zapogi.ru 1 2

Студия «Русские сувениры»» руководитель Хохрякова Т.М.


ВВЕДЕНИЕ.

Народное искусство - составляет основную часть декоративно-прикладного искусства Россию. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально.

Декоративно-прикладное искусство самое древнее - оно возникло в первобытнообщинном строе, когда человек начал делать первые попытки украсить себя и свое окружение. И оно самое молодое, так как по-прежнему в нем нуждается человек и особенно подрастающий. Ведь под влиянием окружающей жизни формируются его взгляды, убеждения и моральные устои.

Время неумолимо мчится вперед и вместе с прогрессом приходит в общественную жизнь и культуру, в частности, не мало негативного. А не устоявшееся сознание ребенка просто не успевает в своем развитии за всем тем потоком информации, которая обрушивается на него. Что из этого следует известно каждому педагогу, работающему с детьми. Тот идеологический и культурный вакуум, который образовался в нашем обществе в результате перестройки, мы педагоги обязаны заполнить самым ценным — нашей народной культурой и искусством, уходящими глубоко корнями в историю отечества. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых не только в их практической сущности, но и способности украшать нашу жизнь, умножать ее красоту, - духовный смысл произведений народного искусства.

В программе «Русские сувениры» детям предоставляется возможность узнать историю народных промыслов, приобрести навыки кистевого письма, глубже познакомиться с традициями народного искусства, а главное попробовать свои силы проверить свои творческие способности. Дети в студии не являются внешними наблюдателями, а реально действуют в живом процессе общения, познания и труда. Данная программа с постановкой задач включает в себя три ступени:
  1. ПРОБУЖДЕНИЕ интереса к народному искусству (донести секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить с историей развития промыслов).


  2. СОПРИКОСНОВЕНИЕ с высоким уровнем отношения к роли искусства в жизни человека.

  3. СОЗДАНИЕ ФУНДАМЕНТА культуры общения с народным искусством (фундамент будет создан, когда ребята овладеют определенными умениями и навыками).

Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, происходящими в их развитии, что для описания их ученые предпочитают использовать образные выражения такие как «гормонная буря», «эндокринный шторм», «скачек роста». В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, ранимость и т.д. Все это требует от педагога пристального внимания к каждому подростку, деликатности, тонкости, толерантности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Работая с подростками, педагог должен предъявлять и огромные требования к своей личности. Если в младшем школьном возрасте для ребят педагог тот, кому можно подражать, то в данном возрасте ребята признают только педагога, который является для них авторитетом и наставником, но уже для ребят 13-14 лет педагог должен быть и собеседником, умеющим слушать и слышать, понимать ребят. В студии ребята раскрепощаются от зажатых в рамки уроках, на практических занятиях можно поговорить не только на темы занятия, но и волнующей, интересующей подростка теме.

В подростковом возрасте важнее становится деятельность в группе сверстников с общими интересами. Для них важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Для них адекватными формами являются практические занятия, конкурсы, общественные акции и проекты.

В более старшем подростковом и юношеском возрасте возрастает стремление выполнить серьезные исследования, работать самостоятельно, им важно выразить свою точку зрения в диалоге или в творческом деле.


Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Занятия декоративно-прикладным творчеством очень популярны и разнообразны. Изучение народных промыслов и росписи по дереву, несомненно, откроют для многих ребят секреты мастерства, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время и подарят им радость творчества.

Программа «Русские сувениры» способствует решению важнейших воспитательных задач и осуществляет комплексный подход к становлению личности подростков.




МОИ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


  1. При совместной деятельности с детьми опираюсь на такие ценности как справедливость, уважение, предоставление права выбора, искренность в суждениях, действиях, поведении.

  2. Создаю в студии обстановку доверия, к каждому подростку подхожу индивидуально.

МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО.

Смысл жизни каждого человека - непрерывное движение по пути саморазвития, самопознания и самосовершенствования. Считаю, что каждый ребёнок уникален и дополнительное образование помогает раскрыть эту уникальность, помогает развиваться, познавать новое, самосовершенствоваться.

Я, как педагог, имею большой опыт работы с детьми разных возрастов, но наиболее близок мне самый сложный подростковый возраст, с которым я много лет успешно работаю. Помогают организовать учебный процесс специальности: учителя истории, начальных классов, педагога дополнительного образования. А мои увлечения и навыки (умею шить, вязать, вышивать, рисовать и расписывать) помогают заинтересовать ребят. К тому же я страстный коллекционер, имею уникальную коллекцию матрёшек, большую часть которых создала сама. Свои увлечения народными промыслами хочу передать детям.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков.


Эпиграфом к своей программе взяла слова известного ученого и специалиста в области декоративно-прикладного искусства и керамики, возродившего гжель, А. Б. Салтыкова. Почему декоративно-прикладное искусство выбираю приоритетным направлением в своей работе с подростками?

Во-первых, это искусство уходит глубоко корнями в нашу историю. Произведения народных мастеров имеют не только художественную ценность, но и огромное познавательное значение. В них мы видим мудрость народа, его представление о красоте и лучшей жизни.

Во-вторых, можно сказать словами художника Петрова-Водкина: «Декоративность - это первая необходимая ступень при изучении живописи, это почти то же, что умение грамотно писать для литератора, для того, чтобы не исказить смысл сказанного».

