хрестоматия / Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. М., 1989. Ч.1-2.

Античная литература. Рим: Хрестоматия / Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. М., 1999.

Античные теории языка и стиля. Под ред. О. М. Фрейденберг. М.-Л., 1936.

Античные мыслители об искусстве. Сост. Ф. В. Асмус. М., 1938.

Античные поэты об искусстве. Сост. С. П. Кондратьев, Ф. А. Пертовский. Л., 1938.

Древнегреческие поэты в биографиях и образцах. Сост. В. Алексеев. СПб., 1895.

Древнегреческая застольная, шутливая и эротическая эпиграмма. Пер. Е. В. Свиянова. Спб., 1997.

Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств. (Платон, Ксенофонт, Диоген Лаэртский, Плутарх, Либаний). Сост. Курчатников А. В. СПб., 1997.

Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II-V века. Под ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1964.

Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V века. Под ред. М. Л. Гаспарова. М., 1964.

Памятники поздней античной поэзии и прозы II-V века. Под ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1964.

Парнас. Антология античной лирики. Сост. С. А. Ошеров. М., 1980.

Поздняя греческая проза. Сост. С. В. Полякова. М., 1960.

Полонская К. П., Поняева Л. П. Хрестоматия по ранней римской литературе. М., 2000.

Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева. Т. II. М., 1999.

Человек античности. Идеалы и реальность. Сост. В. И. Исаева, И. Л. Маяк. М., 1992.

Эллиника: Хрестоматия прозаических комментированных текстов древнегреческих авторов. М., 1995.

Эллинские поэты VIII-III вв. до н.э. М., 1999.

НАУЧНАЯ

ОСНОВНАЯ

Аверинцев. С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.


Аверинцев С. Образ античности. СПб., 2004.

Анненский И. История античной драмы. Спб., 2003.

Античный роман. М. 1969.

Аристофан. Сборник статей. К 2400-летию со дня рождения. М., 1956.

Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк. Саратов. 1993.

Вулих Н. В. Овидий. М., 1996.

Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. М., 1971.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1988.

Гаспаров. М. Л. Избранные труды. В 3 тт. Т. 1. О поэтах. М., 1997.

Гаспаров М. Л. Об античной поэзии. М., 2000.

Головня В. Аристофан. М., 1955.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., .1999.

Гринбаум Н. С. Художественный мир античной поэзии. Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

Грималь П. Цицерон. М., 1991.

Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.

Доватур А. И. Феогнид и его время. М., 1988.

Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.

Дуров В. С. Юлий Цезарь. Человек и писатель. Л., 1991.

Дуров В. С. Художественная историография Древнего Рима. Спб., 1993.

Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости: в 2-х ч. Пг., 1919-1920.

Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология. Пг., 1920.

Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1980.

Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М., 1981.

Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в древней Риме. М., 1976.

Лосев А. Ф. Гомер. М., 1960.

Лосев А. Ф., Сонкина Г. А., Тимофеева Н. А., Черемухина Н. М. Греческая трагедия. М., 1958.


Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

Лурье С. Я. Геродот. М.-Л., 1947.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.

Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М., 1992.

Мифологический словарь. М., 1965.

Мифология Древнего мира. Под ред. В. А. Якобсона. М., 1977.

Мифы народов мира. В 2-х тт. М., 1980.

Миллер Т. А. Античная эпическая историография. Геродот. Тит Ливий. М., 1984.

Мякин Т. Г. Сапфо: Язык, мировоззрение, жизнь. СПб., 2004.

Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982.

Ошеров С. Найти язык эпох. М., 2001.

Покровская З. А. Античный филосовский эпос. М., 1979.

Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963.

Полякова С. В. «Метаморфозы» или «Золотой Осел» Апулея. М., 1988.

Пронин В. Катулл. М., 1993.

Радциг С. И. Античная мифология. М.-Л., 1939.

Ранняя греческая лирика (Миф, культура, мировоззрение, стиль). СПб., 1999.

Савельева Л. И. Художественный метод П. Теренция Афра. Казань, 1960.

Савельева Л. И. Приемы комизма у Плавта. Казань, 1963.

Селиванова Л. Л. Сравнительная мифология. Часть 1. Древний Восток. Часть 2. Античный мир. М., 2003.

Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.

Топоров В. Н. Эней – человек судьбы. М., 1993.

Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956.

Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Федоров Н. А. Греческая трагедия. М., 1960.

Фролов Э.Д. Жизнь Ксенофонта и его общественно-политические воззрения. Л., 1958.


Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Чистякова Н. А. Эллинистическая поэзия. Литература, традиции, фольклор. Л., 1988.

Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.

Шталь И. В. “Одиссея” - героическая поэма странствий. М., 1978.

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ярхо В. Н. Аристофан. М., 1954.

Ярхо В. Н. Эсхил. М., 1958.

Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. М., 1960.

Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

Ярхо В. Н. Античная драма. М., 1990.

Ярхо В. Н. Комедия. / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие»). М., «Лабиринт», 2000.

Ярхо В. Н. Эпос. Ранняя лирика. Древнегреческая литература: Собрание трудов. Серия «Античное наследие». М., . 2001.

Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса. М., 2004.

Справочная литература


Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник. Под ред. В. Н. Ярхо. М., 2002.

Античность. Словарь-справочник. Под ред. В. Н. Ярхо. М., 1998.

Античные писатели. Словарь. Спб., 1999.

Суриков И.Е., Ленская В. С., Соломатина Е. И., Таруашвили Л. И. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. М., 2009.

Мифология. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. Т. I-III.

Словарь античности. Отв. ред. В. И. Кузищин. М., 1989.

в) программное обеспечение:

Общесистемное программное обеспечение персональных компьютеров на основе операционной системы MS Windows XP (7) и офисное программное обеспечение на основе пакета MS Office 2003 (2010) с возможностью перехода по мере необходимости на свободное программное обеспечение (ОС Linux и офисный пакет OpenOffice.org)


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:


  • поисковые системы Яндекс, Google, Rambler, Mail.ru

  • eLIBRARY.RU, CIAO, LIBRARY PRESSDISPLAY, POLPRED.COM

  • Фонд УНИБЦ (НБ) РУДН, веб-сайт научной библиотеки университета с доступом к современным электронным библиотекам и профессиональным базам данных.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • наглядные пособия (карты);

  • презентации в POWER POINT;

  • компьютерный класс.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

  • компьютерное тестирование;

  • письменные аттестации.

Изучение дисциплины состоит из лекций и семинарских занятий. Формат семинара – обсуждение вопросов, предложенных преподавателем заранее для подготовки или непосредственно на очередном семинарском занятии; обсуждение студенческих докладов по заранее предложенным темам, дискуссии в рамках обсуждаемых тем. В ходе изучения дисциплины студентам предлагается тестирование.