В-третьих, предметы прикладного искусства неподвластны времени и их изучение всегда актуально ведь оно воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень. К тому же, социально-нравственные задачи декоративно-прикладного искусства подчёркивают актуальность общих задач школы и нашего общества сегодня и являются обоснованием для составления данной программы.

Когда ближе знакомишься с народными промыслами, то приходишь к выводу, что такого уникального множества видов народного искусства нет ни в одной стране Мира. Оно столь многообразно и неповторимо, что просто невозможно объять необъятное. Поэтому я включила в учебную программу самые известные не только у нас в стране, но и далеко за её пределами народные промыслы. Это золотая Хохлома, многоцветный Городец, голубая Гжель, русская матрёшка, художественные лаки: чудесные шкатулочки и жостовские подносы. Ребята знакомятся с Урало-Сибирской росписью, с росписью Пермогорья и Мезени, а к главному христианскому празднику Пасхе - расписывают пасхальные яйца, которые являются известным русским сувениром и замечательным видом декоративно-прикладного искусства.


Главная цель моей программы:

Введение подростка во всё многообразие связей декоративно-прикладного искусства с жизнью, формирование у него знаний и навыков владения средствами декоративного языка, пространственного видения, развитие его воображения и фантазии. Помочь осознать народное искусство как духовную летопись человечества, подарить радость творчества, желание продолжать развивать народные традиции.

Основные задачи:


  1. Донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера. познакомить их с историей развития изучаемых промыслов.

  2. Развивать способности ребят, помочь им в преодолении трудностей, увлечь своим энтузиазмом.

  3. Познакомить с техникой росписи изучаемых промыслов. Формировать умения и навыки кистевого и графического письма и технические приемы изготовления сувениров.

  4. Прививать любовь к народному искусству, несущему в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

  5. Соблюдать культуру труда, умение планировать и организовывать свой труд, бережно относится к инструментам, экономно к лакокрасочным материалам.

  6. Формировать профессиональную ориентацию, умение самостоятельно применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

При составлении данной программы ознакомилась с большим количеством литературы по декоративно-прикладному искусству, побывала в местах зарождения изучаемых промыслов. Материал для отдельных разделов программы взяла из ниже перечисленной литературы. В целом же готовой программы, которую можно было бы взять за основу, я не нашла, поэтому составила ее сама, опираясь на данную литературу. Считаю, что по типу она является авторской, по целям и задачам – профильной, по направлению - профессионально-прикладной, по возрастным особенностям – разновозрастная.

Данная программа отличается от типовой своей концентрированностью, когда один и тот же раздел изучается три года. Опыт работы показал, что такое построение программы, когда ребята трижды возвращаются к одной и той же теме, наиболее целесообразное. Это позволяет каждый год не просто повторить, закрепить материал, но и значительно расширить, углубить свои знания, усложнить практическую работу и увидеть результаты по каждому разделу программы.


Делая первые шаги, ребята учатся правильно держать кисточку, овладевают элементами азбуки народной росписи.

Изучение народных промыслов начинаю с Хохломы, так как роспись ее «настолько самобытна и приемы ее так универсальны, что если хорошо усвоить основные элементы и строй орнамента, то легко удастся освоить и другие росписи свободного письма» (Н.Величко «Роспись»). К тому же золотая Хохлома созвучна с золотой осенью, ведь именно у природы человек черпает свои силы и вдохновения. А за окном студии красные кисти рябины и золотистая листва деревьев и кустарников.

В первый гол обучения ребята осваивают верховое письмо Хохломской росписи. Расписывают картонные тарелочки и плоскостную посуду. На следующий год, повторяя изученное, знакомятся с фоновым письмом, а в практической работе переходят на роспись объемных деревянных изделий. А на третий год обучения овладевают разновидностью фонового письма - «Кудриной», самой красивой и сложной росписью Хохломы. В практической части творчески разрабатывают эскизы деревянных заготовок и расписывают с использованием акрилового золота. По такой форме строится каждая тема трехлетнего обучения.

Программа делится на две ступени. Первая ступень: 3-х летнее обучение для всех желающих. Это обучение соответствует уровням подготовки учащихся: начальный, основной и авторский. Вторая ступень: 2-х летнего обучения для ребят увлечённых, которые уже более осознанно подходят к выбору занятий, необходимых для будущей профессии или для расширения своего кругозора и практического применения в быту, полученных знаний и навыков.

Программа дает определенные навыки и умения в новой практической деятельности, отсутствующей в общеобразовательной школе, можно сказать, формирует специалиста, владеющего профессиональными знаниями и навыками.

Программа предусматривает различные методы и формы проведения занятий. Это и рассказ педагога, очное и заочное путешествие по местам народных промыслов, занятия-ярмарки, выставки, отчёты перед родителями, экскурсии.


Сразу с первого занятия показываю ребятам, что полученные знания, умения и навыки пригодятся каждому из них, независимо от выбранной ими профессии. Ведь умение сделать красивое своими руками всегда доставляет радость себе и другим. Художественная деятельность подростков на занятиях находит разнообразные формы выражения: роспись изделий и сувениров с натуры, по памяти, по представлению, обсуждение работ товарищей, результатов собственного творчества, изучение художественного наследия известных мастеров декоративного искусства, копии их работ и создание авторских, работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам. Большое внимание уделяю самостоятельной деятельности обучающихся, ведь самостоятельность показывает результат усвоения программы.

С первого года обучения и до выпуска ребята ведут учёт своих достижений, заполняя таблицу:

Раздел программы

Что ною сделано

Мои успехи и достижения

Над чем мне надо работать

Обучаемые самостоятельно фиксируют собственное продвижение по ступеням мастерства и учатся адекватно оценивать свои возможности.

Для лучшего усвоения процесса изготовления того или иного сувенира разработаны технологические карты.

Занятия декоративно-прикладным искусством требует от ребят прилежности, аккуратности, сосредоточенности, внимания, упорства и терпения, чтобы овладеть росписью на высоком уровне, развивает сенсорные способности и мелкую моторику.

Связь с народной музыкой, поэзией, легендами и сказками позволяет образнее раскрыть тему отдельных занятий. В процессе работы поддерживается межпредметная связь с уроками изобразительного искусства, трудового обучения, истории и литературы. Важное значение имеет и оформление студии, в которой главное место занимают работы ребят. Они создают эстетически богатую среду, дают радость подросткам, ощущающим нужность своего труда. Кроме детских работ постоянно накапливаются методические разработки, книги, альбомы, образцы изделий народных мастеров. Знакомство с работами профессиональных художников и народных мастеров вдохновляет обучающихся студии на создание самостоятельных работ, вызывает естественное желание научиться делать такие же красивые вещи.


Во время практических работ ребята используют разнообразные художественные материалы: гуашь, темперу, акрил, деревянные заготовки, лак, клей ПВА. Остальное при изготовлении сувениров -бросовый материал: газеты, картон, кусочки ткани.

В студии ведётся летопись с фотографиями, в которой отмечаются успехи ребят и все достижения студии.

В конце каждого года учащиеся выполняют зачётную практическую работу, а после 3-х лет обучения сдают экзамены по теории и практике и получают свидетельство об окончании курсов по декоративно-прикладному искусству.

В студии «Русские сувениры» занимаются ребята с 4 по 10 класс. Принимаются все желающие без отбора. Продолжительность учебного года в студии 34 недели.

Характеристика студии «Русские сувениры».

Площадь студии 34 кв.м. Рабочие места: столы - 10 шт., стулья - 20 шт., шкафы - 5 шт, антресоли - 2шт, полки - 9 шт.

Студия хорошо освещена и эстетически оформлена, имеется большой методический материал, которым пользуются учителя школы. В студии проводятся лектории по народным промыслам, проходят экскурсии для школьников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I СТУПЕНЬ 3 х ЛЕТНЕГО ОБУЧЕНИЯ.



Разделы программы

Общее кол-во часов

В том

числе

Теория

Практика


I

Введение.

1. Русское народное прикладное искусство.

2. Орнамент композиция и цвет в росписи.

14

4

10

II

Золотая Хохлома.

16

2

14

III

Городецкая роспись.

16

2

14

IV

Русская матрешка.

18

4

14

V

Голубая Гжель.

16

2

14

VI

Жостовский поднос.


16

2

14

VII

Пасхальные яйца.

14

2

12

VIII

Урало-Сибирская роспись.

16

2

14

IX

Зачетная работа за год.

6

1

5




Экскурсии.

2

2







Организация выставок.

2




2


Всего:

136

23

113

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ТЕМАМ.


Разделы программы.

Примерные сроки

I год обучения

II год обучения

III год обучения

I. Введение.

1. Русское народное прикладное искусство.

Практическая работа и работа карточкам.

Сентябрь

Правила по ТБ.

Организация рабочего места.

Цель и задачи предмета Понятие: декоративно-прикладное искусство.

Азбука народной росписи:

  • капелька;

  • листок;

  • дуга (серпик, скобочка);

  • стихийка, завиток;

  • штрих, усики, точки;

  • цветной замалевок;

  • тычок.

Инструкция по ТБ. Умения и навыки 2-го года обучения.

Основные черты народного искусства:

• рукотворность;

• функциональность изделий;

• праздничность, красочность;

• ассоциация с природой;

• рациональность;

• традиционность;

• чувство материала;

• Мировоззрение автора.


Инструкция по ТБ.

Умения и навыки 3-го года обучения.

Языческие мотивы и символы в народных промыслах:

• дерево жизни;

• громовой знак;

• солярный знак;

• птица Сирин;

• русалка - берегиня;

• грифон;

• единорог и др.

2. Орнамент, композиция и цвет в росписи

Виды орнамента и анализ орнаментальных композиций. Краткие сведения по цветоведению.

Сентябрь

Узор и орнамент.

Орнамент как простейшая композиция. Принципы построения орнамента:

• Повторение;

• Чередование;

• Симметрия.

Орнамент:

  • геометрический;

  • растительный;

Цветовой круг

Теплые и холодные цвета. Ахроматический и хроматический цвет.

Техники и виды росписи.

Основные законы композиции:

• Целостность;

• Пропорциональность;

• Соразмерность;

• Соподчинение.

Схемы фризовых композиций (бордюры, пояски, у краешки, обводки).

Орнамент: зооморфный.

Растяжка цвета. Цвет и его значение в произведении народного искусства. Гармонирующие и негармонирующие цвета.

Орнамент в искусстве народов мира (таблицы).


Повторение. Законы композиции. Анализ композиционных решений.

Схемы композиций в прямоугольнике, квадрате, в круге и овале.

Орнамент:


  • гротескный:

  • геральдический.

Закон контраста - важнейший закон цветоведения.

Физическое, эмоционально-психологическое и символическое значение цвета.

II. Золотая Хохлома.

1. История возникно
вения и развития про
мысла.

2. Разновидность хох-
ломской росписи.

3. Практическая рабо
та.

Октябрь

Край, где родилась Хохлома. Легенды и сказания.

Этапы создания Хохлом-ских изделий. Тайна хох-ломского золота.

Орнамент Хохломы и ее особенность.

«Верхняя роспись»

Элементы Хохломской росписи. Орнаментные полосы. Узор «Травка». Травной фрагмент. Узор «Листочки».

Роспись плоскостной посуды.

Узор «Ягодка». Орнамент с ягодками и листочками.

Коллективная работа «Золотые травы России»

Из истории Хохломы. Цветовые решения Хохломы. Символическая роль цвета (краска, богатство и печаль).

Роспись «под фон».

Разновидность листьев и ягод в росписях Хохломы.

Фоновая роспись. Композиция по схеме «Ветвь». Гроздья рябины.

Подготовка деревянных изделий под роспись. Составление композиций в натуральную величину для росписи изделий (тарелка, карандашница, шкатулка, ручка).

Работа темперной и акриловой краской. Оценка выполненных работ.


У истоков Хохломской росписи. Сёминская и Семеновская хохлома - два основных центра росписи.

«Кудрина» - разновидность фонового письма.

Упразднения в последовательности выполнения «Кудрины». Орнамент в технике «Кудрина», «Золотая рыбка», «Жар - птица».

Подготовка к росписи деревянной посуды, грунтовка и шлифовка. Работа по образцам мастеров Хохломской росписи. Творческая работа. Самостоятельная разработка эскиза росписи деревянной посуды с использованием акрилового золота. Игровой момент: присвоение звания «Лучший художник Хохломы».

III. Городецкая роспись.

1. Городец - центр на
родного художествен
ного промысла.

2. Приемы Городецко
го письма.

3. Самостоятельная и
творческая работа.

Ноябрь

Городец - город мастеров Возникновение Городецкой росписи. Роль растительных мотивов в росписи.

Основные элементы росписи. Украешки и рамки. Розан и ромашка. Купавка \ бутон. Листья и кустики. Варианты композиций в круге. Роспись картонной тарелки: Городецкая гирлянда.

Подготовка разделочной досточки к росписи. Разработка эскиза в натуральную величину.

Роспись досточки «Городецкий букет».

Работа на выставку: «Закончи панно».

Городецкие мотивы, разнообразие цветов и птиц по форме и цвету. Городецкие кони и всадники.

Работа в альбомах «Городецкий фазан», «Птицы [ волшебного сада».


Разработка эскиза и роспись доски по эскизу «Птица на цветах».

Освоение росписи коня без карандашного рисунка.

Выполнение симметричной композиции. Роспись панно «По розанам и купавкам городецкий скачет конь».

Роспись точеных изделий: солонка, шкатулка, блюдо по выбору на зачет.


Традиции Городецких мастеров. Типажи и сюжеты Городецкой росписи. Жанровые композиции.

Последовательность выполнения фигуры человека в росписи «Кавалер и барышня».

Копии сюжетных сцен с людьми на улице и в интерьере купеческого быта с образцов художников фабрики «Городецкие узоры».

Творческая работа.

Разработка эскиза двухъярусной композиции в прямоугольнике.

Роспись панно по эскизу.

Зачетная работа.

IV. Русская матрешка.

1. Основные историче
ские сведения о проис
хождении и истории
матрешки.

2. Копирование, гра
фическая разработка и
роспись собственных
композиций.

3. Организация итого
вой выставки. Награж
дение лучших худож
ников.

декабрь - январь

История матрешки.

Занятие - ярмарка «С нами издавна знаком весь народ на ярмарке».

Выставка промысловых и авторских матрешек. Основные центры по изготовлению и росписи матрешек.

  • копирование матрешки
    Сергиева - Посада;

  • копирование матрешек
    г.Семенова;

  • копирование матрешки с.
    Полхов Майдан.

Графическая разработка и росись авторской матрешки. Изготовление и роспись матрешки - открытки. Матрешки - вкладыши из плотной бумаги (3-х местные). Матрешка - снегурочка.


Организация выставки матрешек - открыток.


Викторина «Ростом разные подружки». Виды матрешек, их отличия по форме и росписи.

Основные законы композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки.

Графическая разработка и полихромная роспись собственных композиций матрешек в альбомах:

* роспись матрешки в мо
нокомпозиция;

* роспись матрешки в род
ственной цветовой гармо
нии;

* роспись матрешки в кон
трастной цветовой гамме.

Изготовление и роспись матрешки - календаря.

Организация выставки «Новогодний хоровод матрешек».

Экскурсия: история русской матрешки.

Русская матрешка, как символ народного творчества.

Выставка работ педагога и выпускников.

Авторская матрешка, слияние двух традиций: актуальность Сергиев - Посадской и декоративность Семеновской.

Эскизы авторских матрешек:

* цветовое решение, образ
ность, сюжет;

* декор костюма, платков,
рукавов;

* решение лиц (эмоции, воз
раст);

* последовательность вы
полнения росписи.

Изготовление матрешек из папье-маше и роспись деревянных многоместных матрешек по своим эскизам. Способы лачения. Анализ выполненных работ. Выставка «Матрешек пестрый хоровод».

V. Голубая Гжель.

1. История становле
ния и развития Гжель
ского промысла.

2. Гжельский орна
мент.

3.Авторские композиции.

4. Подведение итогов.


февраль

Краткие сведения об истории гжельского промысла.

Характерные особенности Гжельской росписи. Геометрический орнамент: полоса из тонких линий; орнамент полосы из сеточки.

Орнамент полосы, включающей линии, сеточку и точку. Волнистые линии.

Бордюры. Растительный орнамент. Капельки, мазок с тенью. Бутон розы, завиток и елочка.

Роспись картонной тарелочки.

Творческая работа.

Сюжетная композиции на тему: «Дворец Снежной королевы».

Вы

Искусство Гжельских мастеров.

Орнаментальная компози­ция. Орнамент полосы. Роспись в квадрате, овале, круге.

Роспись плоскостных изо­бражений: роспись кувши­на, чайника, подноса.

Роспись изделий мелкой пластики.

Варианты оформления и контуры разделочных до­сок.

Самостоятельный выбор композиции и роспись раз­делочной доски.

Творческая композиция на свободную тему.

ставка, обсуждение и оценка

Гжель сегодня. Гжельская майолика.

Сюжетные композиции.

Разработка сюжетных композиций на тему: «Подводное царство», «Синяя птица», «Сказочный дворец», «Зимний денек».

Творческая композиция на свободную тему.

Роспись объемных изделий.

Изготовление ваз из папье-маше.

Роспись ваз, матрешек, керамической посуды, панно в Гжельском стиле.

Работы по выбору.

работ.

VI. Жостовский поднос.

1. История подноса,
особенности жостов
ской росписи.

2. Упражнения в кис
тевой росписи «Цветы
на подносе».

3. Творческая работа и
их оценка.


Март

Искусство Жостово. история возникновения декоративной росписи по металлу.

Этапы росписи жостовских подносов. Жостовский орнамент, украшающий борта подносов.

Цветы садовые и полевые. Типы и формы цветов в росписи. Азбука кистевых мазков. Копии предложенных вариантов изображений цветов: цветок яблони, лилия, василек, колокольчик. Листочки, травинки, усики и стебельки. «Привязка» в жостовской росписи.

Творческая работа.

Составление композиции и роспись картонных тарелочек. Лакировка.

Выставка работ.

Поэтическое занятие «Жостовский букет». История подноса.

Освоение мазковой техники жостовского письма.

Основные принципы жостовской росписи: импровизация и фантазия.

Цветы в корзине, игровой момент: «Дорисуем букет».

Декоративное изображение крупных цветков (маков).

Цветок «роза», букет из роз поднос из папье-маше круглой и овальной формы.

Самостоятельная работа.

Эскиз цветочного орнамента, роспись подноса по эскизу.

Выставка «Жостовских» подносов.

Мастерство Жостовских художников. (А.П.Ганин).

Легенда о хрустальном лаке по сказу П. Бажова.

Художественная система и самобытный стиль Жостова: народное искусство (орнамент) и реалистическая живопись (натюрморт).

Экскурсия в воображаемы музей. Формы подносов и композиционные схемы: «Букет в центре», «Букет в раскидку», «Букет с угла», «Венок».

Изготовление подносов разных форм из папье-маше.


Варианты композиционного размещения узора на подносах. Роспись подноса по эскизу.

Выставка и оценка творческих работ.


VII. Русский сувенир - пасхальные яйца.

Практическая работа

Апрель

Христианская пасха. Традиция «крашенок» и «писанок».

Символы, магические знаки, обереги. Работа с фотоальбомами, открытками. Беседа по выставке пасхальных яиц. изготовление крашеных яиц из папье-маше по технологической карте. Освоение технических приемов, нанесение росписи на округлую поверхность яйца. Роспись пасхальных яиц обереговой символикой. Роспись пасхальных яиц растительным орнаментом. Верховая роспись «под листок». Оформление пасхального праздничного стола.

Выставка пасхальных яиц.

История появления пасхального яйца как вида декоративно-прикладного искусства. Работа с фотоальбомом Л.Соловьевой «Пасхальные яйца».

Грунтовка картофельным крахмалом. Роспись деревянных яиц по эскизам и иллюстрациям фотоальбома, открыток.

Выставка пасхальных яиц.

Пасхальные яйца фирмы Фаберже. Тематика росписи авторских пасхальных яиц: религиозная, пейзажная с архитектурой, литературные, с языческими мотивами.

Копии росписей авторских работ. Самостоятельная разработка эскиза пасхального яйца. Роспись пасхальных яиц по эскизам. Творческая работа.

Оформление выставки пасхальных яиц.

VIII. Урало-Сибирская роспись

Становление и развитие

Приемы и виды.

Практическая работа Итоговая работа за год.


Май

Возникновение и распространение уральской народной росписи.

Виды приписок. Два способа выполнения росписи:

* работа от полутона;

* двойной мазок.

Последовательность выполнения элемента росписи
«листочек».

Ленточный орнамент.

Итоговое занятие - игра: «Знаете ли вы?». Зачетная практическая работа за год по выбору обучающегося.

Домовая роспись. Особенности Урало-Сибирской росписи.

Образно-графическая фактура Урало-Сибирской росписи.

Варианты объемно-пространственного решения живописной темы: цветок на светлом и темном фоне.

Стилизация птиц и рыбок в росписи

Викторина по промыслам.

Творческая зачетная работа за год по любому разделу на выбор.

Жанровые сцены в Урало-Сибирской росписи.

Схемы композиционного решения букета цветов.

Варианты декоративной стилизации объектов реального мира.

Эскизы жанровых сцен.

Роспись деревянных панно по эскизу.

Лакировка изделий.

Итоговый кроссворд.

Экзаменационная практическая работа по заданию педагога.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

II СТУПЕНЬ 2-Х ЛЕТНЕГО ОБУЧЕНИЯ

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.



Разделы программы

Общее кол-во часов

В том

числе

Теория

Практика

1.

Декоративно-прикладное искусство России

2

2




2.

Техника и виды росписи.

4

2

2

3.

Пермогорская роспись.

28

4

24

4.

Мезенская роспись.

28

4

24

5.

Традиционная и кузнецкая матрешка.

32


6

26

6.

Авторская матрешка.

32

6

26

7.

Итоговые работы:

• Зачеты;

• Выставки;

• Конкурсы;

• Авторские проекты.

10

2

8




Итого:

136

26

ПО

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 ГОД ОБУЧЕНИЯ.


№ п/п

Разделы программы

Общее кол-во часов

В том

числе

Теория

Практика


1.

Традиция и современность

10

2

8

2.

Лаковая миниатюра:

• Федоскино;

• Палех;

• Мстёра;

• Холуй.

56

12

44

3.

Русская иконография:

• Традиции иконописи в народных
промыслах;

• Из истории иконы;

• Стилевые особенности русской ико­
нописи;

• Техника, материалы и приемы письма
иконы.

48

12

36

4.

Древнерусский шрифт.

2

1

1

5.

Экзаменационная работа.

20

2

18





Итого:

136

24

112

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы по темам.

1. Декоративно-прикладное искусство России - 2 часа.

Форма занятий: заочное путешествие по местам народных промыслов.

Неповторимое и уникальное народное искусство. Резьба и роспись по дереву. Народная художественная керамика. Вышивка, кружево. Народный костюм. Художественная обработка металла и камня. Художественные лаки. Русское народное прикладное искусство.

2. Техника и виды росписи - 4 часа.

  • Роспись живопистная (кистевая, маховая, мазковая): верховое хохлом-ское письмо, городецкая, урало-сибирская, жостовская, петрозаводская и т.п.

  • Роспись графическая (зародилось от изографов): мезенская, северодвинская, хохломская Кудрина, устюженская и т.п.

Деление росписей по виду: орнаментальные и сюжетные (Н.Величко). Практическая работа по карточкам (предлагается выполнить изученные элементы графических и сюжетных росписей).

3. Пермогорская роспись — 28 часов.

История узоров Северной Двины. Пермогорская роспись: особенность палитры. Традиционные сюжеты пермогорской росписи. Техника исполнения, колорит, принципы построения композиции, сюжеты-указания на связь с древнерусскими книжными миниатюрами. Сюжеты пермогорских прялок: птица Сирен, супрядки, охота, сцены выезда, чаепитие и т.п.

Практические упражнения и творческие работы.

Основные элементы пермогорской росписи:

  • Схемы фрезовых орнаментов: ленточки и бордюры, углы, приписки.


  • Расписные мотивы: листочки, ягодки, трилистник, древо, цветки.

  • Птицы: кутюшки (курочки), птица Сирен.

Последовательность выполнения композиции.

  • Схемы композиций, составление композиции в прямоугольнике на тему: «Веселые супрядки». (Посиделки).

  • Композиция в круге с изображением солярного знака.

  • Роспись деревянных изделий.

  • Роспись расчески, броши, кубка и тарелочки по мотивам пермогорской росписи.

  • Выставка и оценка расписных изделий.

4. Мезенская роспись - 28 часов.

Версии происхождения мезенской росписи:

Схожесть с орнаментальной росписью греческого стиля;

  • Отголоски индоевропейской культуры, скифских культов;

  • Сходство с наскальными рисунками Заонежья;

  • Орнаменты узорные ткачества на р.Пинеге.

Первое упоминание о мезенской росписи (1904г.). изготовление и тематика росписи прялок. Возрождение промысла (60-е годы XX века.). Практические упражнения и творческие работы:

  • Мелкие элементы мезенской росписи: спираль, стихийка, звездочка, перышко, скобочка, волна, ромбик, точка, штрих, капелька, семечко, веретенце, косы, уточка, олень, лось, лошадка.

  • Повтор главных отличительных элементов: утушка, конь, полоска геометрического орнамента, импровизация - «Расписать берестяной туесок».

  • Последовательность изображения. Композиция в прямоугольнике «Птица».

  • Роспись деревянных изделий: сито, тарелка круглая, шкатулка, панно.

  • Выставка и оценка расписанных изделий.

5. Традиционная и Кузнецкая матрешка - 32 часа.

История создания промысла. Особенности Кузнецкой матрешки, матрешки статичные и динамичные.


Типы и образцы кузнецкой матрешки: провинциальные персонажи всех возрастов. Передача характера и настроения. Основной декор кузнецкой матрешки. Применение двойного мазка в декоре.

Сюжетные группы Кузнецкой матрешки:


  • Матрешка образ. Имеет свой характер: «Провинциалка», «Кокетка», «Семеновна», «Кулема», «Зинка».

  • Дидактическая игровая матрешка. Учебно-образовательная, воспитательная и игровая функции этой матрешки.

Тематика матрешек: сказки, поговорки, детские песенки, потекши, стихи и т.п.

«Бабушкины ладушки», «Репка», «Пошел котик на Торжок», «Курочка ряба» «Баю-баюшки», «Тараторки» и т.д.

• Матрешка - настроения.

Матрешка, передающая различные чувства и переживания. «Сережкины ромашки», «Пришли девчонки», «Уморилась», «Летние мечтания».

• Сувенирная матрешка.

Богатая декоративность матрешки. Позолота, перламутровые краски. Изображение памятных мест города, архитектурные ансамбли, храмы.

• Сюжетная матрешка.
Двухвариантная композиция:

  1. действующее лицо изображаемого сюжета сама матрешка «Посиделки», «Кашка - малашка».

  2. Сюжет размещен на фартуке.

Практические упражнения и творческие работы:

  • Кузнецкая роспись. Цветок и листок с двойным мазком.

  • Выполнить на бумаге несколько вариантов рисунка ткани: ситец, парча, вышивка.

  • Работа по карточкам: Варианты решения мужских и женских лиц.

  • Передача характера и настроения. Самостоятельно нарисовать лица различные по возрасту. Разработать эскизы лиц с разными выражениями (радость, печаль, удивление и т.д.).

  • Творческая разработка эскизов к матрешкам на темы: «Сказка», «Семья», «Времена года», «Сувенирная».

  • Выбор формы заготовки и технология подготовки формы под роспись.
  • Последовательность выполнения росписи на объемной форме по эскизу-


  • Роспись многоместных матрешек.

  • Зачетная работа. Проект росписи матрешки на заданный сюжет.

  • Выставка и оценка работ.

6. Авторская матрешка - 32 часа.

Три периода в истории развития расписной матрешки:

  • С момента возникновения (90-е года XIX в.) до начала 30-х годов - время труда мастера-ремесленники.

  • От середины 30-х г.г. до конца 80-х г.г. - фабричное изготовление матрешки.

  • Начало 90-х г.г. по настоящее время - свободный рынок, изготовление и продажа матрешек, то есть время авторской матрешки. Время перестройки. Интерес к России. Ренессанс матрешки.

Первые образцы авторской матрешки (художник Е.Латышева и Л.Овчинникова), тема русской женщины - матери, в которой необыкновенная жизнерадостность и сила, от которой все пошло и «уродилось» (стр. 40-41).

Тонкая графическая разработка в росписи матрешки. Возврат к тематическому разнообразию, существующему в ранний Сергиев - Посадский период. Более декоративное художественное решение. Возрождение классического образа темы «Семья», «Материнство», и его идеал - Богоматерь, почитаемая на Руси.

Начало XX века - процесс от иконописи к реалистичному изображению. Девяностые годы XX века - творчество художников - от реалистичности к принципам иконописного письма. «Ярославна» (стр.51).

Отражение истории нашей страны в росписи матрешек «Слово о полку Иго-реве» (стр. 71).

Матрешка, как вид народного искусства, - потенциал для передачи глубинного смысла событий, развернутых во времени и пространстве.

Политические мотивы в образе матрешки.

Роспись авторской матрешки - это слияние двух традиций: актуальность Сергиев - Посадской и декоративность Нижегородской.

Знакомство с авторскими коллекциями матрешек (фотоальбом, книги, набо ры открыток и личная коллекция).

Практические упражнения и творческие работы:


  • Орнамент русского костюма в росписи матрешки. Составление орнамент; в альбомах. Варианты рисунка ткани (ситец, сатин, шелк, парча, вышивка).

  • Композиционное решение, связь образа с формой матрешки.

  • Декор костюма (фактура ткани), платков, рукавов.

  • Виды глаз, губ и их расположение на лице.

  • Решение лиц (эмоции, возраст, цвет, тени).

  • Технология подготовки формы под роспись.

  • Выбор декоративного мотива, характерного для традиционных центров русской народной культуры в росписи матрешки.

  • Роспись матрешки под «Гжель», «Хохлому», «Жостово», «Городец», «Мезень» и т.п. по выбору.

7.Итоговая работа - 10 часов.

Создание проекта авторской матрешки. Эскиз и описание художественного образа, и его воплощение в матрешке. Защита проекта. Выставка - конкурс лучших работ и проекта. Собеседование и награждение.

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

1. Традиция и современность - 10 часов.

Творческие поиски и взаимообогащение народных промыслов, художественный вкус и традиции. Практические занятия:

  • Изготовление и роспись (по выбору) сундучка (Н.Величко «Роспись» стр. 156-157).

  • Творческое задание: «Я дизайнер».

  • Роспись объекта по выбору: украшение, мебель, сумка, одежда, обувь.

  • Изделия из дерева, стекла, кожи и т.д.

2. Лаковая миниатюра - 56 часов.

История художественных лаков.

Юго-Восточная Азия - родина лаковой миниатюры.

Русская лаковая миниатюрная живопись и ее старейший центр с.Федоскино (Подмосковье) конец XVIII века. Мануфактура купца П.И.Коробова. Миниатюра на крышечках табакерок. Фабричное производство А.П. Лукутина. Излюбленные темы живописных миниатюр: гуляния, катания на тройках, крестьянские работы, чаепития. Влияние классической живописи, реалистический характер изображений.


Основные приемы письма: письмо по - плотному, письмо по - сквозному.

Палех - знаменитый центр лаковой миниатюры. Сохранение в изобразительной системе Палеха стилистики древнерусской живописи.

Техника темперной живописи.

Разнообразие видов творчества палешан.

Отличительные особенности лаковой миниатюры Мстеры - ведущая роль пейзажа в создании художественного образа.

Особенности миниатюр Холуя: высокая степень реалистичности; подробный пересказ сюжета; более крупный пейзаж и фигуры людей, насыщенный колорит и более темные и контрастные тона.

Практические задания:


  • Изготовление шкатулок из папье-маше прямоугольной и круглой формы.

  • Последовательность изготовления.

  • Виды бокового орнамента.

  • Наклейки и нанесение бокового ажурного орнамента на шкатулку.

  • Изготовление шкатулок и ларцов усложненной формы из папье-маше.

  • Роспись шкатулок из дерева.

  • Копии лаковой миниатюры известных мастеров.

3. Русская иконография - 48 часов.

Традиции иконописи в народных промыслах. Роль иконы на русской земле. Причины воплощения иконописного мастерства в народных росписях:

  • церковный раскол, заставивший бежать старообрядцев от преследований в заволжские леса ( старообрядцы перенесли приемы иконописи на деревянную утварь - Хохломской травной орнамент);

  • использование приемов иконописи от богомазов местными крестьянскими художниками (Городец);

  • старообрядцы - книжники украшали и домашнюю утварь (Великий Устюг и Северная Двина).

Из истории иконописи.

Особенности религиозных традиций Запада и Востока. Иконотворчество на Руси строгие каноны иконографии. Русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев.

Иконография образа Пресвятой Богородицы.


Иконографические типы образа Богоматери:


  1. «Оранта» («Молящаяся»).

  2. «Одигитрия» («Путеводительница»).

  3. «Умиление» («Елеуса»).

  4. «Панахранта» («Пренепорочная»).

  5. «Агиосоритиссы» («Заступница»).

Чудотворные иконы Богородицы:

  1. Владимирская икона Богоматери.

  2. Казанская икона Пресвятой Богородицы.

  3. Донская икона Божьей Матери.

  4. Новгородская икона Божьей Матери «Знамение».

  5. Державная икона Божьей Матери.

Монументальная живопись в православном храме. Фрески. Мозаика. Символы православного искусства: символ, крест, крестное знамение.

Практические задания:

  • Рисунок. Как рисовать деревья (стр. 126 «Икона»), как рисовать горы, как рисовать Палаты.

  • Изображение воды в Новгородских, Строгановских и Палехских оригиналах.

  • Пейзаж в иконописи.

  • Рисунок фигуры человека. Композиционное построение фигуры человека в иконописи, (стр. 106 «Икона»). Копия композиции «Троицы» Андрея Рублева.

  • Роспись пасхальных яиц на религиозную тематику. «Храмы», «Образ Богоматери».

  • Иконописные традиции и русская матрешка. Роспись матрешки с иконой. Библейские сюжеты на поверхности матрешки.

4. Древнерусский шрифт - 2 часа.

История русского шрифта. Кириллица.

Каллиграфические варианты кириллицы: уставное письмо (с IX века), полууставное письмо (с Х1Увека), скоропись. Русская вязь - особое декоративное письмо.

5. Экзаменационная работа - 20 часов

1). Собеседование по изученным темам.

2). Выступление с рефератом.

3). Самостоятельная творческая работа по выбору: проект и роспись

А), авторской матрешки;

Б), пасхального яйца;


В). Миниатюрной живописи (шкатулка или панно).

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.


Задачи

Знания и умения

Формы работы

Механизм проверки результатов

1. Донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера. познакомить их с историей развития изучаемых промыслов.

Знать основные элементы азбуки народной росписи. Характерные особенности изучаемых промыслов. Знать теоретический материал изучаемых разделов программы.

Рассказ, заочная и очное путешествие по местам народных промыслов. беседа. Посещение выставок.

Викторина. Кроссворды. Тестирование

2. Развивать способности ребят, помочь им в преодолении трудностей, увлечь своим энтузиазмом.

Самостоятельно и творчески выполнить задания, переносить плоскостные эскизы на объемные предметы.

Практическая работа. Создание альбома с фотографиями личной коллекции матрешек.

Текущие и тематические выставки работ обучающихся и педагога. Создание уголка декоративно-прикладных изделий дома.

3. Познакомить с техникой росписи изучаемых промыслов. Формировать умения и навыки кистевого и графического письма и технические приемы изготовления сувениров.



Знать роспись графическую и кистевую. Владеть приемами кистевой росписи и графического письма. Этапы росписи. Выполнять изделия из папье-маше и уметь обрабатывать и расписывать бельевые заготовки последовательно.

Практические занятия. Творческие разработки. Работа с технологическими картами.

Выставки, конкурсы, ярмарки, проекты. Педагогический контроль.

4. Прививать любовь к народному искусству, несущему в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Виды декоративно-прикладного искусства и их назначение.

Проведение экскурсий и выступления с рефератами, проектами.

Создавать и изучать проекты по изучаемым промыслам.

5. Соблюдать культуру труда, умение планировать и организовывать свой труд, бережно относится к инструментам, экономно к лакокрасочным материалам.

Владеть приемами изготовления сувениров. Знать технику безопасной работы в студии. Уметь правильно обрабатывать деревянные изделия и покрывать их лаком.

Собеседование. Творческие задания.

Выставка и оценка расписных изделий. Самоанализ.

6. Формирование профессиональной ориентации, умение самостоятельно применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.



Изготовление и роспись сувениров.


Занятия в изостудии и самостоятельные занятия дома.

Ярмарки, выставки - продажи, сдача под реализацию в художественные салоны города, выполнение работы на заказ.



следующая страница >>